Судья Ефремов О.Б. Дело № 5-744/2016
№ 12-6/2017
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
26 января 2017 года город Магадан
Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитника Беляевой И.В.,
прокуроров - Зариповой Е.В., ФИО2, ФИО3,
при секретаре судебного заседания Родионовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя управления по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана ФИО1 на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 16 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя управления по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана
ФИО1 , <.......>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 16 декабря 2016 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, ФИО1 просит названное судебное постановление отменить как незаконное.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указывает, что соглашение, заключенное между управлением по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана (далее - Управление) и индивидуальным предпринимателем А. (далее - ИП А. ), в понимании бюджетного законодательства не является соглашением о предоставлении субсидии. В этой связи полагает, что к условиям данного соглашения не могут применяться положения пункта 5 статьи 78 БК РФ.
Обращает внимание на то, что раздел 5 Соглашения о предоставлении денежной выплаты на реализацию предпринимательского проекта от 17 декабря 2015 года №..., заключенного с ИП А. (далее - Соглашение), предусматривает проведение контрольных мероприятий за использованием полученной предпринимателем денежной выплаты, а также за ходом реализации предпринимательского проекта на основе отчетов с приложением первичных документов.
Подписав Соглашение, ИП А. выразила тем самым полное согласие с его условиями, в том числе на проведение мероприятий по контролю за целевым использованием денежных средств.
Управление является главным распорядителем средств местного бюджета, субъектом осуществления внутреннего финансового контроля, таким образом, Соглашение содержит согласие получателя выплаты на проведение главным распорядителем бюджетных средств необходимых проверочных мероприятий.
Считает, что в ее действиях как должностного лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку она как руководитель Управления до настоящего времени не ознакомлена с должностными обязанностями; при подписании соглашения с ИП А. она исходила из должностных обязанностей главного специалиста-юрисконсульта Управления М. в части принятия участия в подготовке проектов приказов, инструкций, положений и других актов правового характера Управления.
Полагает, что вмененное ей административное правонарушение является малозначительным.
В возражениях на жалобу прокурор считает судебное постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитника Беляевой И.В., поддержавших доводы жалобы, возражения прокуроров Зариповой Е.В., ФИО2, ФИО3, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять, из числа прочего: цели, условия и порядок предоставления субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3).
При предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5).
Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь руководителем управления по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана, нарушила условия предоставления субсидии, а именно: 17 декабря 2015 года заключила от имени Управления с победителем конкурса среди молодежи на лучший предпринимательский проект города Магадана ИП А. соглашение о предоставлении денежной выплаты на реализацию предпринимательского проекта «<.......> «<.......>» <.......>» в размере <.......> рублей, которое не содержало обязательного условия о согласии получателя денежной выплаты на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, должностное лицо ФИО1 нарушила условия предоставления субсидии.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований не согласиться с оценкой имеющихся доказательств, не имеется.
При таком положении вывод судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.5.5 КоАП РФ, является правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела. При этом судья обосновано исключил из объема вменяемого правонарушения указание на отсутствие в Соглашении от 17 декабря 2015 года согласия получателя на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что денежная выплата по Соглашению не является субсидией, в связи с чем отсутствуют основания для применения положений статьи 78 БК РФ, основаны на неверном толковании норм.
Исходя из положений статей 69, 78 БК РФ субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На территории Магаданской области действует подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы». Государственная программа утверждена постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 года № 1146-па.
В рамках реализации мероприятий названной выше подпрограммы Законом Магаданской области от 27 декабря 2014 года № 1845-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 г.г.» в приложении 7 предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Магаданской области по коду бюджетной классификации 04.12.4Ш17336.520 в размере 1 971 000 рублей.
Постановлением Правительства Магаданской области от 13 августа 2015 года № 553-пп «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий поддержки развития малого и среднего предпринимательства в 2015 году» бюджету муниципального образования «Город Магадан» из бюджета Магаданской области предоставлена субсидия на реализацию мероприятий поддержки развития малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы» в размере 800 000 рублей.
В этой связи письмом министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее - Министерство) от 29 сентября 2015 года № 2067 муниципальному образованию «Город Магадан» доведены уведомление о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета на 2015 и уведомление о лимитах бюджетных обязательств из областного бюджета на 2015 год в размере 800 000 рублей (л.д. 57, 58, 59).
29 сентября 2015 года между Министерством и мэрией города Магадана заключено соглашение № 03/15 о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Магадан» субсидии на реализацию мероприятий поддержки развития малого и среднего предпринимательства подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы» в объеме 800 000 рублей (л.д.60-62).
Одним из условий предоставления субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий поддержки развития малого и среднего предпринимательства названной выше подпрограммы является наличие аналогичной целевой программы, реализуемой за счет средств местного бюджета, наличие в расходной части бюджета муниципального образования «Город Магадан» средств на финансирование программы муниципального образования на мероприятия по поддержке предпринимательства (пункт 2.2).
Постановлением мэрии города Магадана от 19 ноября 2009 года № 3252 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан» на 2010-2016 годы» (далее - Муниципальная программа).
В соответствии с решением Магаданской городской Думы от 23 декабря 2014 года № 94-Д «О бюджете муниципального образования «Город Магадан» на 2015 год» в его расходной части предусмотрены субсидии на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы» в размере 800 000 рублей по коду бюджетной классификации 817.10.06.4Ш 17336.630, а также субсидии на реализацию муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан» на 2010-2016 годы» в размере 200 000 рублей.
Главным распорядителем средств, выделенных из областного бюджета в размере 800 000 рублей на развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан», определено управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана в соответствии с постановлением мэрии города Магадана от 07 октября 2015 года № 3643 (л.д. 41-42).
Пунктом 3.11 приложения к Муниципальной программе предусмотрено проведение программного мероприятия «Организация и проведение конкурса среди молодежи на лучший предпринимательский проект города Магадана» за счет средств областного и местного бюджетов в размере 800 000 рублей и 200 000 рублей соответственно.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка реализации мероприятия муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан» на 2010-2016 годы» по организации и проведению конкурса среди молодежи на лучший предпринимательский проект города Магадана, утвержденном постановлением мэрии города Магадана от 21 сентября 2015 года № 3491 (далее - Порядок), конкурс проводится в рамках Муниципальной программы. Финансирование организации и проведения Конкурса производится в пределах объема финансовых средств на реализацию соответствующего программного мероприятия Муниципальной программы (в том числе за счет средств субсидий из областного бюджета). Сроки проведения конкурса с 25 сентября по 22 ноября 2015 года.
Распределение денежных выплат победителям конкурса осуществляется в соответствии с постановлением мэрии города Магадана в срок до 30 декабря 2015 года и носит целевой характер (пункт 4.13 Порядка).
Согласно пункту 4.15 Порядка оргкомитет, в течение 3 рабочих дней со дня утверждения постановления мэрии города Магадана о распределении денежных выплат победителям конкурса, уведомляет победителей конкурса о необходимости заключения соглашения о предоставлении денежной выплаты на реализацию предпринимательского проекта в течение 10 рабочих дней со дня принятия указанного постановления.
Из содержания приведенных выше положений в их взаимосвязи следует, что денежная выплата предоставлена победителю конкурса - ИП А. на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения затрат за счет средств областного и местного бюджетов, следовательно, такая выплата в соответствии со статьей 78 БК РФ является субсидией.
Таким образом, Соглашение, заключенное Управлением с ИП А. , вопреки доводам жалобы, по своей сути является соглашением о предоставлении субсидии победителю конкурса на реализацию предпринимательского проекта в рамках Муниципальной программы. В этой связи данное Соглашение должно отвечать требованиям бюджетного законодательства.
Несостоятельны доводы жалобы и о том, что Соглашение содержит согласие получателя денежной выплаты на проведение контрольных мероприятий за использованием полученной победителем конкурса выплаты.
Согласно пункту 5.2 Соглашения контроль за использованием денежной выплаты, а также за ходом реализации предпринимательского проекта осуществляется представителем Управления на основе отчетов победителя с приложением первичных учетных документов, указанных в пункте 5.1 Соглашения, то есть главным распорядителем бюджетных средств.
Между тем из содержания пункта 5 статьи 78 БК РФ следует, что помимо согласия получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств проверок соблюдения им условий, целей и порядка их предоставления, такое согласие должно быть получено и в отношении органов государственного муниципального финансового контроля.
Такого согласия Соглашение не содержит, поскольку полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с постановлением мэрии города Магадана от 04 июля 2013 года № 2805 осуществляет Комитет по финансам мэрии города Магадана.
Управление, являясь отраслевым (функциональным) органом мэрии города Магадана, главным распорядителем средств бюджета, в силу названного постановления осуществляет внутренний финансовый контроль в рамках полномочий, определенных бюджетным законодательством.
Таким образом, невключение в Соглашение условия, предусмотренного пунктом 5 статьи 78 БК РФ, а именно согласия получателя субсидии на осуществление органами (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, является нарушением условия предоставления субсидии, установленного бюджетным законодательством.
Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, нельзя признать обоснованным.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
На основании распоряжения мэрии города Магадана от 20 августа 2015 года №...-л/с на должность руководителя Управления назначена ФИО1
Круг обязанностей руководителя Управления регламентирован Положением об управлении по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана, утвержденным решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 года №...-Д (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.19 Положения Управление является участником бюджетного процесса, обладает правами и обязанностями участника бюджетного процесса в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Общее руководство Управлением осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением мэрии города Магадана (пункт 6.1 Положения).
В силу пунктов 6.7, 6.8, 6.10 Положения руководитель Управления в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение полномочий Управления и осуществляет руководство его деятельностью, открывает счета в банках и заключает договоры, муниципальные контракты.
Соглашение от 17 декабря 2015 года принято и подписано руководителем Управления ФИО1
Таким образом, руководитель Управления ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, допустила ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, вменяемое ФИО1 не отвечает признакам статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено.
Основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, не имеется.
Правовых оснований к пересмотру постановления судьи Магаданского городского суда по доводам жалобы и материалам дела об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 16 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя управления по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана ФИО1 , оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра