ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2018 от 19.03.2018 Шарыповского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-6/2018

РЕШЕНИЕ

19 марта 2018 года город Шарыпово

Судья Шарыповского районного суда Красноярского края Давыденко Д.В.,

с участием защитников Публичного акционерного общества «Юнипро» - Скляровой В.Б., действующей на основании доверенности от 23 июня 2016 года, Борщева Н.Я., действующего на основании доверенности от 21 февраля 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Публичного акционерного общества «Юнипро» Райхель С.А. на постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору Енисейское Управление (Ростехнадзор) от 04 декабря 2017 года, которым юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Юнипро», ИНН , юридический адрес: <адрес>, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору Енисейское Управление (Ростехнадзор) от 04 декабря 2017 года Публичное акционерное общество «Юнипро» (далее по тексту ПАО «Юнипро») за нарушение законодательства в области промышленной безопасности признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Представитель ПАО «Юнипро» Райхель С.А., действующий на основании доверенности № от 23 июня 2016 года, не согласившись с указанным постановлением государственного инспектора, обратился в районный суд с жалобой (с учетом уточнения), в которой поставил вопрос об изменении обжалуемого постановления путем исключения из постановления указаний на нарушение ПАО «Юнипро» обязательных требований промышленной безопасности, содержащихся в пункте 11 «Общих замечаний».

В обоснование требований указано, что в пункте 11 «Общих замечаний» обжалуемого постановления указано нарушение: «члены нештатного аварийно-спасательного формирования не обучены и не аттестованы на статус газоспасателей», чем, по мнению государственного инспектора, нарушены п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 3 «Положения о проведении аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1031; п. 5 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

С вмененным нарушением представитель ПАО «Юнипро» не согласен, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, а также заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Наличие в соответствии со ст. 10 Закона № 116-ФЗ договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством РФ порядке профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала согласно пп.р п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, осуществляющему деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

ПАО «Юнипро» является владельцем и эксплуатирует опасные производственные объекты, в том числе филиала «Березовская ГРЭС» II и III класса опасности, которые зарегистрированы в государственном реестре, что подтверждается Свидетельством о регистрации от 28 апреля 2017 года ПАО «Юнипро» имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности от 11 февраля 2014 года , что свидетельствует о соблюдении Обществом лицензионных требований пп.р п.5 Положения о лицензировании.

ПАО «Юнипро» (в лице филиала «Березовская ГРЭС») заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг пожарной охраны и аварийно-спасательному обслуживанию с ООО Пожарная аварийно-спасательная служба «Сирена» (ООО ПАСС «Сирена») со сроком оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В п. 2.3.1.2 договора, Техническом задания предусмотрены обязанности ООО «ПАСС «Сирена» в области аварийно-спасательного обслуживания в круглосуточном режиме, согласно которому оно обязано вести осмотр и анализ состояния опасных производственных объектов, указанных в Приложении № 7 к договору, в согласованные сроки, осуществлять мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, проводить газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях в зоне ЧС), ликвидировать (локализовывать) аварии и чрезвычайные ситуации, связанные с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду химически опасных и взрывопожароопасных веществ; ликвидировать (локализовывать) на суше розливы нефти и нефтепродуктов.

ООО «ПАСС «Сирена» является профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестовано на право ведения аварийно-спасательных работ, включая газоспасательные работы, что подтверждается свидетельством серия с рег. от 09 июня 2016 года со сроком действия до 09 июня 2019 года.

В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» на филиале «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» приказом директора филиала от 17 февраля 2017 года создано Нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ). Перечень создания НАСФ согласован с ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Должностным лицам проверяющего государственного органа данные документы представлялись.

Согласно п. 5 приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного: техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

В соответствии с п. 2, 6, 11 - 14 Положения о проведении аттестации, утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ, перечень видов которых определяется их учредителями (руководителями) исходя из возложенных задач по предупреждению и ликвидации ситуаций, зоны ответственности и характеристик обслуживаемых объектов, копии документов об образовании и (или) квалификации спасателей и других работников аварийно-спасательной службы (формирования) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ.

При подаче заявления на аттестацию НАСФ в Отраслевую комиссию Минэнерго по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса в перечне видов аварийно-спасательных работ были предусмотрены поисково-спасательные работы и работы по ликвидации (локализации) на суши разливов нефти и нефтепродуктов; были представлены Свидетельства о прохождении обучения работников филиала «Березовская ГРЭС» (члене НАСФ) с 05 декабря 2016 года по 28 декабря 2016 года по модулю «Первоначальная подготовка спасателей аварийно-спасательных формирований» , удостоверения от 28 декабря 2016 года о повышении квалификации членов НАСФ (обучение по дополнительной профессиональной программе «Организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации» по модулям № 2 и № 7) со сроком действия до 28 декабря 2019 года. Согласно удостоверениям экзаменационной комиссией члены НАСФ аттестованы по модулям: «Подготовка спасателей АСФ по организации и проведению работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», «Организация проведение поисково-спасательных работ». Согласно протоколу комиссии в составе представителей АНО ДПО «УПЭЦ», Минэнерго от 28 декабря 2016 года, от 28 декабря 2016 года сотрудники филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (члены НАСФ) прошли обучение по программе профессиональной подготовки спасателей «Первоначальная подготовка спасателей аварийно-спасательных формирований (АСФ)» (114 часов), по профессиональной программе «Организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации» по модулям «Подготовка спасателей АСФ по организации и проведению работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» и «Организация и проведение поисково-спасательных работ» (108 часов).

Поскольку согласно ст. 5 «Виды аварийно - спасательных работ» Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» нет такого вида как «локализация и ликвидация разливов нефти нефтепродуктов», то согласно протоколам заседания комиссии от 22 февраля 2017 года от 22 августа 2017 года НАСФ филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро», его личный состав аттестован на право ведения поисково-спасательных работ. НАСФ имеет Свидетельство от 22 августа 2017 года за рег. об аттестации на право ведение аварийно-спасательных работ поисково-спасательные работы.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, считает, что необходимость в аттестации созданной НАСФ филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» на проведение именно газоспасательных работ, характеризующихся выполнением их в условиях наличии в окружающей среде и превышающих предельно допустимые концентрации токсичных, и (или) пожароопасных и доли; взрывоопасных веществ отсутствует и прямо не предусмотрена законодательством в сфере промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природное техногенного характера. В связи с чем, полагает, что со стороны ПАО «Юнипро» не допущено нарушение требований п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 3 «Положения о проведении аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1031; п. 5 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

В судебном заседании защитник юридического лица ПАО «Юнипро» Склярова В.Б. просила постановление должностного лица изменить, исключить из обжалуемого постановления указание на нарушение ПАО «Юнипро» обязательных требований промышленной безопасности, содержащихся в п. 11 «Общих замечаний», обосновывая свои доводы по основаниям, изложенным в жалобе. Дополнительно пояснила, что в настоящее время ПАО «Юнипро» подано административное исковое заявление по обжалованию вынесенного в отношении юридического лица предписания , которое не принято к производству.

Защитник ПАО «Юнипро» Борщев Н.Я. в судебном заседании поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в жалобе, дополнительно пояснил, что действующим законодательством не возложена обязанность по обучению членов НАСФ на газоспасателей при наличии заключенного с ООО «ПАСС Сирена» договора, при этом понятие «газоспасатель» нет, есть понятие «спасатель».

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее обжалуемое постановление Модырка Ж.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель должностного лица - Бедарева К.А. (по доверенности), представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Енисейского управления Ростехнадзора по имеющимся в деле материалам.

Судья при указанных обстоятельствах, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося должностного лица Енисейского управления Ростехнадзора.

Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, судья пришел к следующему:

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ст. 25.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 указанной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, при этом, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

- создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Согласно п.п. 1, 4 ст. 11 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Как следует из ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к аварийно-спасательным работам, кроме прочих, относятся: газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Из п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя») следует, что граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Санкция данной статьи предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов, административного дела в отношении ПАО «Юнипро», общество является действующим юридическим лицом, также является владельцем и эксплуатирует опасные производственные объекты, в том числе филиала «Березовская ГРЭС», расположенного по адресу: <адрес>», зарегистрированный 24 июля 2006 года в государственном реестре опасных производственных объектов за с присвоением II и III класса опасности (свидетельство о регистрации от 28 апреля 2017 года выданное Северо – Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору).

ПАО «Юнипро» имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности от 11 февраля 2014 года №

На основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора от 28 августа 2017 года № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в отношении ПАО «Юнипро» с 11 сентября 2017 года по 20 октября 2017 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка подсобного хозяйства ГРЭС (Березовская ГРЭС).

В ходе проведенной проверки государственными инспекторами Енисейского управления Ростехнадзора выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности, которые отражены в акте проверки от 20 октября 2017 года, содержащиеся в таблице № 1, состоящей из 62 пунктов, в том числе нарушение, указанное в пункте 11: «члены нештатного аварийно – спасательного формирования не обучены и не аттестованы на статус газоспасателей», что является нарушением п. 1 ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 3 «Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», ст. 5, п. 2 ст.23 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», о чем был составлен протокол об административном правонарушении от 20 ноября 2017 года.

По результатам проверки ПАО «Юнипро» было выдано предписание от 20 октября 2017 года об устранении выявленных нарушений, в том числе по нарушению «члены нештатного аварийно – спасательного формирования не обучены и не аттестованы на статус газоспасателей», в срок до 28 февраля 2018 года.

Доказательств признания действий должностных лиц в рамках проведенной проверки в отношении ПАО «Юнипро» незаконными, признания выданного по результатам проверки предписания незаконным, не представлено.

Как следует из обжалуемого постановления государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского Управления (Ростехнадзор) Модырка Ж.С. от 04 декабря 2017 года, юридическое лицо ПАО «Юнипро» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Юридическое лицо ПАО «Юнипро» признано виновным в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, действия юридического лица – ПАО «Юнипро» квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Свои выводы должностное лицо основывало на представленных по делу доказательствах: акте проверки от 20 октября 2017 года ; предписании от 20 октября 2017 года ; протоколе об административном правонарушении от 20 октября 2017 года .

Указанные доказательства были исследованы и судьей при рассмотрении жалобы представителя ПАО «Юнипро», при этом, судья признает данные документы допустимыми и относимыми доказательствами по делу.

Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, у судьи оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.

По убеждению судьи, документы, которые были предметом оценки должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, с достоверностью свидетельствуют о допущенных юридическим лицом ПАО «Юнипро» нарушениях требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При рассмотрении доводов жалобы ПАО «Юнипро» на постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору Енисейское Управление (Ростехнадзор) Модырка Ж.С. от 04 декабря 2017 года судья исходит из следующего:

Как следует из п.п. 2, 3 Приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (Зарегистрировано в Минюсте России 19 января 2006 года № 7383) нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 года № «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования (п.4 Приказа № 999).

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения (п. 5 Приказа № 999).

Согласно п. 6 Приказа № 999 состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений; осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований; поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению (п. 11 Приказа № 999).

Приказом ПАО «Юнипро» от 17 февраля 2017 года создано нештатное аварийно – спасательное формирование филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (далее НАСФ), утверждено Положение о НАСФ, реестр и штатно – должностной список НАСФ, нормы оснащения НАСФ филиала специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Перечень создания НАСФ согласован с ГУ МЧС России по Красноярскому краю.

В соответствии с Положением о НАСФ филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» НАСФ предназначенное для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; участия в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения (п. 2 Положения).

Исходя из задач, организационно – штатной структуры филиала, рекомендованного примерного перечня создаваемых НАСФ на филиале создано формирование: сводное звено (п. 3 Положения).

Согласно штатно – должностного списка НАСФ состоит из восьми спасателей и одного командира (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15).

Как следует из свидетельства об аттестации на право ведения аварийно – спасательных работ от 22 августа 2017 года НАСФ филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» аттестовано на право ведения поисково – спасательных работ, что подтверждается выпиской из протокола заседания отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно – спасательных служб (формирований) и спасателей топливно – энергетического комплекса от 22 августа 2017 года, сроком действия до 22 августа 2020 года.

Согласно выписке из протокола от 22 февраля 2017 года члены НАСФ филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» аттестованы на право ведения поисково – спасательных работ с присвоением статуса спасателя и классной квалификации «спасатель» (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15).

Все спасатели и командир имеют: свидетельство о прохождении обучения по модулю «Первичная подготовка спасателей аварийно – спасательных формирований», удостоверение о прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе «Организация и проведение аварийно – спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации» и аттестованы по модулям: «подготовка спасателей АСФ по организации и проведению работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», «организация и проведение поисково – спасательных работ»; книжку спасателя.

Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что ПАО «Юнипро» в целях исполнения требований действующего законодательства в области аварийно – спасательных служб, создано нештатное аварийно – спасательное формирование, аттестованное на право ведения поисково – спасательных работ.

Кроме того, ПАО «Юнипро» в лице директора филиала «Березовская ГРЭС» (Заказчик) 05 декабря 2016 года заключен договор на оказание услуг пожарной охраны и аварийно – спасательному обслуживанию с Обществом с ограниченной ответственностью Пожарная аварийно – спасательная служба «Сирена (далее ООО ПАСС «Сирена») (Исполнитель), со сроком оказания услуг с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, а также договор № от 27 декабря 2017 года со сроком оказания услуг с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.

Согласно п. 1.1 договора № от 05 декабря 2016 года Исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги в области: пожарной охраны, аварийно – спасательного обслуживания для филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро», согласно Технического задания, дислокации объектов, графиков проведения, проверок объектов, перечня опасных производственных объектов, календарного плана на выполнение предупредительно - профилактических услуг на аварийно – спасательное обслуживание в соответствии с нормативно – правовыми актами и обязательными требованиями по пожарной безопасности, действующими в РФ, а Заказчик обязуется оплатить исполнителю стоимость оказанных услуг в размере и порядке, указанных в настоящем договоре.

Исполнитель оказывает услуги указанные в п. 1.1 договора, на объектах филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» своими силами (п. 1.3 Договора от 05 декабря 2016 года).

Согласно п. 2.3.1.1 Договора № от 05 декабря 2016 года, Исполнитель обязуется кроме прочего, в области аварийно – спасательного обслуживания: вести анализ состояния охраняемого объекта и основных показателей оперативно – служебной деятельности; поддерживать в постоянной (круглосуточной) боевой готовности к применению аварийно – спасательных подразделений для локализации и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, осуществление необходимых в связи с этим аварийно – спасательных и других неотложных работ на охраняемом объекте; осуществлять оперативное реагирование и оперативные выезды на возникшие аварии, чрезвычайные ситуации, а также связанные с этим аварийно – спасательные и другие неотложные работы, в том числе по обеспечению безопасности людей, спасению имущества и ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций; проводить газоспасательные работы (комплекс аварийно – спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованности в зоне ЧС).

Согласно п. 26 Технического задания на оказание услуг пожарной и аварийно – спасательному обслуживанию филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» список оказываемых ООО ПАСС «Сирена» услуг содержит кроме прочих, проведение газоспасательных работ (комплекс аварийно – спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованности в зоне ЧС).

Указанные условия также содержаться в договоре № от 27 декабря 2017 года.

Как следует из Устава ООО ПАСС «Сирена» общество является юридическим лицом, расположенным по адресу: <адрес> создано для реализации деятельности государственной противопожарной службы, прочей деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

ООО ПАСС «Сирена» имеет лицензию от 07 июля 2014 года на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).

Согласно свидетельству об аттестации на право ведения аварийно – спасательных работ от 09 июня 2016 года ООО ПАСС «Сирена» имеет статус аварийно – спасательной службы – профессиональное, аттестовано на право проведения газоспасательных работ; аварийно – спасательных работ, связанных с тушением пожаров; поисково – спасательных работ, сроком действия до 09 июня 2019 года.

Указанные документы были представлены ПАО «Юнипро» государственному инспектору вместе с возражениями при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Юнипро».

Между тем, учитывая специфику деятельности ПАО «Юнипро» по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов II, III класса опасности действующим законодательством на ПАО «Юнипро» возложена обязанность по заключению с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоров на обслуживание и созданию собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательные формирований из числа работников.

При этом, в ходе судебного заседания защитниками ПАО «Юнипро» не оспаривалось, что нештатное аварийно – спасательное формирование филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» не аттестовано на проведение газоспасательных работ (комплекса аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загозованиях) в зоне чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, в силу требований закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект с присвоением II и III класса опасности, при создании нештатных аварийно-спасательных формирований и аттестации ее членов должна руководствоваться характеристиками обслуживаемых объектов, в связи с чем, члены НАСФ «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» должны быть обучены и аттестованы на спасателей на предмет выполнения газоспасательных работ.

Доводы защитников ПАО «Юнипро» об отсутствии в законе прямого указания на проведение аттестации членов НАСФ по выполнению газоспасательных работ при наличии заключенного договора между ПАО «Юнипро» и ООО «ПАСС «Сирена» являются несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.

При этом, именно на ПАО «Юнипро» возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При таких обстоятельствах, указание государственным инспектором в обжалуемом постановлении на нарушение ПАО «Юнипро» обязательных требований промышленной безопасности, содержащихся в пункте 11 «Общих замечаний» является обоснованным, в том числе с учетом наличия указанного нарушения в предписании от 20 октября 2017 года, вынесенного в отношении ПАО «Юнипро».

Таким образом, постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору Енисейское Управление (Ростехнадзор) от 04 декабря 2017 года является законным и обоснованным.

Доводы защитника в части отсутствия понятия «газоспасатель» не ставят под сомнение выводы судьи о законности обжалуемого постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Постановление о привлечении юридического лица ПАО «Юнипро» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору Енисейское Управление (Ростехнадзор) от 04 декабря 2017 года, которым Публичное акционерное общество «Юнипро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ПАО «Юнипро» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение десяти суток.

Судья: Д.В. Давыденко