ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2015 от 30.07.2015 Дульдургинского районного суда (Забайкальский край)

Дело – 6 / 2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

c. Дульдурга 30 июля 2015 года

Судья Дульдургинского районного суда Забайкальского края Замиенова О.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2,

государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по Забайкальскому краю ФИО3,

при секретаре Дашинимаевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по Забайкальскому краю ФИО3 от 08 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по Забайкальскому краю ФИО3 от 08 июня 2015 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, и назначено ему наказание виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2, не согласившись с данным постановлением, подал жалобу, в которой указал, что 25 мая 2015 г. в пос. Агинское в отношении него государственным инспектором отдела АТ и АДН Управления госавтодорнадзора по Забайкальскому краю ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.23. КоАП РФ за то, что он 16 апреля 2015 г. в 08:00 часов допустил к эксплуатации на линию транспортное средство KAB3-397620 (peг. знак АА 103 80), предназначенное для перевозки пассажиров по маршруту Алханай - Дульдурга, в соответствии с путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ под управлением водителя ФИО1 без тахографа.

03 июня 2015 г. на данный протокол он направил инспектору свое несогласие в форме возражения.

08 июня 2015 г. в пос. Агинское инспектор ФИО3 в отношении него вынес постановление по делу об административном правонарушении о том, что он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23. КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей за то, что он ДД.ММ.ГГГГ в 08:00 часов допустил к эксплуатации на линию транспортное средство KAB3-397620 (peг. знак АА 103 80), предназначенное для перевозки пассажиров по маршруту Алханай - Дульдурга, в соответствии с путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ под управлением водителя ФИО1 без тахографа.

Данное постановление считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 11.23. КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф), в случае если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 28.12.2013 г. N 437-Ф3, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», со ссылкой на ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта РФ.

Данное постановление вступило в силу с 01.04.2013 г. В развитие вышеуказанного Постановления Правительства РФ № 1213, Министерством транспорта РФ был издан Приказ от 21.08.2013 г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами», где в п. 3 указано, что в соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении №2 к Приказу Минтранса России № 36 после слов "за исключением", производится: автобусов категорий и, используемых для перевозки пассажиров, - до 1 июля 2014 г.

Таким образом, в соответствии с указанным приказом автобус МБОУ «Алханайская СОШ» подлежал оборудованию тахографом с 01.07.2014 г.

Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 17.12.2013 г. №1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами», где в п. 3 указано, что для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления в первоначальной редакции (от 17.12.2013 г.) пункт 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступал в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 579 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 г. №1177», слова "по истечении 180 дней со дня его официального опубликования." заменены словами "с 1 июля 2015 г.".

Таким образом, требования к транспортным средствам для организованной перевозки группы детей, в том числе и к оборудованию их тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленные в п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 г. №1177, будут действовать только с 01.07.2015 г.

Как указано во втором предложении п. 1 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 28.12.2013 г. №437-Ф3, требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с этим Правительство Российской Федерации в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 28.12.2013 г. № 437-Ф3, отложило введение в действие части своего же Постановления от 17.12.2013 г. №1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами» до 01.07.2015 г., касающейся необходимости оборудования школьных автобусов тахографами, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, что никак не противоречит п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Вместе с тем, в обжалуемом постановлении инспектора отдела АТ и АДН ФИО3 от 08.06.2015 г. не указано, какие именно нормативно-правовые акты мною нарушены (из вышеуказанных Правил и постановлений Правительства), поскольку помимо общих оснований имеются ещё и специальные, (как в данном случае), а именно нарушение положений Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 г. №1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Прошу суд также учесть, что «Правила оснащения транспортных средств тахографами», утвержденные приказом Минтранса России от 21.08.2013 №273, являются общей нормой по отношению к «Правилам организованной перевозки группы детей автобусами», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 №1177 (ред. от 23.06.2014).

Кроме того, в соответствии с общими положениями теории права при наличии предписаний общих и специальных норм, подлежат применению специальные нормы.

Кроме этого прошу суд принять во внимание, что нормы принятые Правительством РФ обладают высшей юридической силой по сравнению с нормами принятыми Минтрансом России.

Из указанного следует, что в период до 01 июля 2015 года транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки группы детей, могут эксплуатироваться в отсутствие тахографа, а управление такими транспортными средствами не образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 11.23. КоАП РФ.

В связи с этим, постановление инспектора отдела АТ и АДН ФИО3 от 08.06.2015 г. о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23. КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в его действиях состава правонарушения.

Просит суд учесть, что ранее инспектор ФИО3 за то, что он 16 апреля 2015 г. допустил к эксплуатации на линию транспортное средство KAB3-397620 (peг. знак ), предназначенное для перевозки пассажиров по маршруту Алханай – Дульдурга, в соответствии с путевым листом от 10.04.2015 г. под управлением водителя ФИО4 без тахографа, уже выносил в отношении него постановление по делу об административном правонарушении от 16.04.2015 г., которое Дульдургинским районным судом 28 мая 2015 г. по его жалобе было отменено.

На основании п.5 ст.4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Следовательно, постановление об административном правонарушении от 08 июня 2015 г., составленный повторно по одному и тому же событию на ранее отмененных судом данных, является незаконным. Просит суд вынести в адрес инспектора ФИО3 частное определение о недопустимости вынесения повторных постановлений по материалам, которые рассмотрел суд.

На основании пунктов 1, 2 ст.28.5. КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В нарушение данной нормы протокол об административном правонарушении составлен не в момент выявления совершения административного правонарушения, а в гораздо более поздний срок. Более того, в момент составления протокола 25.05.2015 г. транспортное средство не было на линии и не перевозило детей. Предполагаемое нарушение было выявлено лишь на основании путевого листа № 37 от 10.04.2015 г., что не может являться безусловным доказательством того, что автобус в этот день находился на линии. Это аналогично тому, что сотрудник ДПС остановит водителя и выпишет ему штраф за то, что тот неделю назад ездил не пристегнутым.

В соответствии с ч.1 ст. 11.23. КоАП РФ административная ответственность наступает за управление транспортным средством без тахографа, однако в момент составления протокола 25.05.2015 г. автобус не эксплуатировался и не перевозил детей (стоял на стоянке), следовательно, в момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовало событие правонарушения. 10.04.2015 г. автобус под управлением водителя ФИО1 фактически не был на линии и не перевозил детей, несмотря на наличие путевого листа.

И.о. начальника Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю направил в суд письменный отзыв на жалобу, в котором указано, что постановлением должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (далее Управление) от 08.06.2015г. ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

С жалобой ФИО2 не согласны по следующим основаниям.

Согласно доводам заявителя жалобы, до 01.07.2015г. транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки детей, могут эксплуатироваться в отсутствии тахографа в связи с тем, что данное требование до 01,07.2015г. не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г, N1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами11 (далее Постановление Правительства № 1177).

Данный вывод ФИО2 основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, необходимость оборудования транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров предусмотрена ч.1 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон № 196 - ФЗ) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля.

Во исполнение данного Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2012 г, N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" (далее постановление Правительства № 1213).

Во исполнение постановления Правительства N1213 принят приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее приказ Минтранса от 13 февраля 201Зг, № 36), Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" (далее приказ Минтранса от 21 августа 2013г. № 273),

Так, в соответствии с приложением № 2 к Приказу Минтранса № 36, определены категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращении и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная

масса которых превышает 5 тонн (категория М2),

Согласно п. 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Минтранса от 21 августа 2013г. № 273, оснащение тахографами автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, производится до 1 июля 2014 г.

Тахографы являются техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Отсутствие тахографов на школьных автобусах не может позволить образовательным учреждениям должным образом обеспечивать безопасность перевозок школьников.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N1177 утверждены правила организованной перевозки группы детей автобусами. Данное постановление Правительства не принято во исполнение ч, / ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, поэтому оно не является специальной нормой, устанавливающей обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих па территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля.

Кроме того, Федеральный закон обладает высшей юридической силой, чем постановление Правительства Российской Федерации.

Таким образом, необходимость оснащения автобусов М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров тахографами, предусмотрена с 1 июля 2014г., а не с 1 июля 2015г.

2. Согласно жалобе, отсутствует событие административного правонарушении, так как 10.04.2015г., 25.05.2015г. автобус не эксплуатировался и не перевозил, несмотря на наличие путевого листа,

ФИО5 привлечен к административной ответственности за допуск к эксплуатации транспортного средства КАВ 3-3 97620 р/з , предназначенного для перевозки пассажиров (категории М3) без тахографа. Согласно п/л от 10.04.2015г. разрешил выезд автобусу, о чем имеется его подпись в путевом листе. Время выезда транспортного средства 08 ч. 00 мин., возвращение 15ч. 30 мин., показания одометра при выезде 00292, при возвращении 00357, водитель ФИО1 прошел предрейсовыи и послерейсовый медицинский контроль, о чем имеется отметка в путевом листе.

Ч. 1 ст. 11.23 Ко АП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки пассажиров без тахографа.

ФИО2 привлечен к административной ответственности не за эксплуатацию транспортного средства, а за выпуск его на линию.

3. Согласно доводам заявители жалобы, постановление от 16.04.2015г, о привлечении ФИО2 за то же правонарушение, отменено Дульдургинским районным судом, в связи с чем, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением пунктов 1,2 ст. 28.5. КоАП РФ.

По данному обстоятельству, поясняют следующее.

Протокол от 16.04.2015г. , постановление от 16.04.2015г. , вынесенное в отношении ФИО2 являются испорченными документами, в них отсутствует подпись ФИО2 об ознакомлении, данные документы не имеют юридической силы. Оригиналы данных документов перечеркнуты инспектором ФИО3 и сданы в Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю для учета. ФИО2 была обжалована копия документа (постановления), без предъявления оригинала, так как оригинал является испорченным и находится в Управлении государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю.

За нарушение, совершенное ФИО2 10.04.2015г., возбуждено дело об административном правонарушении 25.05.2015г., вынесено постановление 08.06.2015г., в присутствии ФИО2

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, просит постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН УГЛДН по Забайкальскому краю ФИО3 Д,Ж. от 08,06.2015г. отставить без изменения, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 в судебном заседании свою жалобу поддержал по основаниям выше изложенным и просит постановление отменить, указывая, что дважды за одно и то же событие административного правонарушения он не может нести ответственность.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор отдела АТ и АДН УГАДН по Забайкальскому краю ФИО3 с жалобой не согласен и суду пояснил, что ФИО2 несет ответственность как лицо, ответственное за выпуск на линию транспортных средств без тахографа. Первый протокол был им испорчен, кроме того на протоколах имеются разные даты. Просит его постановление об административном правонарушении оставить в силе, а жалобу ФИО6 оставить без удовлетворения. Отзыв на жалобу поддерживает полностью поддерживает.

Заслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 08 июня 2015 года в отношении ФИО2. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явился факт, выразившийся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 08:00 часов допустил к эксплуатации на линию транспортное средство KAB3-397620 (peг. знак ), предназначенное для перевозки пассажиров по маршруту Алханай - Дульдурга, в соответствии с путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ под управлением водителя ФИО1 без тахографа.

Решением Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 28 мая 2015 года отменено постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН Управления госавтонадзора по Забайкальскому краю ФИО3 от 16 апреля 2015 года по делу об административном в отношении ФИО2 по ч.1 ст.11.28 КоАП РФ, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.

Государственным инспектором отдела АТ и АДН Управления госавтонадзора по Забайкальскому краю ФИО3 16 апреля 2015 года было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за то, что он 16 апреля 2015 года в 14:09 часов допустил к эксплуатации на линию транспортное средство КАВЗ-397620 (рег. знак АА 103 80), предназначенное для перевозки пассажиров по маршруту Алханай – Дульдурга, в соответствии с путевыми листами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ под управлением водителя ФИО1 без тахографа.

В силу частей 1, 5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, установлено, что в отношении ФИО2 по одному и тому же факту вынесено два постановления о назначении административного наказания, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по Забайкальскому краю ФИО3 от 08 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано по правилам, установленным ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: О.В. Замиенова