ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2018 от 07.06.2018 Ловозерского районного суда (Мурманская область)

Дело № 12-6/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение по делу

об административном правонарушении

07 июня 2018 года село Ловозеро

Судья Ловозерского районного суда Мурманской области Кувшинов И.Л.,

с участием защитника ФИО2,

представителя ФИО1,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ловозерский горно-обогатительный комбинат" на решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, по жалобе на постановление начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Ловозерский горно-обогатительный комбинат", юридический адрес: <адрес>, ИНН ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ/ПС Общество с ограниченной ответственностью "Ловозерский горно-обогатительный комбинат" (далее ООО "Ловозерский ГОК") признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы ООО "Ловозерский ГОК", решением исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.

В Ловозерский районный суд Мурманской области поступила жалоба ООО "Ловозерский ГОК" на указанные акты, в которой оно, не отрицая вины в совершенном административном правонарушении, просит снизить назначенное административное наказание в виде административного штрафа до половины его минимального размера, предусмотренного санкцией части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть до 200 000 рублей, в связи с тяжелым финансовым положением юридического лица, а также, невозможностью выполнить требования предписания в установленный срок по объективным причинам. В обоснование жалобы указано, что с целью устранения выявленных нарушений ООО "Ловозерский ГОК" незамедлительно приступило к выполнению необходимых мероприятий, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор с ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проведение государственной экспертизы материалов по результатам инженерных изысканий "Наращивание хвостохранилища "Карнасурт-2". ДД.ММ.ГГГГ ООО "Ловозерский ГОК" заключило договор с ООО НИПЭЦ "Промгидротехника" на разработку документации по декларированию безопасности гидротехнических сооружений хвостохранилища ООО "Ловозерский ГОК". Полученное ДД.ММ.ГГГГ заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" было отрицательным. Учитывая невозможность устранить выявленные нарушения в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ ООО "Ловозерский ГОК" направило в адрес Северо-Западного управления Ростехнадзора ходатайство о продлении сроков выполнения предписания, ответ на которое получен не был.

В возражениях на жалобу Северо-Западное управление Ростехнадзора указывает, что общий срок предписания, выданного ООО "Ловозерский ГОК", составил свыше 5 месяцев. Выявленные указанным предписанием нарушения не были устранены ни на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, ни на момент рассмотрения жалобы. Доказательств, свидетельствующих о том, что в ближайшее время предписание может быть исполнено, а также, каких-либо сведений об объективных обстоятельствах, препятствующих его исполнению, не представлено. Ходатайства ООО "Ловозерский ГОК" (вх. № от 05 и от ДД.ММ.ГГГГ) о продлении срока исполнения предписания были рассмотрены, в удовлетворении ходатайств отказано с указанием причин. Считает, что у предприятия имелась возможность для соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, однако им не были предприняты все зависящие от него и необходимые меры по их соблюдению, в связи с чем, оснований для снижения размера административного штрафа не имеется.

Защитник ООО "Ловозерский ГОК" ФИО2 в судебном заседании просила удовлетворить жалобу по изложенным в ней доводам. В дополнение указала, что убытки предприятия за 1 квартал 2018 года составили 26 955 000 рублей. Кредиторская задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 480,8 миллионов рублей. ООО "Ловозерский ГОК" фактически находится в предбанкротном состоянии, поскольку имеет отрицательные чистые активы, которые не позволяют брать кредиты в банках с 2008 года. Предприятие может рассчитывать только на выручку от реализации единственного продукта от единственного покупателя ОАО "Соликамский магниевый завод". Согласно аудиторскому заключению, финансовое положение предприятия неустойчиво и нестабильно. ООО "Ловозерский ГОК" является градообразующим предприятием в поселке, 50% выручки направляется на выплату заработной платы, страховых и налоговых выплат. Также, ООО "Ловозерский ГОК" принимает участие в решении социально-значимых задач, таких как организация питания в школе, оказание посильной помощи спортивной школе и администрациям Ловозерского района и городского поселения Ревда. Таким образом, предприятие в настоящее время не имеет возможности выплатить штраф в полном размере, поскольку дополнительное отвлечение денежных средств может привести к остановке его производственной деятельности. Кроме того, в настоящее время нарушения, указанные в предписании, за исключением 4 пункта, устранены. Правила эксплуатации комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт-2" (п. 4) в настоящее время согласованы в установленном порядке и направлены в Северо-Западное управление Ростехнадзора.

Представитель Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 с учетом того, что фактически, все нарушения, указанные в предписании устранены, оставил вопрос о снижении размера административного штрафа на усмотрение суда.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, судья находит жалобу ООО "Ловозерский ГОК" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее -Закон) определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в том числе обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно абзацу 3 статьи 8 Закона, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В силу статьи 10 Закона, декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, в соответствии с требованиями статьи 19 Закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Как следует из материалов дела, в результате внеплановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Северо-Западным управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Ловозерский ГОК", установлено невыполнение пяти пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ/ПР, со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: отсутствует действующая декларация безопасности комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт 2"; отсутствует экспертиза декларации безопасности комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт 2"; отсутствует разрешение на эксплуатацию комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт 2"; отсутствуют согласованные в установленном порядке правила эксплуатации комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт 2"; отсутствует проект эксплуатации комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт 2".

Указанные нарушения нашли отражение в акте по результатам проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "Ловозерский ГОК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором подробно изложено существо нарушения, форма и содержание соответствует статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доверять сведениям, в нем указанным, оснований нет, протокол составлен надлежащим должностным лицом в рамках предоставленных полномочий. Копия протокола вручена законному представителю ООО "Ловозерский ГОК" в установленном законом порядке.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает и ООО "Ловозерский ГОК" по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах, наличие в действиях ООО "Ловозерский ГОК" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находит свое подтверждение.

Доказательств, подтверждающих принятие ООО "Ловозерский ГОК" всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено, что в свою очередь, свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения ООО "Ловозерский ГОК" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не нарушен.

Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся по делу решений в части назначенного ООО "Ловозерский ГОК" размера наказания, о чем заявитель просит в жалобе.

Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что ООО "Ловозерский ГОК" находится в сложном финансовом положении, убытки предприятия за 1 квартал 2018 года составили 26 955 000 рублей. Кредиторская задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 480,8 миллионов рублей, в том числе задолженность поставщикам за материалы и задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. ООО "Ловозерский ГОК" является градообразующим предприятием, на котором трудится значительное число жителей городского поселения Ревда, его стабильная работа влияет на социально-экономическую обстановку всего Ловозерского района. 50% выручки направляется на выплату заработной платы, страховых и налоговых выплат. Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений ООО "Ловозерский ГОК" ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключило договоры с ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проведение государственной экспертизы материалов по результатам инженерных изысканий "Наращивание хвостохранилища "Карнасурт-2" и с ООО НИПЭЦ "Промгидротехника" на разработку документации по декларированию безопасности гидротехнических сооружений хвостохранилища ООО "Ловозерский ГОК". Учитывая отрицательное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", что повлекло невозможность устранить выявленные нарушения в установленный срок, ООО "Ловозерский ГОК" дважды обращалось в Северо-Западное управление Ростехнадзора с ходатайствами о продлении сроков выполнения предписания, которые оставлены без удовлетворения. В настоящее время нарушения, указанные в предписании, за исключением 4 пункта, устранены. Правила эксплуатации комплекса ГТС хвостохранилища "Карнасурт-2" (п. 4) в настоящее время также, согласованы в установленном порядке и направлены в Северо-Западное управление Ростехнадзора.

Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, то, что оно совершено впервые и приняты меры по устранению нарушений, финансовое положение юридического лица, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначение ООО "Ловозерский ГОК" административного наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей является несоразмерным выявленному нарушению, с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, что может привести к наступлению негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения его производственной деятельности.

С учетом изложенного, постановление начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 200 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному административному правонарушению.

В остальной части оснований, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену оспариваемых актов, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и решение исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Ловозерский горно-обогатительный комбинат", изменить: снизить размер назначенного Обществу с ограниченной ответственностью "Ловозерский горно-обогатительный комбинат" административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде, через Ловозерский районный суд Мурманской области, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий судья И.Л. Кувшинов