Дело №12-7(2)/2013
Р Е Ш Е Н И Е
21 ноября 2013 года р.п. Турки
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Киреевой В.В.,
при секретаре Кузине А.В.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 – ФИО2 /по доверенности/,
представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области ФИО5 и ФИО6./по доверенности/,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области на постановление мирового судьи судебного участка №1 Турковского района от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Турковского района от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 ФИО9, возбужденное по признакам административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было прекращено по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, старший государственный инспектор семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области ФИО5 обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с жалобой об отмене постановления. В обоснование жалобы указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Россельхознадзора по Саратовской области (далее - Управление) поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Управления экономической безопасности и противодействии коррупции ГУ МВД России по Саратовской области, в котором полиция просила выделить сотрудника Управления для участия в проверке количественно-качественной сохранности зерновых культур, проводимой в порядке ст. ст. 6, 15 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». На основании указанного письма заместителем руководителя Управления ФИО4 издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении старшего государственного инспектора отдела семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления ФИО5 для участия в проведении указанной проверки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ 294-ФЗ) положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении оперативно- розыскных мероприятий. В связи с этим, участие специалиста Управления в проверке, проводимой полицией, не было оформлено в соответствии с ФЗ № 294.
По мнению же судьи, проверка соблюдения требований и условий хранения зерна в отношении Турковского элеватора была проведена с нарушением требований ст. ст. 9, 10 ФЗ 294-ФЗ и требований раздела 3 «Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна, крупы в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации» (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 21.08.2009 года № 384. Однако в Техническом регламенте на зерно нет каких-либо указаний на то, что его действие распространяется лишь на ЮЛ и ИП, следовательно, он распространяется и на действия граждан, осуществляющих деятельность в сфере оборота зерна. Также санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) предусматривает ответственность не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЮЛ и ИП), но и граждан, в то время как ФЗ 294-ФЗ распространяется исключительно на порядок проведения проверок в отношении ЮЛ и ИП. Вывод судьи основывается на пункте 5 Постановления Правительства РФ от 02.07.2013 № 553. Но правительство, принимая указанный правовой акт, определило, что реализация Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. ФЗ 294-ФЗ проводит аналогичное разделение. Согласно части 1 статьи 1 закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Далее по тексту закон действительно дает разъяснения о том, в каких случаях положения закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении государственного контроля либо применяются с некоторыми особенностями. Проверка Турковского элеватора была проведена в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 ФЗ 294-ФЗ, согласно которой положения закона не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения качества и безопасности зерна.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Таким образом, его нахождение на территории Турковского элеватора являлось законным. В ходе участия в проверке он не находился в отпуске и не был нетрудоспособен, следовательно был, будучи старшим государственным инспектором, наделен контрольно-надзорными полномочиями и правом составления протоколов в соответствии с должностным регламентом. Он обнаружил нарушения Техрегламента на зерно и составил протокол об административном правонарушении на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, согласно которой о совершении административного правонарушения составляется в обязательном порядке протокол.
В судебном заседании ФИО5 и ФИО6 поддержали доводы жалобы, просили постановление мирового судьи судебного участка №1 Турковского района от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Представитель ФИО1 – ФИО2 возражал против жалобы и просил оставить в силе постановление мирового судьи судебного участка №1 Турковского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, и выслушав представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области ФИО5 и ФИО6, представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, суд приходит к следующему:
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение). Согласно пункту 1 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна», Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в ведении которого находится Россельхознадзор, приказом от 21.08.2009 года № 384 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна, крупы в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Из анализа приведенных норм следует, что осуществление Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, должно производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013года) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента № 384.
В судебном заседании установлено, что на основании письма временно исполняющего обязанности начальника Управления экономической безопасности и противодействии коррупции Главного Управления МВД России по Саратовской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Саратовской области ФИО4 издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении старшего государственного инспектора отдела семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области ФИО5 для участия в проведении проверки количественно-качественной сохранности зерновых культур, с возможным перемещением хранящегося зерна на ЗАО «Турковский элеватор в период ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 25).
По результатам проверки количественно-качественной сохранности зерна федерального интервенционного фонда ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания», Управления Федеральной службы «Россельхознадзор», Управления экономической безопасности и противодействии коррупции Главного Управления МВД России по Саратовской области был составлен акт. Комиссия пришла к выводу, что зерно федерального интервенционного фонда (далее по тексту ЗФИФ) размещено в емкостях на обособленном хранении, запорные устройства емкостей с ЗФИФ опломбированы, организация учета ЗФИФ на предприятии не соответствует требованиям руководящих документов, хранитель не выполняет мероприятия, направленные на сохранность ЗФИФ (согласно руководящим документам), факты подтверждающие проведение необоснованных отгрузок, перемещений ЗФИФ не установлены, отчетность о движении ЗФИФ на предприятии предоставляется открытому акционерному обществу «Объединенная зерновая компания» не своевременно, предприятие обеспечивает количественно-качественную характеристику сохранности ЗФИФ в соответствии с Договором хранения (л.д. 7-15).
Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области ФИО3 по результатам проверки ЗАО «Турковский элеватор», в отношении должностного лица - исполнительного директора ЗАО «Турковский элеватор» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в связи с тем, что ФИО1 как исполнительный директор ЗАО «Турковский элеватор» допустил хранение зерна федерального интервенционного фонда в зернохранилище, не обеспечивающем безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, чем нарушил условия хранения зерна, установленные пунктами 6, 7, 8, 11, 12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011года № 874 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» и абзаца 2.4 раздела 2 Инструкции № 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утвержденной Приказом Минхлебопродуктов СССР от 24.06.1988 № 185 (л.д. 3-5).
В суде установлено, что Управление Россельхознадзора по Саратовской области при осуществлении своих полномочий руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 327 «Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Постановлением Правительства Российской Федерации № 553 от 02.07.2013 года «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005года № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» Административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ № 384 от 21.08.2004 года.
Положениями ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013 года) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с вышеназванными положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разделом 3 Административного регламента установлены административные процедуры при проведении государственного контроля за качеством и безопасностью поднадзорной продукции.
Так, пунктом 3.2.1 Административного регламента предусмотрено, что мероприятия по государственному контролю осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке, а также по соглашениям с органами исполнительной власти и организациями, ответственными за осуществление деятельности по закупке поднадзорной продукции для государственных нужд, поставке (закладке) в государственный резерв, ее хранении и транспортировке. Юридическим фактом для начала данной административной процедуры является: 1) наступление очередного этапа плана проверок; 2) наступление оснований для проведения внеплановой проверки; 3) наступление очередного этапа проведения проверок, предусмотренных соглашениями с органами исполнительной власти и организациями.
Плановые проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых территориальными управлениями Россельхознадзора.
Основанием для проведения внеплановой проверки является: - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; - поступление в Россельхознадзор или его территориальное управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Проверки по соглашениям с органами исполнительной власти и организациями, ответственными за осуществление деятельности по закупке поднадзорной продукции для государственных нужд, поставке (закладке) в государственный резерв, ее хранении и транспортировке проводятся в соответствии с условиями указанных соглашений.
Однако, как установлено мировым судьей, проверка соблюдения требований и условий хранения зерна в отношении ЗАО «Турковский элеватор» была проведена с нарушением требований вышеназванного законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а именно с нарушением требований ст. 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и требований раздела 3 Административного регламента.
В силу ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Мировой судья правильно пришел к выводу, что законных оснований для привлечения исполнительного директора ЗАО «Турковский элеватор» по факту административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ не имеется, с чем соглашается и суд второй инстанции.
Таким образом, выводы, установленные мировым судьей судебного участка №1 Турковского района относительно невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, аналогичны выводам, установленным при настоящем рассмотрении дела, каких-либо существенных процессуальных нарушений по делу не допущено.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Турковского района не подлежит отмене или изменению.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Турковского района от 14.10.2013 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения в отношении ФИО1 ФИО10, возбужденное по признакам административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области ФИО5 без удовлетворения.
Судья В.В Киреева