Дело № 12-6/2017
РЕШЕНИЕ
город Заволжск Ивановской области 21 апреля 2017 года
Судья Заволжского районного суда Ивановской области И. Н. Белякова
при секретаре Н. Е. Кудряшовой,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Вотякова М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Химресурс» на постановление от 16 ноября 2016 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент, административный орган), ФИО2 от 16 ноября 2016 года № ООО «Химресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Правонарушение выразилось в том, что ООО «Химресурс», являясь субъектом предпринимательства, осуществляя деятельность по производству красителей и пигментов, в результате которой образуются промышленные отходы - промышленные стоки V класса опасности, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV класса опасности, в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства») не предоставило в Департамент и в Управление Росприроднадзора по Ивановской области сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Химресурс» подало на него жалобу, в которой просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что стоки, образующиеся в деятельности предприятия, неправильно квалифицированы Департаментом как отходы. Подлежащие учёту отходы производства химических веществ и химических продуктов, перечень которых содержится в подразделе 3 10 000 00 00 0 Федерального классификационного каталога отходов, утверждённого приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 (далее - ФККО), включают не сточные воды, а отходы очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях. Согласно ФККО отходами являются отходы и осадки очистки сточных вод от различных производств, отходы зачистки коллекторов и отстойников сточных вод от различных производств, осадки нейтрализации сточных вод от различных производств, фильтрующие материалы при очистке сточных вод от различных производств. При этом непосредственно сточные воды обрабатывающих производств не поименованы в ФККО как отходы. По смыслу положений ФЗ «Об отходах производства» отнесение образующихся в деятельности предприятия веществ к отходам или сточным водам зависит от способа удаления. Так, удаление стоков путём отведения в водные объекты, что и имеет место в рассматриваемом случае, поскольку промышленные стоки ООО «Химресурс» передаются в филиал ЗАО «<данные изъяты>», который в дальнейшем закачивает их в подземный водный объект - нижнекаменноугольный водоносный комплекс, свидетельствует о том, что такие стоки являются сточными водами.
Помимо этого, в дополнениях к жалобе защитник ООО «Химресурс» Вотяков М. В. указывает на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 октября 2016 года в нарушение требований ст.ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица. При этом представитель ООО «Химресурс» не был надлежаще извещён о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что лишило его возможности дать объяснения по существу дела. Присутствовавшая при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, не была наделена правом участвовать от имени ООО «Химресурс» при производстве по делам об административных правонарушениях. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права ООО «Химресурс» на защиту. Кроме того, ООО «Химресурс» не было извещено и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение о дате рассмотрения в адрес юридического лица направлено не было. Имеющиеся в материалах дела отчёт об отправке факсимильного сообщения, уведомление о вручении почтового отправления не свидетельствуют об обратном, так как адресованы иному юридическому лицу - ООО «Химпром», находящемуся в г. Кинешме Ивановской области, а не в г. Заволжске. Участие при рассмотрении дела представителя ООО «Химресурс» по доверенности ФИО5 согласно п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» само по себе не является надлежащим доказательством извещения ООО «Химресурс».
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Вотяков М. В. поддержал доводы жалобы и дополнений к ней.
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в возражениях на жалобу ООО «Химресурс» указал, что позиция административного органа содержится в материалах дела, в том числе в постановлении о назначении административного наказания. Дополнительно отметил, что представитель ООО «Химресурс» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, как на момент возбуждения дела об административном правонарушении, так и на момент рассмотрения дела, с выявленными нарушениями в области обращения с отходами была согласна.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признаётся сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Таким образом, административная ответственность за данное правонарушение наступает в случае нарушения положений федеральных законов, которыми регламентированы порядок и сроки предоставления указанной выше информации.
Так, согласно ч. 8 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчётность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчётности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также в силу ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В целях реализации названных полномочий приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее - Форма № 2-ТП) и Указания по её заполнению,а приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 11 февраля 2016 года № 2-НПА утверждён Порядок предоставления и контроля отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок предоставления отчётности).
Данная отчётность, содержащая актуальные сведения о количестве и качестве образующихся в деятельности предприятия отходов, предоставляется ежегодно в срок до 1 февраля (по Форме № 2-ТП) и до 1 марта (в соответствии с Порядком предоставления отчётности) года, следующего за отчётным.
В соответствии с Указаниями по заполнению Формы № 2-ТП статистическая отчётность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учёту подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных. Отчёт по Форме № 2-ТП составляется на основании данных учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ООО «Химресурс» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству красителей и пигментов.
В результате производственной деятельности на предприятии образуются промышленные стоки V класса опасности и твёрдые отходы IV класса опасности, утилизируемые на основании договоров на оказание услуг, заключённых между ООО «Химресурс» и ЗАО «<данные изъяты>», МП ЗР «<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>».
Однако, осуществляя деятельность по обращению с отходами, в нарушение вышеприведённых норм природоохранного законодательства ООО «Химресурс» не предоставило в Управление Росприроднадзора по Ивановской области и Департамент природных ресурсов сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, договором между ООО «Химресурс» и ЗАО «<данные изъяты>» о передаче для последующего захоронения в глубокие горизонты образующихся в деятельности предприятия промышленных стоков, договором о передаче и захоронении ТБО, расчётом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года, информационной справкой о предприятии, письменным объяснением конкурсного управляющего ООО «Химресурс» ФИО6
Таким образом, совершённое ООО «Химресурс» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что промышленные стоки предприятия не являются отходами, не поименованы как отходы в ФККО, и что отнесение веществ к отходам либо сточным водам зависит от способа их удаления, суд находит несостоятельными.
В п. 5 Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами» определено, что учёту подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с ФККО.
При отсутствии в ФККО вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, класс опасности вида отходов, согласно Приказу Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541, определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие вида отходов в ФККО не свидетельствует о безопасности таких отходов и не освобождает перечисленных в законе лиц от учёта образующихся в деятельности предприятия отходов.
Из анализа положений ст. 1 ФЗ «Об отходах производства», Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 12-59/16226 жидкие фракции могут быть признаны сточными водами, регулирование сброса которых осуществляется в соответствии с водным законодательством, только при их надлежащей очистке. Однако содержащиеся в материалах дела сведения не указывают на то, что промышленные стоки ООО «Химресурс» подвергаются какой-либо очистке.
Доводы защитника о том, что ООО «Химресурс» не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении, суд считает необоснованными.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участников по делам об административных правонарушениях, в связи с этим такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Как следует из материалов дела, Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой и Департаментом природных ресурсов принимались меры об извещении ООО «Химресурс» для вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с отчётами об отправке факсимильных сообщений 11 октября 2016 года и 8 ноября 2016 года конкурсный управляющий ООО «Химресурс» ФИО6, являющийся законным представителем юридического лица, был извещён о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и о рассмотрении этого дела путём направления факсограммы по телефону, указанному конкурсным управляющим ООО «Химресурс» в расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду (л. <...>).
Ходатайств об отложении рассмотрения дела конкурсным управляющим заявлено не было.
Более того, для участия в деле им была выдана доверенность ФИО5, которая присутствовала непосредственно при рассмотрении дела об административном правонарушении, давала объяснения, представляла доказательства, в том числе письменные объяснения конкурсного управляющего ООО «Химресурс» ФИО6, а также лично получила копию оспариваемого постановления в день его вынесения.
Учитывая факт надлежащего извещения законного представителя ООО «Химресурс» о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, довод защитника об отсутствии у ФИО4, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, полномочий на представление интересов общества, не может быть принят во внимание судом.
Таким образом, оспариваемое постановление соответствует требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в нём содержатся все необходимые для рассмотрения дела сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание назначено ООО «Химресурс» в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену оспариваемого постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области ФИО2 от 16 ноября 2016 года № о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Химресурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Химресурс» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Заволжский районный суд Ивановской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья И. Н. Белякова