Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 04 марта 2022 года
Судья Черноземельского районного суда Республики Калмыкия Манжеев Б.В.,
с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности ФИО3, ФИО2, представителя Межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО1 Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>№-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>№-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (далее – АО «КТК-Р», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, представитель АО «КТК-Р» ФИО3 обратился с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене данного постановления с прекращением производства по делу. Указывает, что программа производственного контроля НАС-2 (ПЭК) АО «КТК-Р» (редакция 1) была утверждена Обществом ДД.ММ.ГГГГ, которым впервые введено требование о ее наличии. Пунктом 1 приказа МПР РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлены случаи ее корректировки. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были утверждены корректировки: Программа (ПЭК) НАС-2 АО «КТК-Р» (корректировка) (редакция 2) и Программа (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р» (корректировка) (редакция 3) соответственно. На титульном листе Программы (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р» (корректировка) (редакция 2) указана дата утверждения корректировки - ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что в действующем природоохранном законодательстве не конкретизированы требования о месте указании даты утверждения корректировок Программы ПЭК в разделе «Общие положения». Таким образом на стр.7 Программ производственного контроля НПС-2 (корректировка) редакция 2 и 3 была указана дата непосредственно утверждения самой (первоначальной) Программы производственного контроля НПС-2 (ПЭК) – ДД.ММ.ГГГГ. Характер вменяемого правонарушения по указанию «неверной» даты в разделе «Общие сведения», при наличии «верной» даты на титульном листе Программ (корректировок) не представляет угрозы, не причиняет какого-либо вреда и не влечет нарушений охраняемым законодательством об административных правонарушениях интересам государства и общества. Вывод старшего государственного инспектора об оформлении внесения изменений отдельным документом, фиксирующим необходимость внесения корректировок в уже существующий документ и включающим в себя список позиций, которые подвергаются коррективам, с обязательным требованием указания наименования и реквизитов документа, в которые вносятся изменения, является личными умозаключениями и не базируются на требованиях законодательства. В постановлении об административном правонарушении отсутствуют ссылки на пункты какого-либо нормативного документа, устанавливающие требования к наличию данного документа. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления старший государственный инспектор основывает требование о необходимости включения вещества - спирта С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) - в план график контроля на двух выводах: относит спирт С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) к маркерному (характерному) веществу для деятельности Компании на НПС-2; концентрация на границе предприятия по расчету рассеивания загрязняющих веществ в декларации о воздействии на окружающую среду по спирту С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) превышает 0,1 ПДКмр. Общество не отрицает сам факт создания приземной концентрации на границе предприятия по спирту С7-11 в 0, 1 ПДК, но утверждает, что согласно действующему законодательству, требование о включении веществ в план-график относится только к веществам (включая маркерные), подлежащим государственному регулированию, каковым спирт С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) не является. Согласно п.9.1.1 Приказа МПР № в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы. Требование о включении в план-график веществ в отношении которых устанавливаются технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы касается в том числе маркерных веществ. По смыслу данного требования программа производственного экологического контроля разрабатывается в целях контроля соблюдения установленных нормативов (технологических/ предельных/временно согласованных) выбросов загрязняющих веществ. Таким образом, если не установлен норматив выброса по загрязняющему веществу, то фактически нечего и контролировать. Вещество - Спирты С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) в Перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, не включено, соответственно в отношении него не устанавливаются предельно допустимые выбросы, и оно не должно включаться в план-график контроля стационарных источников выбросов в Программе ПЭК. В действующей декларации о воздействии на окружающую среду для НПС-2, поданной в ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» нормативы выбросов по «Спирты С7-11 (смесь изомеров) (код 1037)» не установлены. Информация о том, что Спирт С7-11 (смесь изомеров) (код вещества 1037) содержится в выбросах предприятия, но на него не установлены (технологические/ предельно допустимые/временно согласованные) выбросы также приведена в Программах ПЭК НПС-2 (Корректировка) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ: таблица «Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, - полный перечень выбрасываемых веществ на НПС-2», состоящая из 26 веществ, включая вещество - Спирты С7-11 (смесь изомеров) (код вещества 1037); таблица «Сведения о загрязняющих веществах, выбрасываемых в атмосферу, в целом по предприятию (нормируемых)» - состоящая из выбрасываемых веществ на НПС-2, включенных в Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1316-р уже из 22 веществ. Считает, что вывод государственного инспектора об отнесении спирта С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) к маркерному (характерному) веществу выбрасываемому в атмосферный воздух для НПС-2 не состоятелен. Не все вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух предприятиями, являются маркерными. Доказательства отнесения спирта С7-11 (смесь изомеров) (код 1037) в маркерному веществу для деятельности Компании на НПС-2 в материалах дела отсутствуют. Таким образом, вещество Спирт С7-11 (смесь изомеров) (код вещества 1037) не является маркерным, не подлежит государственном урегулированию, в отношении данного вещества отсутствуют установленные нормативы выбросов для НПС-2 и соответственно отсутствие его в плане-графике производственного экологического контроля соответствует закону и не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Также просит отменить вынесенное старшим государственным инспектором в адрес общества представление №-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представители юридического лица ФИО3, ФИО2 поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель ФИО1 Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что объект КТК –Р НПС № относится ко второй категории опасности. Вещество спирты С 7 – С 11, обнаруженные на территории данного объекта, согласно приложения к перечню загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, относится к числу маркерных и превышает 0,1 ПДК, в связи с чем расчет по ним подлежал внесению План – график экологического контроля. Нарушение было выявлено в ходе плановой выездной проверки и является длящимся.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.48 КоАП РФ.
Согласно ч.1 и 2 ст.67 указанного закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (п.4 и 5 ст.67 Закона об охране окружающей среды).В соответствии с п.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Раздел «Общие положения» в обязательном порядке должен содержать, помимо прочего, дату утверждения Программы. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать, в том числе, показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества) (пункт 3 и 4 указанных Требований).
В соответствии с п.9.1.1 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
В План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия (п.9.1.2 указанного Приказа).
Как разъяснено в письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля (абзац 8). В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен ПДКмр, а установлены ПДКсс или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы (абзац 9). При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ПДКмр) 0,1 ПДКсс или 0,1 ОБУВ на границе предприятия (абзац 10).
Как следует из материалов дела, АО «КТК-Р» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду – Нефтеперекачивающая станция НПС-2, расположенного по адресу: <адрес>, НПС-2, код №П, II категория, категория риска умеренная. АО «КТК-Р» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По своему технологическому назначению НПС-2 является промежуточной перекачивающей станцией без технологических резервуаров. Нефтеперекачивающая станция НПС-2 предназначена для перекачки нефти по трубопроводу КТК Тенгиз-Новороссийск. Площадка НПС-2 расположена на 844 км нефтепровода КТК. Проектная мощность НАС-2: производительность 61,2 млн. т/год; давление на входе НПС 628 кПа.
Основанием для привлечения АО «КТК-Р» к административной ответственности послужили изложенные в постановлении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, согласно которым в ходе проведенной в период с 27 сентября по ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным ФИО1 по <адрес> и <адрес> выездной плановой проверки выявлены нарушения требований ст.67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
В нарушение указанных требований Программа производственного экологического контроля (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р» (корректировка), утвержденная – 01.07.2020региональным менеджером Центрального региона АО «КТК-Р», и Программа производственного экологического контроля (ПЭК) НПС-2 АО «КТК-Р» (корректировка), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ региональным менеджером Центрального региона АО «КТК-Р», не соответствует Требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: указаны неверные даты утверждения Программ ПЭК НПС-2 (страница 7); источник № (площадка АФП) по загрязняющему веществу – спирты С7-11 (смесь изомеров) (код вещества 1037) не включен в план график контроля стационарных источников выбросов (согласно расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для НПС-2 приложение к декларации о воздействии на кружащую среду (стр.323-324, 444) выброс загрязняющего вещества – спирты С7-11 (смесь изомеров) (код вещества 1037) по источнику № (площадка АФП) превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением Межрегионального ФИО1 федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>№-ОРД от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки; актом выездной проверки №-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «КТК-Р» протокола об административном правонарушении №-ОРД/ПР/2021 и вынесении ДД.ММ.ГГГГ оспариваемого постановления о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеуказанными нормами законов, а также исходя из того, что обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица возможности соблюдения указанных норм и правил представлено не было, суд считает, что в указанном случае АО «КТК-Р» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в действующем природоохранном законодательстве не конкретизированы требования об указании даты утверждения корректировок Программы ПЭК в разделе «Общие положения», а также указания на отсутствие в плане-графике контроля Программы ПЭК вещества – Спирты С7-11 (смесь изомеров) (код 1037), не включенного в Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, были предметом обсуждения и обосновано опровергнуты, о чем полно и правильно изложено в постановлении.
В связи с изложенным представление административного органа, вынесенное в отношении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании обстоятельств, отраженных в постановлении данного органа о назначении административного наказания, является обоснованным.
Вопреки доводам жалобы при назначении наказания АО «КТК-Р» должностным лицом Межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> учтены фактические обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице и наказание назначено в виде предупреждения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>№-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>№-ОРД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» ФИО3 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) Б.В. Манжеев
«Копия верна»: Судья Б.В. Манжеев