ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2016 от 15.01.2016 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

г. Нефтекумск 15 января 2016 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи - Ходус А.Н.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - общества с ограниченной ответственностью «РН -Ставропольнефтегаз» Тагандурдиева С.Х., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН - Ставропольнефтегаз» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Е.А., которым юридическое лицо ООО «РН-Ставропольнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Ставропольнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по обстоятельствам не информирования Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу об аварийном розливе нефти и нефтесодержащей жидкости в результате прорыва промыслового трубопровода нефтяной скважины , месторождения «Лесное», в районе <адрес>, в пределах водоохраной зоны магистрального канала Караногайская ветвь в <данные изъяты> от бетонной плиты канала и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Не согласившись с данным постановлением ООО «РН-Ставропольнефтегаз» обратилось в Нефтекумский районный суд с жалобой, в которой просит постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ отменить, с прекращением производства по делу, мотивируя тем, что указанным постановлением обществу вменено нарушение требований Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 03.03.2003г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» и п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002г. №240. Загрязненный земельный участок имеет кадастровый номер и относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается постановлением Росприроднадзора о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ На основании п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002г. №240 организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации, а в силу п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 03.03.2003г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу. Таким образом, организации в результате деятельности которых произошел разлив нефти и нефтепродуктов, обязаны оповещать в установленном порядке органы в случаях аварийных разливов. Согласно постановлению Росприроднадзора о назначении наказания от ДД.ММ.ГГГГ произошел инцидент-отказ нефтепровода, а не аварийный разлив. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава и события административного правонарушения, поскольку у общества отсутствовала предусмотренная законодательством в области охраны окружающей среды обязанность по оповещению об инциденте. Поскольку контролирующим органом в ходе административного производства не были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, то основания для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют.

В судебном заседании представитель ООО «РН - Ставропольнефтегаз» Тагандурдиев С.Х. доводы жалобы поддержал и просил удовлетворить их, пояснил, что разлив нефти произошел не в пределах водоохраной зоны, в результате разлива нефти был загрязнен земельный участок сельскохозяйственного назначения. Так как разлив нефти составлял менее одной тонны, то общество не обязано было информировать Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу об аварийном розливе нефти и нефтесодержащей жидкости, поскольку информировать соответствующие органы о фактах разлива нефти и нефтепродуктов необходимо при разливе нефти свыше семи тонн.

В судебное заседание заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Е.А. не явился, о времени и месте слушания жалобы извещался, уважительных причин не явки в судебное заседание не представил, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие на основании п.4 ч.1 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому Федеральному округу О.И. по доверенности представил возражение на жалобу, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ООО «РН-Ставропольнефтегаз» без удовлетворения по следующим основаниям. В адрес Департамента из УФСБ России по Ставропольскому краю поступила информация (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) содержащая сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией из числа должностных лиц Нефтекумского филиала ФГБУ «Управление Ставропольмелиоводхоз», УФСБ России по <адрес> и 66 пожарно-спасательной части ФГКУ «8 отряд ФПС по <адрес>», зафиксирован факт разлива нефти и нефтесодержащей жидкости в районе магистрального канала «Караногайская ветвь», произошедший в результате порыва промыслового трубопровода нефтяной скважины месторождения «Лесное», в результате чего был загрязнен земельный участок площадью около <данные изъяты> в пределах водоохраной зоны вышеуказанного канала. По сведениям, предоставленным Буденновским филиалом ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» в месте разлива нефти и нефтесодержащей жидкости, составляет <данные изъяты>.. Нахождение указанного разлива в пределах водоохраной зоны подтверждено опросом директора Нефтекумского филиала ФГБУ «Управление Ставропольмелиоводхоз» Г.А.. Данный разлив произошел в результате отказа (порыва) выкидного (промыслового) трубопровода от нефтяной скважины , расположенной на нефтяном месторождении «Лесное», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ Факт произошедшего порыва на трубопроводе и последующего разлива нефти и нефтесодержащей жидкости подтвержден опросами мастера ЦЭиРТ ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Ш.М., а также работниками ООО «Ставропольское УТТ» П.М. и Ч.В., задействованных в ликвидации последствий указанного порыва. В ходе опроса главного инженера ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Ф.П. было установлено, что данный нефтяной разлив произошел в результате порыва трубопровода. Согласно организационной структуре предприятия, за эксплуатацию трубопроводов отвечают - начальник отдела по эксплуатации трубопроводов М.И. и начальник цеха по эксплуатации и ремонту трубопроводов С.В., которые непосредственно подчиняются Ф.П.. Также установлено, что работниками предприятия, разлив нефти и нефтесодержащей жидкости в районе магистрального канала «Караногайская ветвь» был классифицирован как происшествие 3-го уровня. Руководство общества по факту разлива чрезвычайную ситуацию не объявляло, информирование надзорных органов и органов местного самоуправления не осуществляло, что квалифицируется как сокрытие значительных загрязнений окружающей природной среды, вызванные нефтяными разливами. Из данной информации, полученной отделом в <адрес> УФСБ России по <адрес> в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, следует вывод о том, что общество не проинформировало Департамент Росприроднадзора по СКФО об аварийном разливе нефти и нефтесодержащей жидкости в результате порыва промыслового трубопровода нефтяной скважины , месторождения «Лесное», в районе <адрес><адрес>, в пределах водоохраной зоны магистрального канала «Караногайская ветвь», в <данные изъяты> от бетонной плиты канала. В связи с изложенным, Департаментом, в отношении общества, был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно письму Кубанского бассейнового водного управления по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, водоохранная зона магистрального канала «Караногайская ветвь» в районе <адрес> ширина водоохраной зоны от оси канала составляет <данные изъяты> В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что общество имело возможность для соблюдения установленных требований по информированию и оповещению соответствующих органов, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, более того, юридическое лицо скрыло произошедшую чрезвычайную ситуацию, что и повлекло его привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа. В своей жалобе должностное лицо указывает, что в результате повреждения нефтесборного трубопровода произошел его отказ или другими словами инцидент, а не авария. Однако в данном случае произошел порыв трубопровода - являющегося не техническим устройством, а непосредственно опасным производственным объектом и порыв этот произошел не из-за повреждения технического устройства, а в результате произошедших на трубопроводе коррозионных процессов. Факт порыва трубопровода установлен, зафиксирован и обществом не оспаривается. С учетом собранных по делу об административном правонарушении доказательств, полагает, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, принимая во внимание мнение департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому Федеральному округу, нахожу доводы жалобы для отмены постановления заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными по следующим основаниям.

Административная ответственность по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под информацией, указанной в ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, понимаются сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица, юридические лица, субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

Как усматривается из представленных материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю поступила информация о том, что ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о чрезвычайной ситуации не проинформировало надзорные органы и органы местного самоуправления по обстоятельствам разлива нефти и нефтесодержащей жидкости в районе магистрального канала «Караногайская ветвь», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в результате порыва промыслового трубопровода нефтяной скважины месторождения «Лесное», в пределах водоохраной зоны вышеуказанного канала.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу в адрес ООО «РН-Ставропольнефтегаз» направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено обществом ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается подписью в почтовом уведомлении о вручении.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по северо-Кавказскому федеральному округу Н.Н., в присутствии представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Б.А. по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении по факту не информирования Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу об аварийном розливе нефти и нефтесодержащей жидкости в результате прорыва промыслового трубопровода нефтяной скважины , месторождения «Лесное», в районе <адрес>, в пределах водоохраной зоны магистрального канала Караногайская ветвь в <данные изъяты> от бетонной плиты канала, при том, что водоохранная зона канала составляет <данные изъяты> от оси канала. Представитель ООО «РН-Ставропольнефтегаз» с протоколом об административном правонарушении не согласился, указав, что пояснения представит позже.

Указанные обстоятельства и вина ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждаются следующими доказательствами: актом от ДД.ММ.ГГГГ составленным комиссией в составе начальника Нефтекумского эксплуатационного участка Г.А., старшего оперуполномоченного отдела в <адрес> УФСБ России по <адрес>Р.И., оперуполномоченного П.И., начальника 66 ПСЧ ФГКУ и 8 отряд ФПС по <адрес>Ш.Р. о том, что ДД.ММ.ГГГГ около магистрального канала Караногайской ветви <данные изъяты> в районе <адрес> произошел разлива нефтесодержащей жидкости, в результате прорыва внутрипромыслового нефтепровода на правой стороне канала <данные изъяты> в водоохраной зоне, на расстоянии <данные изъяты> от бровки канала, площадь разлива составила примерно <данные изъяты> Разлив нефтесодержащей жидкости находиться в водоохраной зоне магистрального канала Караногайской ветви, которая составляет <данные изъяты> В результате чего нанесен материальный и экологический ущерб водоохраной зоне магистрального канала; письмом директора Буденовского филиала ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому протяженность магистрального канала Караногайская ветвь в зоне разлива нефти и нефтесодержащей жидкости <данные изъяты>, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>; протоколом опроса директора Нефтекумского филиала ФГБУ «Управление Ставропольмелиоводхоз» Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, указанный разлив нефтесодержащей жидкости находится в границах водоохраной зоны канала Карагонайская ветвь, протяженность которого составляет <данные изъяты> от канала, ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о факте произошедшего ДД.ММ.ГГГГ порыва нефтепровода с последующим разливом нефтесодержащей жидкости в ФГБУ «Управление Ставропольмелиоводхоз» не обращалось; письмом начальника отдела водных ресурсов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ширина водоохраной зоны магистрального канала Караногайская ветвь в районе <адрес> составляет <данные изъяты> от оси канала; протоколами опросов мастера ЦЭиРТ ООО «РН_Ставропольнефтегаз» Ш.М., работника ООО «Ставропольское УТТ» Ч.В., задействованных в ликвидации последствий указанного порыва подтверждающих факт разлива нефти и нефтесодержащей жидкости в результате прорыва выкидного (промыслового) трубопровода от нефтяной скважины , расположенной на нефтяном месторождении «Лесное», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ.; протоколом опроса главного инженера ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Ф.П., согласно которому вышеуказанный нефтяной разлив произошел в результате порыва трубопровода, который классифицирован как происшествие 3 уровня.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов (ч.9 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002г. №240 организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

В соответствии с таблицей 3 Приказа МПР России от 03.03.2003г. №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» любой факт разлива нефти в водоохранной зоне водного объекта рассматривается как угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Поскольку установленный факт разлива нефти произошел в пределах водоохранной зоны магистрального канала Карагонайская ветвь в районе <адрес>, то ООО «РН-Ставропольнефтегаз» обязано было немедленно сообщить информацию об угрозе чрезвычайной ситуации в соответствующие органы, в том числе в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о наличии в действиях ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Доводы жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

В частности, доводы о том, что произошел не аварийный разлив, а инцидент-отказ нефтепровода являются несостоятельными, ввиду следующего.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» авария - это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - это отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса; техническими устройствами, применяемым на опасном производственном объекте являются машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Материалами дела установлено, что разлив нефти произошел в результате прорыва промыслового трубопровода нефтяной скважины месторождения «Лесное».

Поскольку прорыв промыслового трубопровода нефтяной скважины не относится к техническим устройством, в связи с чем, к инциденту не относится, а является аварией.

Утверждения представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о том, что общество не должно было информировать Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу об аварийном розливе нефти и нефтесодержащей жидкости, поскольку разлив нефти составляет менее одной тонны, а информировать соответствующие органы о фактах разлива нефти и нефтепродуктов необходимо при разливе нефти свыше семи тонн, являются необоснованными, поскольку в соответствии с таблицей 3 Приказа МПР России от 03.03.2003г. №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» отсутствует нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов в водоохраной зоне водного объекта, для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, в связи с чем любой факт разлива нефти в результате прорыва нефтепровода в водоохранной зоне водного объекта рассматривается как угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Ссылка на то, что загрязненный земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, что установлено постановлением Департамента Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ также не состоятельна, поскольку факт розлива нефти непосредственно в водоохранной зоне подтверждается совокупностью исследованных доказательств по делу и данное обстоятельство предметом рассмотрения по делу не являлось.

При таких обстоятельствах, в целом доводы жалобы обоснованными признать нельзя, поскольку они полностью опровергаются указанными выше доказательствами по делу. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу, как того просит генеральный директор ООО «РН-Ставропольнефтегаз».

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции, установленной ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в минимальном размере.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь ст.30.6, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо - Кавказскому Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Ставропольнефтегаз» - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Ставропольнефтегаз» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Нефтекумского районного суда

Ставропольского края Ходус А.Н.