ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2018 от 14.05.2018 Горшеченского районного суда (Курская область)

Мировой судья ФИО6. дело

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Судья <данные изъяты> районного суда <адрес> Глебова Т.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> Косторной Л.А.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, в том, что, являясь начальником правового отдела Государственной инспекции труда в <адрес>, в обязанности которого входит осуществление надзора за соблюдением трудового законодательства, нарушил запрет на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса, а именно, ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие оснований им проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения трудового законодательства в отношении <данные изъяты>, чем нарушил ч. ч. 1, 5 ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем был подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить за отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что на момент формирования ежегодного сводного плана проведения проверок <данные изъяты>» не являлось субъектом малого или среднего предпринимательства, до начала проведения плановой выездной проверки и до момента ее завершения от <данные изъяты>» каких-либо заявлений, ходатайств в адрес Государственной инспекции труда в <адрес> о прекращении проверки не поступало, Государственной инспекцией труда в <адрес> в рамках п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ решения об исключении проверки из ежегодного плана в отношении <данные изъяты>» не принималось, в связи с чем порядок проведения плановой проверки в отношении <данные изъяты>», предусмотренный Федеральным законом № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, не нарушен.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о дате, месте и времени рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом, согласно представленному ходатайству просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав помощника прокурора <адрес> Косторную Л.А., полагавшую постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ) предусмотрен следующий порядок организации и проведения плановой проверки.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

По смыслу вышеприведенных положений закона процесс формирования ежегодного плана проведения плановых проверок состоит из нескольких этапов и не ограничивается лишь разработкой органами государственного контроля (надзора) ежегодного плана. На этой стадии в силу частей 6 и 6.1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ ежегодный план является еще "проектом". Юридическую силу данный план обретает только после выполнения процедуры рассмотрения органами прокуратуры проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора), а также включения данного плана в ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещения его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

В силу п.4 ст.26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о <данные изъяты>» как о малом предприятии внесены ДД.ММ.ГГГГ, то есть после составления органом государственного контроля (надзора) проекта ежегодного плана проведения плановых проверок и его направления в органы прокуратуры, рассматривающие данный проект на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля.

Проверка <данные изъяты>» была включена в ежегодный план проведения плановых проверок, согласованный, утвержденный органами прокуратуры и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", и проведена на основании распоряжения Государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ-ПП/2017-1/26/37/22/1 с целью выполнения плана проверок хозяйствующих субъектов <адрес> на 2017 год.

Административная ответственность установлена частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

В силу п.8 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения плановой проверки является включение ее в ежегодный план проведения плановой проверки по окончании 3 лет со дня государственной регистрации или уведомления о начале предпринимательской деятельности либо окончания проведения последней плановой проверки.

В связи с чем нельзя согласиться с выводами мирового судьи о проведении ФИО1, являющимся должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), проверки <данные изъяты>» при отсутствии оснований для ее проведения, поскольку плановая проверка <данные изъяты>» была проведена на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденного после выполнения процедуры рассмотрения органами прокуратуры его проекта на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора), а также включенного в ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

Кроме того, в согласно п.3 ст.26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1268.

Порядок подачи и рассмотрения данного заявления регламентированы указанными Правилами.

Согласно п.18 указанных Правил подачи и рассмотрения заявления, внесение изменений в ежегодный план осуществляется в случае принятия органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана, в течение 3 рабочих дней в порядке, предусмотренном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в п.7 и п.8 которых также указано, что внесение изменений в ежегодный план допускается, в том числе, в случае исключения проверки из ежегодного плана в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

По смыслу вышеприведенных положений исключение соответствующей проверки из ежегодного плана производится на основании решения органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля об удовлетворении заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя, включенного в план проверки. Принятие органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля самостоятельных решений об исключении проверки из ежегодного плана без обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, законодательством не предусмотрено.

Таким образом, рассмотрение вопроса об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана носит заявительный характер.

Данных об обращении <данные изъяты>» с заявлением об исключении проверки в отношении него из ежегодного плана, являющегося общедоступной информацией, опубликованного в сети Интернет, перед проведением данной проверки либо на момент ее проведения, что являлось бы в силу п.5 ст.26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для прекращения проверки, не имеется.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 354н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 27533), осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является государственной функцией, исполняемой непосредственно Рострудом и его территориальными органами.

В силу п. 25 указанного Административного регламента, исполнение государственной функции осуществляется путем последовательного выполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов следующих действий, направленных на обеспечение федерального государственного надзора за соблюдением работодателями - юридическими и физическими лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - надзорные мероприятия):

планирования надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции;

организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;

организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;

обеспечения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

А в силу п. 9 указанного Административного регламента, результатом исполнения государственной функции являются проведенные проверки уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов соблюдения работодателями обязательных требований в целях выявления и пресечения правонарушений в сфере труда, устранения их последствий и реализации мер по предупреждению аналогичных правонарушений.

Основанием для неисполнения государственной функции может являться невозможность проведения государственного надзора в связи с ликвидацией в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей проверке; наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п.28 Административного регламента).

В силу п. 44 указанного Административного регламента, основанием для начала административной процедуры организации и проведения плановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) распоряжения на проведение плановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

Таким образом, проведение плановых проверок является государственной функции Роструда и его территориальных органом, обязанность исполнения которой возлагается на уполномоченных должностных лиц.

Кроме того, государственные инспекторы труда в силу ст. 18 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Проверка в отношении <данные изъяты>» была проведена на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в <адрес>, согласно которому лицом, уполномоченным на проведение проверки, в том числе, был назначен начальник правового отдела Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО1

При таких обстоятельствах, учитывая, что административная ответственность установлена частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, а основанием для проведения плановой проверки <данные изъяты>» послужил план проверок хозяйствующих субъектов <адрес> на 2017 года, согласованный и утвержденный в установленном законом порядке, ФИО1 подлежит освобождению от административной ответственности.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В силу ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении ФИО1 отмене, а производство по административному делу прекращению, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении ФИО1 отменить, освободить ФИО1 от административной ответственности.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.В. Глебова