ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2021 от 13.07.2021 Озерского районного суда (Калининградская область)

Дело №12-6/2021

УИД 39RS0013-01-2021-000315-92

РЕШЕНИЕ

13 июля 2021 года г.Озерск

Судья Озерского районного суда Калининградской области Мурашко Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кореневской В.А.,

с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Озерский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – МБУСО «Озерский КЦСОН», учреждение) – Гулаковой Оксаны Ивановны,

защитника – Романова Андрея Юрьевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора МБУСО «Озерский КЦСОН» Гулаковой О.И. на постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ДД.ДД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУСО «Озерский КЦСОН»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ДД.ДД МБУСО «Озерский КЦСОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, МБУСО «Озерский КЦСОН» в лице директора Гулаковой О.И. обратилось в суд с жалобой, в которой выражает несогласие с указанным актом, ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, указав на то, что МБУСО «Озерский КЦСОН» является некоммерческой организацией. В соответствии с п.3.3 Устава МБУСО «Озерский КЦСОН» основным видом деятельности учреждения, непосредственно направленным на достижение поставленных целей и задач, является предоставление гражданам социальных услуг. При этом МБУСО «Озерский КЦСОН» не оказывает платные услуги, а исполняет переданные государственные полномочия Калининградской области, в связи с чем получает денежные средства из соответствующего бюджета, в частности МБУСО «Озерский КЦСОН» субсидируется из бюджета МО «Озерский городской округ» для финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание государственных услуг.

В судебном заседании законный представитель МБУСО «Озерский КЦСОН» Гулакова О.И. и защитник Романов А.Ю., не оспаривая наличия в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, просили о применении положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменении назначенного должностным лицом административного наказания в виде штрафа на предупреждение, обосновывая это тем, что МБУСО «Озерский КЦСОН» по вмененной статье административного правонарушения привлекается впервые, отсутствует факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует факт имущественного ущерба.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Житков Н.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее - Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ) установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

Согласно пункту 3 статьи 3 названного Федерального закона перевозчиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном). Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Исходя из положений части 3 данной статьи, перевозчик, не исполнивший возложенной на него названным Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Из материалов дела следует, что МБУСО «Озерский КЦСОН» имеет лицензию ....... от ДД.ДД.ДД года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц с разрешенным видом деятельности «Перевозка автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд».

ДД.ДД.ДД на основании распоряжения заместителя начальника Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора (далее - административный орган) от ДД.ДД.ДД в отношении МБУСО «Озерский КЦСОН» проведена плановая выездная проверка.

В ходе указанной проверки административным органом выявлены нарушения, выразившиеся в осуществлении перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Согласно представленным путевым листам от ДД.ДД.ДД, от ДД.ДД.ДД, от ДД.ДД.ДД, от ДД.ДД.ДД, от ДД.ДД.ДД, выданных МБУСО «Озерский КЦСОН» на транспортное средство марки ......., государственный регистрационный знак , под управлением водителя Х.К.А., МБУСО «Озерский КЦСОН», в соответствии с лицензией № от ДД.ДД.ДД на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, организовало и допустило осуществление перевозок пассажиров на основании талонов на получение услуг Социальной службы перевозок в соответствии с Порядком предоставления инвалидам услуг Социальной службы перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области № 338 от 08.06.2007 г. «О Социальной службе перевозок», с нарушением требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а именно в отсутствие договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Транспортное средство марки ......., государственный регистрационный знак , пассажировместимость 10 человек, количество посадочных мест – 10, включено в единственный договор страхования от ДД.ДД.ДД, заключенного с МБУСО «Озерский КЦСОН», сроком действия с ДД.ДД.ДД по ДД.ДД.ДД по виду «Автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении (включая случаи осуществлениям теми же транспортными средствами также перевозок в пригородном сообщении и (или) в городском сообщении по заказам). До ДД.ДД.ДД МБУСО «Озерский КЦСОН» осуществляло перевозки пассажиров без страхования своей гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Нарушение зафиксировано в акте от ДД.ДД.ДД проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица - МБУСО «Озерский КЦСОН» (л.д. 42-45).

По факту выявленного нарушения ДД.ДД.ДД должностным лицом Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении МБУСО «Озерский КЦСОН» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 38 - 40).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения постановлением должностного лица Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к выводу, что факт нарушения МБУСО «Озерский КЦСОН» требований ч.1 ст. 5 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ, выразившегося в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на транспортном средстве в отсутствие договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ДД.ДД (л.д. 38-40), актом проверки (л.д.42- 45), талонами на получение транспортных услуг социальной службы перевозок МБУСО «Озерский КЦСОН», договорами о предоставлении социальных услуг, путевыми листами, объяснениями директора МБУСО «Озерский КЦСОН» Гулаковой О.И. в судебном заседании и другими доказательствами.

Все доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях МБУСО «Озерский КЦСОН» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МБУСО «Озерский КЦСОН», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 названного кодекса.

Порядок привлечения МБУСО «Озерский КЦСОН» к административной ответственности соблюден.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3, 4, 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Вместе с тем имеются основания для его изменения в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств имеется: учреждение впервые совершило правонарушение, обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наличие имущественного ущерба, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ДД.ДД в отношении МБУСО «Озерский КЦСОН» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей на предупреждение.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу МБУСО «Озерский КЦСОН» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья