ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2016 от 03.08.2016 Вейделевского районного суда (Белгородская область)

Дело №12-6/2016

Р Е Ш Е Н И Е

03 августа 2016 года п. Вейделевка

Судья Вейделевского районного суда Белгородской области Лобов Р.П., рассмотрев протест прокурора Вейделевского района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Вейделевского района Белгородской области от 08.07.2016 по делу об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении директора государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Подоскиной С.А., <данные изъяты>, производство по которому прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

На основании постановления прокурора Вейделевского района от 27.06.2016 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Подоскиной С.А., которая, согласно выводам прокурора, являясь директором ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в нарушение требования ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", не сообщила в десятидневный срок в администрацию муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области о заключении 25.05.2016 трудового договора с ФИО1, ранее (до 24.05.2016) замещавшей должность муниципальной службы – <данные изъяты>, включенную в перечень должностей муниципальной службы района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Вейделевского района Белгородской области от 08.07.2016 производство по делу об административном правонарушении прекращено по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Подоскиной С.А. состава административного правонарушения.

Прокурором Вейделевского района на постановление подан протест, в котором ставится вопрос об отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании при рассмотрении протеста прокурор Вейделевского района Иванов Н.В. его поддержал.

Подоскина С.А. считала постановление мирового судьи законным и обоснованным, протест прокурора не подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев доводы протеста, заслушав представителя прокуратуры, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон о противодействии коррупции).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Положение ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции обязывает работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден указом Президента РФ от 18мая2009года N557. Этим же указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано до 1 сентября 2009 г. определить соответствующие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы.

Из приказа о назначении на должность от 30.12.2015 № 427 л/с (л.д. 21), срочного трудового договора от 31.12.2015 № 42 (л.д. 8 – 10) следует, что Подоскина С.А. с 31.12.2015 занимает должность директора государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»). Договор заключен сроком до 31.12.2016.

25.05.2016 в Учреждение на должность заведующей отделением активного долголетия принята ФИО1, что подтверждается срочным трудовым договором от 25.05.2016 № 8 (л.д. 15 – 18) и приказом о приеме на работу от 25.05.2016 № 50 л/с (л.д. 19)

Согласно трудовой книжки (л.д. 22 – 35) и распоряжения главы администрации от 24.05.2016 № 472 (л.д. 35) ФИО1 в период с 01.03.2014 по 24.05.2016 занимала должность муниципальной службы – начальника управления <данные изъяты>, которая, в соответствии с постановлением администрации от 20.01.2016 № 5 (л.д. 39 – 43), включена в перечень должностей муниципальной службы района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с рапортом ст. помощника прокурора Вейделевского района ФИО2 директор ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Подоскина С.А. в установленный десятидневный срок не сообщила в администрацию муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области о заключении трудового договора с ФИО1 Данное обстоятельство подтверждается и самой Подоскиной С.А.

Вместе с тем, судья признает, что в опротестованном постановлении сделан правильный вывод об отсутствии в действиях Подоскиной С.А. состава инкриминируемого правонарушения.

В постановлении справедливо отмечено, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Конвенцией предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе (п. 1 ст. 12).

Из пп."е" п. 2 ст. 12 Конвенции следует, что в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ названных положений Конвенции и ч.ч. 2, 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи дает основание полагать, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Из изложенного следует, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Положение ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дает понятие бюджетного учреждения, которым признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Как следует из Устава ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» данное Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной с целью предоставления социальных услуг в стационарной форме при постоянном проживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

Его учредителем и собственником имущества является Белгородская область.

Полномочия учредителя Учреждения от имени Белгородской области осуществляет Управление социальной защиты населения Белгородской области, полномочия собственника имущества – Управление и Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области.

Изложенное свидетельствует о том, что ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, его деятельность связана с предоставлением государственных услуг.

В связи с этим является правильным изложенный в постановлении мирового судьи вывод о том, что исполнение ФИО1 обязанностей по должности заведующей отделением активного долголетия не связано с коррупционными рисками, не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на муниципальной службе, а поэтому Подоскина С.А. не может быть привлечена к административной ответственности за нарушение обязанности по сообщению о приеме ФИО1 на работу.

По этой причине довод протеста о том, что факты трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в государственные или муниципальные бюджетные или казенные учреждения, учредителями которых являются органы исполнительной власти, не имеют юридически значимых последствий, поскольку действующее законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции не ставит обязанность работодателя сообщить о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в зависимость от его организационно – правовой формы и вида деятельности, и единственным условием возникновения у работодателя такой обязанности является факт заключения договора, является неубедительным.

Вопреки доводам протеста, вывод мирового судьи основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации в их системной взаимосвязи с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции.

Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом РФ (постановления от 21.07.2015 № 48-АД15-2, от 12.10.2015 № 16-АД15-7, от 12.05.2016 N 45-АД16-5).

Судья соглашается с доводами протеста о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена зависимость обязанности работодателя по направлению сообщения от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией (работодателем) или нет.

Вместе с тем, данное обстоятельство не явилось основанием для прекращения производства по делу.

При рассмотрении протеста прокурора, несмотря на его доводы, установлено, что мировым судьей нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в том числе положений его статей 24.1, 26.1, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Вейделевского района Белгородской области от 08.07.2016 по делу об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении директора государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Подоскиной С.А., производство по которому прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, протест прокурора Вейделевского района – без удовлетворения.

Судья: