ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/19 от 28.01.2019 Байкаловского районного суда (Свердловская область)

Дело № 12-6/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Байкаловского районного суда Свердловской области Лошкарева О.В.,

с участием прокурора Байкаловского района Свердловской области Плеханова Е.А.,

при секретаре Язовских Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Байкаловского районного суда Свердловской области протест прокурора Байкаловского района Свердловской области на представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. от 16.01.2019 года, внесенное на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 и ФИО2,

установил:

Мировым судьей судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. 16.01.2019 года внесено на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области представление по вопросу осуществления надзора за соблюдением прав обучающихся в Байкаловской СОШ, в связи с выявленными обстоятельствами, содержащимися в материалах дел в отношении ФИО1 и ФИО2

Прокурор Байкаловского района Свердловской области Плеханов Е.А., не согласившись с вышеуказанным представлением, обратился в Байкаловский районный суд Свердловской области с протестом, в котором просит отменить представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. от 16.01.2019 года, внесенное в адрес прокурора Байкаловского района Свердловской области по вопросу осуществления надзора за соблюдением прав обучающихся в <данные изъяты> СОШ, в связи с выявленными обстоятельствами, содержащимися в материалах дел в отношении ФИО1 и ФИО2

В протесте прокурор Байкаловского района Свердловской области указал, что 17.01.2019 в адрес прокуратуры Байкаловского района поступило представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района от 16.01.2019, вынесенное при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, в отношении ФИО1 и ФИО2 Мировой судья Шестакова Н.В. указывает, что, согласно протоколов об административных правонарушениях, 16.01.2019 в 08 часов 30 минут ФИО1 и ФИО2, находясь на территории <данные изъяты> по адресу: <адрес>, распивали спиртные напитки.

В обоснование протеста на представление мирового судьи указано, что прокурор, в пределах представленных ему законом полномочий, осуществляет надзор за законностью на территории Байкаловского района, в том числе за соблюдением прав несовершеннолетних. Несмотря на то, что представление внесено в адрес прокурора Байкаловского районного суда Свердловской области, в нем отмечены недостатки в работе прокуратуры Байкаловского района, которые фактически отсутствуют. Данное представление считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

В силу положений указанного закона в компетенцию прокурора не входит контроль за поведением граждан, в том числе за совершением ими административных правонарушений. Указанное является полномочием органов полиции.

Внесение представления на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области положениям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует. Изложенные в представлении обстоятельства не относятся к причинам вменяемого ФИО1 и ФИО2 административного правонарушения и условиям, способствовавшим его совершению. Кроме того, в представлении не указано в чем, по мнению суда, выразились обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, а также какие меры должны быть приняты прокуратурой Байкаловского района для их устранения. В этой связи представление мирового судьи является неисполнимым. Указанные факты являются основанием для отмены вынесенного мировым судьей представления.

В судебном заседании прокурор Байкаловского района Свердловской области Плеханов Е.А. доводы протеста поддержал полностью, просил его удовлетворить, отменить представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. от 16.01.2019 года, внесенное в адрес прокурора Байкаловского районного суда Свердловской области по вопросу осуществления надзора за соблюдением прав обучающихся в <данные изъяты> СОШ, в связи с выявленными обстоятельствами, содержащимися в материалах дел в отношении ФИО1 и ФИО2 Также прокурором указано на то, что он занимает должность прокурора Байкаловского района Свердловской области, а не прокурора Байкаловского районного суда Свердловской области, как указано в представлении мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Шестаковой Н.В.

Выслушав прокурора, участвовавшего в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При внесении прокурору Байкаловского района Свердловской области представления по вопросу осуществления надзора за соблюдением прав обучающихся в Байкаловской СОШ в связи с выявленными обстоятельствами, содержащимися в материалах дел в отношении ФИО1 и ФИО2, мировой судья судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестакова Н.В. в своем представлении от 16.01.2019 года указала на то, что из материалов дел (протоколов об административных правонарушениях и др.) следует, что ФИО1 и ФИО2 16.01.2019 г. в 08 ч. 30 мин. на территории <данные изъяты> СОШ по адресу: <адрес> распивали спиртные напитки. Имеются основания для направления представления в прокуратуру Байкаловского района Свердловской области, как органу, осуществляющему надзор за законностью на территории Байкаловского района Свердловской области с учетом того, что по данным фактам может быть установлено нарушение прав обучающихся либо угроза нарушения таких прав, а также при наличии вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания - причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению. Указанные дела мировым судьей направлены для рассмотрения по подведомственности в МО МВД России «Байкаловский».

В соответствии со статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Предусмотренное данной нормой представление выносится по обстоятельствам, относящимся к нарушению требований законодательства, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в отношении лица, его совершившего. При этом такое представление выносится в случае выявления причин и условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения, и направлено на его устранение.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Представления, выносимые в соответствии со ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по своей природе являются процессуальными решениями, адресованными конкретным лицам и содержащими обязательные предписания, и предусматривают право судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, при установлении конкретных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить их различным субъектам: как юридическому лицу, так и должностным лицам. При этом основанием для вынесения представления является факт совершения административного правонарушения, подтверждаемый постановлением о назначении административного наказания.

Причины и условия совершения административного правонарушения в силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении и подтверждены допустимыми доказательствами.

По смыслу ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление может быть вынесено в адрес лица (организации, должностного лица), в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении и которое было признано виновным в совершении административного правонарушения, а также иных лиц, в отношении которых не возбуждалось дело об административном правонарушении, но действия (бездействие) этих лиц явились причиной административного правонарушения и/или условием, способствовавшим его совершению.

В рассматриваемом случае внесение представления на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области положениям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует. Изложенные в представлении обстоятельства не относятся к причинам вменяемого ФИО1 и ФИО2 административного правонарушения и условиям, способствовавшим его совершению.

Кроме того, как установлено в судебном заседании мировым судьей судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 и ФИО2 не рассмотрены по существу. Вышеуказанные дела об административных правонарушениях на основании определений мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области от 16.01.2019 года направлены для рассмотрения по подведомственности в МО МВД России «Байкаловский», на данные определения прокурором Байкаловского района Свердловской области принесены протесты, следовательно, оснований для применения положений ст.29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.

С учетом изложенного, суд находит протест прокурора Байкаловского района Свердловской области на представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. от 16.01.2019 года, внесенное на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 и ФИО2, подлежащим удовлетворению.

При таких обстоятельствах, представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. от 16.01.2019 года, внесенное на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области, подлежит отмене.

Руководствуясь ст.30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Протест прокурора Байкаловского района Свердловской области -удовлетворить.

Представление мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области Шестаковой Н.В. от 16.01.2019 года, внесенное на имя прокурора Байкаловского района Свердловской области (по представлению прокурора Байкаловского районного суда Свердловской области) при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 и ФИО2 - отменить.

Решение на 6 (шести) страницах изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Судья О.В.Лошкарева