ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70 от 28.05.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12 - 70 Судья - Кутушова Ю.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

28 мая 2020 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу уполномоченного по ОВД отдела административных расследований и дознания Мурманской таможни ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года (день изготовления постановления в полном объеме) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Норд Вест Флот Компани» (далее – АО «Норд Вест Ф.К.», Общество) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлено отменить арест товара по протоколу от 24 сентября 2019 года, арестованное имущество – филе трески мороженное, 14 грузовых мест с артикулом MSCA 12321948, вернуть собственнику АО «Норд Вест Ф.К.».

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, уполномоченный по ОВД отдела административных расследований и дознания Мурманской таможни ФИО1 просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.

Считает, что в данном случае производство по делу об административном правонарушении прекращено необоснованно.

В обоснование жалобы ссылается на то, что декларантом АО «Норд Вест Ф.К.» при помещении под таможенную процедуру «Реимпорта» не переработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения не были соблюдены установленные правом Союза запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.

Так, зная о том, что согласно заключению Комитета по ветеринарии Мурманской области от 18.09.2019 о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору, задекларированный в ЭДТ № * товар не соответствует требованиям ТР ЕАЭС 040/2016, так как истек срок годности, установленный изготовителем для реализации данной продукции на территории Российской Федерации (8 месяцев со дня изготовления), АО «Норд Вест Ф.К.» подало таможенную декларацию под таможенную процедуру «Реимпорт», не имея документов, разрешающих ввод данной продукции в гражданский оборот.

По мнению должностного лица административного органа, указанное заключение свидетельствует о том, что свободное обращение спорной продукции на территории ЕАЭС невозможно.

Вместе с тем Общество какую-либо иную таможенную процедуру, позволяющую оформить в таможенном отношении спорный груз без представления соответствующих разрешительных документов для последующего вывоза на экспорт, не заявило.

В судебное заседание не явились законный представитель ООО «Норд Вест Ф.К., защитник Общества ФИО2, представитель административного органа, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, защитника Общества ФИО3, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не нахожу.

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перемещаемые через таможенную границу Союза товары подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры.

На основании статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза лица, указанные в статье 83 названного Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) или логистической СЭЗ. Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, и завершается выпуском товаров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнения условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза реимпорт - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 235 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта.

При этом статьей 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что условиями помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта являются: соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; представление в таможенный орган сведений об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории Союза, ремонтных операциях, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории Союза и подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов или сведений о таких документах.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта является сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов Союза.

Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее - TP ЕАЭС 040/2016), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162, устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

В пункте 4 TP ЕАЭС 040/2016 для целей применения настоящего технического регламента используются понятия: «непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения» - пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, не прошедшая переработку (обработку); «переработка (обработка)» - термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.

Согласно пункту 8 TP ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция выпускается в обращение на территории Союза при ее соответствии требованиям TP ЕАЭС 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла оценку соответствия согласно разделу XI TP ЕАЭС 040/2016.

На основании пункта 80 TP ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция перед выпуском в обращение на территории Союза подлежит оценке соответствия.

Согласно подпункту «в» пункта 81 TP ЕАЭС 040/2016 оценка соответствия пищевой рыбной продукции, требованиям TP ЕАЭС 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, проводится в форме ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения.

Основанием для составления в отношении ООО «Норд Вест Ф.К.» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что 11 сентября 2019 года декларантом АО «Норд Вест Флот Компани» в электронном виде на Мурманский таможенный пост была подана декларация на товары (далее - ЭДТ), зарегистрированная таможенным органом под № *, в которой заявлен товар № 1: «Филе трески вида «GADUS MORHUA» мороженное, без кости, без шкуры, порции, вес нетто - 7000 кг., в 14 картонных боксах - 7000 кг., производитель: АО «Норд-Вест Ф.К.», товарный знак: отсутствует, марка: отсутствует, модель: отсутствует, артикул: MSCA12321948». Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 0304719000. Заявленный товар, помещен под таможенную процедуру реимпорта (ИМ 60).

Задекларированный в ЭДТ № * товар, являлся непереработанной пищевой рыбной продукцией животного происхождения.

Одновременно с подачей ЭДТ № * АО «Норд-Вест Ф.К.» было подано обязательство о представлении документа о соблюдении запретов и ограничений в срок до 24.09.2019.

20.09.2019 года декларантом «Норд-Вест Ф.К.» на Мурманский таможенный пост было представлено заключение Комитета по ветеринарии Мурманской области о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, подконтрольной государственному ветеринарному надзору от 18.09.2019 № 51-000013, согласно которому на основании результатов лабораторных исследований продукция (товар, задекларированный в ЭДТ №*) признана безопасной в ветеринарно-санитарном отношении. Принято решение направить продукцию на экспорт (страны ЕС), поскольку в соответствии с требованиями Регламентов стран ЕС срок хранения 24 месяца - только для стран ЕС. Реализация на территории ЕАЭС запрещена (л.д.27).

Согласно ответу Комитета по ветеринарии Мурманской области № 14-03/3269-АК от 23.09.2019 на запрос Мурманского таможенного поста № 36-19/1143 от 23.09.2019 по разъяснению заключения от 18.09.2019 № 51-000013 следует, что партия филе трески мороженой не соответствует требованиям ТР ЕАЭС 040/2016, так как срок годности, установленный изготовителем для реализации на территории Российской Федерации (8 месяцев с момента изготовления) истек; заключение не подтверждает соответствие указанной пищевой продукции требованиям TP ЕАЭС 040/2016 для целей выпуска данной продукции в свободное обращение на территории Союза, в связи с чем в заключение указано о запрете реализации вышеуказанной продукции на территории ЕАЭС; свободное обращение продукции на территории ЕАЭС не возможно. Данная партия соответствует требованиям к пищевой рыбной продукции регламентов стран ЕС, как по срокам годности продукции (24 месяца), так и по критериям качества и безопасности стран ЕС (л.д.41).

24.09.2019 Мурманским таможенным постом в связи с несоблюдением АО «Норд Вест Ф.К.» условий помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на основании подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза было принято решение об отказе в выпуске товара, помещенного декларантом под таможенную процедуру реимпорта по ЭДТ №*

Установив, что декларантом АО «Норд Вест Ф.К.» не были соблюдены установленные правом Союза запреты и ограничения в виде мер технического регулирования при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ № * под таможенную процедуру реимпорта, 27.09.2019 должностным лицом административного органа вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования, и составлен 24 октября 2019 года в отношении АО «Норд Вест Ф.К.» протокол об административном правонарушении по статье 16.3 названного Кодекса.

Проанализировав требования Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях АО «Норд Вест Ф.К.» состава административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Так, судьей принято во внимание, что 21.05.2018 и 13.08.2018 АО «Норд Вест Ф.К.» на основании договора от 30.07.2017 № 198/2017-ЗАО экспортировало в адрес компании «MAPJNE HARVEST PIETERS NV» (Бельгия) филе трески мороженое без шкуры и кости с навеской порции 150-200 гр +/- 25 гр, то есть не более 125-225 гр.

Товар вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза в режиме экспорта на основании деклараций на товары №№10207110/210518/0000803, 10207110/130818/0001245 в количестве 20200 кг нетто и 20000 кг нетто, соответственно.

Указанная рыбопродукция иностранным контрагентом принята частично по причине выявленного несоответствия произведенной Обществом навески согласованному договором весу, в связи с чем, произведен возврат Обществу указанной рыбопродукции в количестве 23 мест общим весом 11 500 кг. нетто, на основании подписанного сторонами дополнительного соглашения от 17.10.2018 №№ 4, 5.

11.01.2019 вышеуказанная рыбопродукция АО «Норд Вест Ф.К.» ввезена на таможенную территорию Евразийского экономического союза и размещена на складе временного хранения.

15.01.2019 данная рыбопродукция в соответствии с декларациями на товары №№10207110/150119/0000024 и 10207110/150119/0000027 заявлена под таможенную процедуру реимпорта.

15.01.2019 при проведении досмотра рыбопродукции таможенный орган выявил несоответствие маркировки о весе фактическому взвешиванию, что отразил в акте № 10207110/160119/000003 и пришел к выводу о ввозе АО «Норд Вест Ф.К.» на таможенную территорию Союза иного товара, а не ранее импортированного и возвращенного иностранным покупателем, что свидетельствует о несоблюдении декларантом АО «Норд Вест Ф.К.» условий таможенной процедуры реимпорт.

Одновременно должностными лицами таможенного органа установлено несоблюдение АО «Норд Вест Ф.К.» мер технического регулирования в связи с отсутствием необходимых документов и сведений о безопасности указанной продукции, в связи с чем, на основании подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 125, подпункта 1 пункта 1 статьи 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ими было принято решение от 23.01.2019 об отказе в выпуске спорной рыбопродукции.

Приведенные обстоятельства также послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 27 мая 2019 года и, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 05 июня 2019 года.

Вместе с тем, постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Норд Вест Ф.К.» отменено решением судьи Мурманского областного суда от 28 августа 2019 года, а производство по указанному делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановлено арестованное имущество возвратить собственнику.

Решением судьи Мурманского областного суда от 19 сентября 2019 постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 05 июня 2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Норд Вест Ф.К.» оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.10.2019 года действия Мурманской таможни, выразившиеся в отказе АО «Норд Вест Ф.К.» в выпуске рыбопродукции от 23.01.2019 года, признаны незаконными, несоответствующими Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (TP ЕАЭС 040/2016), принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162. Административному органу предписано устранить нарушения прав и законных интересов Общества. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Таким образом, судьей районного суда установлено, что при проверке законности действий таможенного органа в судебном порядке установлено, что на момент прибытия в январе 2019 года на территорию Евразийского экономического союза партии товара - филе трески мороженное, 14 грузовых мест с артикулом MSCA 12321948, декларантом была избрана таможенная процедура реимпорта, под которую помещена продукция, с соблюдением установленных законом требований, в том числе дана оценка соблюдению запретов и ограничений при ввозе товара. При этом мера обеспечения производства по делу отменена, на таможенный орган возложена обязанность по устранению нарушения прав АО «Норд Вест Ф.К.».

Кроме того, судьей районного суда принято во внимание, что декларирование АО «Норд Вест Ф.К.» товара ЭДТ №* с подтверждением обстоятельств соблюдения запретов и ограничений по состоянию на сентябрь 2019 года находилось в прямой зависимости от принятого таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров на момент их прибытия на территорию Союза в январе 2019 года, которое в судебном порядке признано не соответствующим действующему законодательству.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Обществом законодательно установленной обязанности.

В связи с изложенным судья пришел к обоснованному выводу о том, что совершенные Обществом действия и обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения в отношении него настоящего дела об административном правонарушении обусловлены принятым таможенным органом решением от 23.01.2019 года об отказе в выпуске товара, и не могут являться основанием для последующего привлечения лица к административной ответственности.

Правильным является приведенное в решение судьи суждение о том, что административный орган связывает невозможность применения АО «Норд Вест Ф.К.» таможенный процедуры реимпорта исключительно с отсутствием возможности последующего таможенного контроля за продукцией, которая ввозится с целью переработки и последующего экспорта. При этом, сама по себе цель ввоза продукции для переработки не является ограничением к применению таможенной процедуры реимпорта. Необходимость дополнительного контроля за данной партией товара связана исключительно с истечением срока годности рыбопродукции, установленного по правилам ЕАЭС, и не может служить поводом для привлечения к административной ответственности.

Кроме того, согласно письму Комитета по ветеринарии Мурманской области от 03.10.2019 следует, что уполномоченный орган подтвердил возможность осуществления надлежащего контроля ветеринарно-санитарной безопасности продукции при ее переработке для целей экспорта (л.д.46).

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, поскольку они сделаны с учетом совокупности установленных обстоятельств и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таком положении судья районного суда правомерно прекратил в отношении АО «Норд Вест Ф.К.» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Несогласие лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, - уполномоченного по ОВД ОАРиД Мурманской таможни ФИО1 с оценкой судьей представленных доказательств по делу, применением таможенного законодательства и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку должностное лицо органа административной юрисдикции требует отмены постановления о прекращении производства по делу в отношении АО «Норд Вест Ф.К.» и о возвращении дела на новое рассмотрение судье при отсутствии ссылок в жалобе на допущенные судьей существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 30.7 того же Кодекса оснований для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не имеется.

При таких обстоятельствах постановление судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 13 января 2020 года, вынесенное в отношении АО «Норд Вест Флот Компани» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу уполномоченного по ОВД отдела административных расследований и дознания Мурманской таможни ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П.Синица