ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/2023 от 15.02.2024 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Мазуков А.С. дело № 7/2-35/2024

Дело № 12-6/2023

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 15 февраля 2024 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев жалобу защитника привлекаемого лица ФИО1 на решение судьи Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении капитана ледокола «********» ФИО2,

установил:

26 сентября 2023 года постановлением заместителя начальника отдела в города Тикси Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району М. капитан ледокола «********» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2023 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника привлекаемого лица – без удовлетворения.

В жалобе, принесенной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), защитник привлекаемого должностного лица ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица и решения суда с принятием по делу нового решения.

В обоснование жалобы указав о том, что судом дана не правильная оценка событию вменяемого административного правонарушения. Так, факт сообщения о пересечении государственной границы РФ капитаном ледокола ФИО2 был исполнен, однако в сообщении была допущена опечатка, выраженная в не правильном указании координат пересечения границы на 1 градус, которое не образует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку расположение судна на водном объекте фактически соответствовало его координатам.

Заявитель указывает, что судом оставлено без внимания довод о том, что Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществить неоднократное пересечение государственной границы РФ на море российскими судами, утвержденном постановлением Правительства РФ № 341, должны трактоваться согласно воле законодателя в сторону упрощения, при этом главным критерием является осведомленность государства о маршруте судов, в случаях затрагивающих границы РФ.

Принимая во внимание надлежащее извещение привлекаемого должностного лица ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы на решение суда по делу об административном правонарушении, и их отсутствие в судебном заседании, прихожу к выводу в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Правила пересечения Государственной границы РФ определены Законом РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу части 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1) российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1).

Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 9.1 вышеназванного Закона неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при уведомлении о каждом фактическом пересечении Государственной границы пограничных органов.

В силу пункта 4 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море" утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила уведомления).

Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при убытии российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты.

Пунктами 1, 4 Правил уведомления установлено, что уведомление для российских судов без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающих из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, направляется по форме согласно Приложению N 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее, чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.

Согласно пункту 8 Правил уведомления пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение уведомления. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении уведомления, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом уведомления.

Пунктом 15 Правил уведомления предусмотрено, что при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 11 августа 2023 года в 07 часов 08 минут по якутскому времени ФИО2, являющийся должностным лицом, посредством эксплуатируемого судна т/х «********» в соответствии с приказом ПАО «ЛОРП» от 12.05.2022 № ..., при следовании по маршруту из п. Тикси (ФИО3 мыс) по внутренним морским водам РФ в п. Нижнеянск с целью перевозки нефтепродуктов, в усредненных координатах: 71°52’01’’СШ 133°57’08’’ВД допустил пересечение государственной границы РФ в координатах отличных от тех, которые им были указаны в информационном сообщении, направленном в Пограничное управление о фактическом пересечении государственной границы РФ: 72°52’01’’СШ 133°58’07’’ВД.

Уведомление о пересечении государственной границы РФ поступило в адрес Пограничного управления от капитана ФИО2 11.08.2023 в 07 часов 10 минут.

Таким образом, капитаном суда т/х «********» допущено нарушение требований подпункта «в» части 2 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1, пункта 15 Правил уведомления, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 13 сентября 2023 года офицером отделения береговой охраны отдела (погк) в г. Тикси ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Г. в отношении капитана судна т/х «********» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и привлечения его 26 сентября 2023 года к предусмотренной данной нормой административной ответственности.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которым должностным лицом и судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, в частности: протоколу об административном правонарушении от 13.09.2023, письмом врио начальника ситуационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 11.08.2023 рег. № ..., распечатками карты маршрута следования т/х «********» 11.08.2023, приказом от 13.05.2022 о переводе на работу капитаном - ******** ФИО2 в .......... базу технической эксплуатации флота/.......... группа флота/********, текстом сообщения капитана судна ФИО2 от 11.08.2023 в 07 часов 10 минут, также другими, имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Приходя к выводу о наличии в действиях капитана судна т/х «********» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 и Правилами уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами.

Довод жалобы о допущенной должностным лицом ФИО2 опечатки в указании усредненных географических координат места пересечения государственной границы РФ являлся предметом исследования суда первой инстанции, по правовым основаниям, приведенным в решении выводы суда о его отклонении как несостоятельного являются верными и обоснованными.

Так, факт пересечения государственной границы РФ в 07 часов 05 минут в усредненных географических координатах 71°52’01’’СШ 133°57’08’’ВД отражен в судовом журнале, также свидетельствует о ненадлежащем отношении к своим служебным обязанностям капитана судна при заполнении судового журнала, при этом уточненное уведомление в Пограничный орган им не направлялось.

Доводы о необходимости трактования норм Правил уведомления в сторону упрощения его требований не может быть принято во внимание, поскольку установленные законом нормы, затрагивающие безопасность экономических правоотношений и торговых путей, связанных с этим мер предотвращения его незаконных пересечений обязательны к соблюдению субъектами его регулирования.

Статьей 3 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 установлено, что защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм примененного в деле законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения норм административного законодательства, предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание должностному лицу ФИО2 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств, имеющих значение для дела и личности виновного.

Каких-либо сомнений в доказанности вины должностного лица - капитана судна ФИО2 в совершении вмененного ему административного правонарушения, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ могут быть истолкованы в его пользу, не имеется.

Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Булунского районного суда Республика Саха (Якутия) 03 ноября 2023 года подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении капитана ледокола «********» ФИО2, оставить без изменения, а жалобу защитника привлекаемого лица ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова