ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/20 от 15.01.2020 Краснокаменского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 12-6/2020

УИД 75RS0015-01-2020-000009-85

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Краснокаменск10февраля2020 года

Судья Краснокаменского городского суда Забайкальского края Салбуков К.В., при секретаре Кулаковой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Отдела Министерства внутренних дел России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району УМВД России по Забайкальскому краю на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 13 декабря 2019 года о назначении административного наказания по ст. 15.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 13 декабря 2019 года,Отдел Министерства внутренних дел России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району УМВД России по Забайкальскому краю (ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району)признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, что составляет 3.380 рублей.

Считая привлечение к административной ответственности неправомерным, ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району обратилосьв суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, чтовынесенное постановление является неправомерным, поскольку на основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом № 65н от 1 июля 2013г. в соответствии с приложением (таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного сектора управления) в 2018 году ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району был заключен государственный контракт от 08 ноября 2018 года на сумму 67.602,55рублей на поставку картриджей по коду бюджетной классификации . Вид расходов по коду распространяется на КОСГУ ,тем самым использование бюджетных средств полностью соответствует целям, определённым законом, и является целевым расходованием, в связи с чем, ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району просило суд отменить постановление Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 13 декабря 2019 года.

В судебном заседании представители ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили отменить постановление Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 13 декабря 2019 года.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении жалобы, дала пояснения аналогичные письменному отзыву на жалобу.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 03декабря 2018 года, составленным заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, средства федерального бюджета, выделенные ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району на финансовое обеспечение работ (услуг) по текущему и капитальному ремонту, включая ремонт с модернизацией, вооружения, военной и специальной техники идвижимого военно-технического имуществ, техническому и сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, включенные в состав государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения направлены главным бухгалтером отдела ФИО2 на закупку материальных запасов (закупка картриджей для оргтехники, компьютерных комплектующих, жестких дисков) на общую сумму 67.602,55 рублей, в связи с чем, действия ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 13 декабря 2019 года, Отдел Министерства внутренних дел России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району УМВД России по Забайкальскому краю (ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа вразмере5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, что составляет 3.380 рублей.

Доводы жалобы сводятся к тому, что согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом № 65н от 1 июля 2013г. в соответствии с приложением (таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного сектора управления) в 2018 году ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району был заключен государственный контракт от 08 ноября 2018 года на сумму 67.602,55 рублей на поставку картриджей по коду бюджетной классификации . Вид расходов по коду распространяется на КОСГУ , тем самым использование бюджетных средств полностью соответствует целям, определённым законом, и является целевым расходованием.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 № 703 «О Федеральном казначействе» полномочия по осуществлению функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере возложены на органы Федерального казначейства.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ Федеральное казначейство, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иныхнормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Согласно статье 6 БК РФ ОМВД России по г.Краснокаменску и Краснокаменскому району является получателем бюджетных средств и обладает бюджетными полномочиями по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, а так же исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которыми бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально- экономических задач.

В соответствии с разделом 5(1).1 Указаний, виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - расходы государственных (муниципальных) учреждений).

Разделом 5(1).2 Указаний определены виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения, в соответствии с которым по виду расходов 215 «Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военнотехнического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения» отражаются расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение работ (услуг) по текущему и капитальному ремонту, включая ремонт с модернизацией, вооружения, военной и специальной техники и движимого военно-технического имущества, техническому и сервисномуобслуживанию вооружения, военной и специальной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, включенные в состав государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 16 сентября 2019 г. ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Из представленных Управлением материалов следует, что в 2018 году расходы по государственному оборонному заказу предусматривались, в том числе, на ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения по КБК

В 2018 году в ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району по КБК поступило финансирование в сумме <данные изъяты>.

ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району 08 ноября 2018 года заключен государственный контракт на поставку картриджей для оргтехники на сумму 67.602,55 рублей.

Платежным поручением от 05 декабря 2018 года произведена оплата за картриджи для оргтехники на сумму 67.602,55 рублей.

Таким образом, средства федерального бюджета, выделенные ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району по КБК на финансовое обеспечение работ (услуг) по текущему и капитальному ремонту, включая ремонт с модернизацией, вооружения, военной и специальной техники и движимого военно-технического имущества, техническому и сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, включенные в состав государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения, направлены Отделом на закупку материальных запасов (картриджи для оргтехники) на общую сумму 67.602,55 рублей.

Вместе с тем, согласно разделу 5(1).2 Указаний расходы на закупку комплектующих, картриджей и прочих материальных запасов в перечень расходов в рамках данного вида расходов не входят.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджетабюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Следовательно, ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району не соблюдены требования статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н, допущено расходование бюджетных средств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимсяправовым основаниемпредоставления указанных средств по КБК в сумме 67.602,55 рублей, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, действия ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району были правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району судом не установлено, ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району извещался должностным лицом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Проверка проводилась на основании приказа Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 16 сентября 2019 г. и являлась плановой.

Указанное свидетельствует о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно и обоснованно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.

Доводы представителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю ФИО1, о том, что указанный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом, судом отклоняются по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.

Несоблюдение правил подведомственности означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Из совокупности изложенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям об оспаривании постановлений об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, и (или) решений по жалобе на это постановление.

Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права. При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 внесены изменения в пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении кадминистративной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается вдействиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

В силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективной стороной данного правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Оспоренные постановления не нарушают права юридического лица, возникшие в связи с осуществлением деятельности в экономической сфере, возлагают на него какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления в осуществлении данной экономической деятельности.

Совершение юридическим лицом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, представляет собой нарушение норм публичного права, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете. Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области использования бюджетных средств не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.

Следовательно, исходя из позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 5, заявление по делу об административном правонарушении, которым ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю от 13декабря 2019года о назначении Отделу Министерства внутренних дел России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району УМВД России по Забайкальскому краю административногонаказания по ст. 15.14 КоАП РФоставить без изменения, а жалобу Отдела Министерства внутренних дел России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району УМВД России по Забайкальскому краю без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья: Салбуков К.В.