РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 января 2017 года г.Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры ФИО2,
с участием: лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, защитника – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление <данные изъяты>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты>ФИО4 должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Считая данное постановление незаконным и необоснованным, ФИО1 обратилась в суд с жалобой об его отмене, указав на отсутствие состава правонарушения в ее действиях, так как сумма поступивших средств федерального бюджета соответствует доведенным лимитам бюджетных обязательств, данным лицевого счета, открытого в <данные изъяты>, данным годовой бюджетной отчетности; факт искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности не подтвержден документально; по результатам проведенной <данные изъяты> бюджетной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ факты неполноты, недостоверности отчетности не выявлены; также просит учесть положения ст.4.1.1 КоАП РФ при назначении наказания.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник ФИО3. жалобу поддержали в полном объеме, указав на отсутствие состава правонарушения в действиях ФИО1
Суд, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением <данные изъяты>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом – <данные изъяты>, находясь по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст.ст.162, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.13 Федерального закона №402-ФЗ, пунктов 20, 152, 167 Инструкции №191н, допустила предоставление недостоверной бюджетной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ формы 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по коду строки: 490 на общую сумму <данные изъяты> руб., что также имеет отражение в пояснительной записке формы 0503160 «Пояснительная записка»: формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» на общую сумму <данные изъяты> руб. В соответствии с перечнем сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан ведущих личное подсобное хозяйство), предусматривающих получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) по <данные изъяты>:
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ начислено субсидий за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> руб., фактически перечислено получателям субсидий <данные изъяты> руб., дефицит субсидий к перечислению составил <данные изъяты> руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий размер начисленных субсидий (включая ДД.ММ.ГГГГ) составил <данные изъяты> руб., фактически перечислено получателям в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей (с учетом задолженности ДД.ММ.ГГГГ), дефицит субсидий к перечислению составил <данные изъяты> руб.
По данным бухгалтерского учета и отчетности в <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность по средствам федерального бюджета в виде субсидий не отражена (форма 0503130, 0503169), что привело к предоставлению недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности за ДД.ММ.ГГГГ.
Административная ответственность по ст.15.15.6 КоАП РФ предусмотрена за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Согласно ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Отчет об исполнении федерального бюджета может содержать данные о кассовых поступлениях, не являющихся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями между государствами - участниками Таможенного союза об установлении и о применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
Согласно ст.5 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В силу положений ст.13 вышеуказанного Федерального закона, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
Бюджетная отчетность составляется:
- на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.
Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета в установленные им сроки.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н) утверждено:
пункт 2 - бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет;
пункт 4 - при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает: формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).
В соответствии с пунктами 12-15 Инструкции № 191н:
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 05031330) формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели отражаются в Балансе (ф. 0503130) в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 6), средств во временном распоряжении (графы 4, 7) и итогового показателя (графы 5, 8) на начало года (графы 3, 4, 5) и конец отчетного периода (графы 6, 7, 8).
В графах "На начало года" показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.
В графах "На конец отчетного периода" показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.
В соответствии с пунктом 16 Инструкции № 191н - В разделе "Нефинансовые активы" отражаются остатки по стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета.
В соответствии с пунктом 20 Инструкции № 191н - Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам.
В соответствии с пунктом 151 Инструкции № 191н - Пояснительная записка (ф. 0503160) оформляется субъектом бюджетной отчетности с периодичностью, установленной для Таблиц (Приложений) из состава Пояснительной записки (ф. 0503160). При этом в составе месячной отчетности подлежит формированию текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) в случае необходимости пояснения отдельных показателей месячной бюджетной отчетности.
Пояснительная записка (ф. 0503160) оформляется субъектом бюджетной отчетности с периодичностью, установленной для Таблиц (Приложений) из состава Пояснительной записки (ф. 0503160). При этом в составе месячной отчетности подлежит формированию текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160) в (случае необходимости пояснения отдельных показателей месячной бюджетной отчетности, в том числе: сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности раздельно по видам деятельности.
Приложение оформляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета.
Периодичность представления - квартальная, годовая.
Показатели, отраженные в Приложении (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.
В разделе 1 Приложения отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее - просроченная кредиторская, дебиторская задолженность).
В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов: по дебиторской задолженности - счета 020500000 "Расчеты по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты"; по кредиторской задолженности - счета 020500000 "Расчеты по доходам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами". Номер соответствующего счета бюджетного учета, отражаемый в 1, должен содержать в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации, соответствующие указаниям о порядке применения бюджетной классификации, действующим в отчетном периоде.
В графах 2, 9 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно.
В графе 12 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года. Данные в графе 12 отражаются по соответствующим кодам счетов бюджетного учета.
В графах 3, 10, 13 отражается информация о долгосрочной задолженности (задолженности, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев); в графах 4, 11, 14 отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно. В графах 2-14 показатели расчетов с дебиторами и кредиторами формируются по строкам "Итого по коду счета" - с подведением промежуточных итогов по аналитическим кодам счетов бюджетного учета; по строке "Всего" - итоговая сумма на начало года (графы 2,3,4) и конец отчетного периода (графы 9, 10, 11).
В графах 5-8 отражаются увеличение и уменьшение общей суммы дебиторской (кредиторской) задолженности по денежным и неденежным расчетам соответственно.
В целях формирования Приложения (ф. 0503169) под денежными расчетами понимаются операции по расчетам денежными средствами, отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 120121000, 120122000, 120123000, 120127000, 120134000, 121002000, 120200000, 120300000, 130405000, под неденежными - операции по расчетам в виде зачета (зачет переплаты одних видов платежей в счет других видов платежей, авансовых платежей, обязательств, субсидий, субвенций, иных трансфертов), отражаемые в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 120500000, 120600000, 120800000, 120900000, 130200000, 130300000, 130400000, 130406000.
В соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сроках представления годовой отчетности об исполнении бюджета <данные изъяты>» - срок представления годовой отчетности за ДД.ММ.ГГГГ, определен ДД.ММ.ГГГГ. Годовая отчетность за ДД.ММ.ГГГГ представлена <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, в ходе в ходе проведения <данные изъяты> выездной проверки в отношении <данные изъяты> установлено, что бухгалтерская отчетность <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверные сведения, а именно: в отчетах по форме 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по коду строки 490, в пояснительной записке формы 0503160 «Пояснительная записка»: форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» не отражена кредиторская задолженность по средствам федерального бюджета в виде субсидий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с перечнем сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан ведущих личное подсобное хозяйство), предусматривающих получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) по <данные изъяты>:
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ начислено субсидий за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> руб., фактически перечислено получателям субсидий <данные изъяты> руб., дефицит субсидий к перечислению составил <данные изъяты> руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий размер начисленных субсидий (включая ДД.ММ.ГГГГ) составил <данные изъяты> руб., фактически перечислено получателям в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей (с учетом задолженности ДД.ММ.ГГГГ), дефицит субсидий к перечислению составил <данные изъяты> руб.
В отчете по форме 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по коду строки 490 указана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма - <данные изъяты>, вместо фактической – <данные изъяты>; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указана сумма – <данные изъяты>, вместо фактической - <данные изъяты>.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ назначена на должность <данные изъяты>.
Согласно пунктам № Должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями и дополнениями <данные изъяты> на ФИО1 возложены обязанности: организация и ведение бюджетного учета финансово-хозяйственной деятельности; формирование и своевременное предоставление бухгалтерского отчета по <данные изъяты> для представления его в финансовый орган автономного округа в установленном порядке, консолидированный по подведомственным учреждениям; контроль над отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии <данные изъяты>, составление и предоставление в установленные сроки статистической и налоговой отчетности; а также она несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей <данные изъяты>ФИО1, предоставлена недостоверная бюджетная отчетность и ее действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.
Виновность должностного лица ФИО1 установлена и подтверждается материалами дела, исследованными судом: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о назначении на должность ФИО1; должностным регламентом; бухгалтерской отчетностью; приказами о перечислении субсидий, платежными поручениями, справками-расчетами размера субсидий и другими документами.
Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными доказательствами, а также основаны на неверном толковании норм закона.
Процессуальных нарушений, допущенных по делу, суд не усматривает.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 обоснованно привлечена к ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и назначения ФИО1 наказания в виде предупреждения, суд не находит, поскольку положения ст.4.1.1 КоАП РФ распространяются только на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работников.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 является законным, обоснованным и мотивированным, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для его отмены, изменения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление <данные изъяты>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО2