Дело № 12-6/2017
РЕШЕНИЕ
г. Вязники 02 февраля 2017 года
Судья Вязниковского городского суда Владимирской области Степанова Л.В., рассмотрев в помещении суда по адресу: <адрес>, жалобу Акционерного общества «Вязниковский хлебокомбинат» на постановление Государственной инспекции труда во Владимирской области от 12 декабря 2016 г. № 6-3794-16-ИЗ/0039/79/30,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственной инспекции труда во Владимирской области (далее ГИТ во Владимирской области) 12 декабря 2016 г. № 6-3794-16-ИЗ/0039/79/30 Акционерное общество «Вязниковский хлебокомбинат» (далее АО «Вязниковский хлебокомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что на предприятии, в нарушение требований п. 2.2.4 и Приложения № 1 к Постановлению Минтруда и Минобразования России № от 13.01.2003г. и ст.ст. 212, 225 ТК РФ, не организовано своевременное проведение периодического (ежегодного) обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим, в том числе с вновь принятыми работниками – в течение месяца со дня приема на работу. За указанное административное правонарушение АО «Вязниковский хлебокомбинат» назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с принятым решением, АО «Вязниковский хлебокомбинат» в лице управляющего ФИО1 обратилось в суд с жалобой, в которой просит освободить Общество от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
В обоснование своих требований АО «Вязниковский хлебокомбинат» указывает, что считают назначенное наказание чрезмерно суровым, несоразмерным выявленным нарушениям. В жалобе также указывается, что в ходе проверки государственному инспектору труда предоставлялись документы, подтверждающие обучение сотрудников, но они не были приняты во внимание. Полагают, что совершенное правонарушение хотя и содержит формальное наличие признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, однако само по себе какой-либо существенной опасной угрозы общественным отношениям не представляет, вреда интересам граждан, обществу и государству не причинило.
В суде представитель АО «Вязниковский хлебокомбинат» по доверенности ФИО2 жалобу поддержала по тем же основаниям, дополнительно пояснив, что фактически обучение работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на предприятии организовано, в подтверждение чего в ходе проверки государственному инспектору были представлены журнал для регистрации работников, прошедших обучение по оказанию первой медицинской помощи и приказ об утверждении состава комиссии по проведению и проверки знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Главный государственный инспектор труда ГТИ во Владимирской области ФИО3 в ходе рассмотрения жалобы суду пояснил, что в связи с произошедшим 17.11.2016г. в АО «Вязниковский хлебокомбинат» несчастным случаем со смертельным исходом, на основании соответствующего распоряжения по согласованию с прокуратурой 09.12.2016г. им была проведена проверка соблюдения требований охраны труда работников. В ходе данной проверки ему были представлены приказ о проведении обучения по оказанию первой помощи, журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнал регистрации работников, прошедших обучение по оказанию первой помощи, изучив которые он пришел к выводу, что не все работники, в том числе вновь принятые - в течение месяца со дня приема на работу прошли обучение и проверку знаний по оказанию первой помощи.
Рассмотрев жалобу, заслушав доводы представителя АО «Вязниковский хлебокомбинат» и пояснения представителя ГТИ по Владимирской области, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
В целях реализации норм Трудового кодекса РФ Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003г. № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее по тексту Порядок). В соответствии с п. 2.2.4 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Результаты проверки знаний работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку.
Из поступивших в суд материалов дела следует, что ГТИ во Владимирской области на основании распоряжения № 6-3794-16-ИЗ/0039/79/1 от 24.11.2016 г., выданного заместителем руководителя Государственной инспекции труда во Владимирской области, по согласованию с прокуратурой Владимирской области, была проведена внеплановая, выездная проверка АО «Вязниковский хлебокомбинат» с целью проверки информации, поступившей в ГТИ во Владимирской области о факте нарушения АО «Вязниковский хлебокомбинат» требований трудового законодательства, повлекших непосредственное причинение вреда жизни и здоровья граждан (Извещение № 6-3794-16/ИЗ от 18.11.2016 г. о смертельном несчастном случае с ФИО4).
09 декабря 2016 г. по результатам проведенной проверки должностным лицом Государственной инспекции труда составлен акт № 6-3794-16-ИЗ/0039/79/2, в котором зафиксированы допущенные АО «Вязниковский хлебокомбинат» нарушения норм действующего законодательства о труде и об охране труда, в том числе в данном акте указано на несвоевременное проведение периодического (ежегодного) обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим, в том числе с вновь принятыми – в течение месяца со дня приема на работу (п. 2.2.4. и Приложения № 1 к Постановлению Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003г. № 1/29).
В связи с выявленным нарушением 09 декабря 2016 г. Главным Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда во Владимирской области в отношении АО «Вязниковский хлебокомбинат» составлен протокол № 6-3794-16-ИЗ/0039/79/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела Государственной инспекцией труда во <адрес> в отношении АО «Вязниковский хлебокомбинат» вынесено постановлении о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за что ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ заключается в бездействии работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда.
Как указано в оспариваемом постановлении, в рассматриваемом случае АО «Вязниковский хлебокомбинат» проявило бездействие в части организации своевременного проведения периодического (ежегодного) обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим, в том числе с вновь принятыми – в течение месяца со дня приема на работу.
Из представленных ГТИ во Владимирской области материалов дела следует, что управляющим АО «Вязниковский хлебокомбинат» издан приказ № 310 от 06.06.2016г., которым утвержден состава комиссии по проведению обучения и проверки знаний по оказанию первой помощи пострадавшим и закреплено, что проверку знаний следует проводить не реже одного раза в год.
Кроме того, на предприятии ведется журнал для регистрации работников, прошедших обучение по оказанию первой помощи. Журнал содержит сведения о работниках, прошедших обучение.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении должностным лицом не указано, в отношении каких работников рабочих профессий не проведено очередное ежегодное обучение по оказанию первой медицинской помощи, когда оно должно было быть проведено и когда проходило предыдущее обучение. Также не указано, кто из вновь принятых работников не прошел такое обучение, срок его прохождения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении не отражает объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Кроме того, в представленных в суд государственной трудовой инспекцией материалах дела, на основании которых в отношении вынесено АО «Вязниковский хлебокомбинат» вынесено оспариваемое постановление, также отсутствуют как сведения (приказы о приеме на работу) о вновь принятых работниках, не прошедших обучение в течение месяца со дня принятия на работу, так и о ранее принятых работниках, не прошедших очередное ежегодное обучение по оказанию первой медицинской помощи.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Вязниковский хлебокомбинат» подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Государственной инспекции труда во Владимирской области от 12 декабря 2016 г. № 6-3794-16-ИЗ/0039/79/30 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Вязниковский хлебокомбинат» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Вязниковский хлебокомбинат» прекратить.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Степанова