ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-700/19ГОДА от 29.08.2019 Балашихинского городского суда (Московская область)

№ 12-700/2019 года

РЕШЕНИЕ

«29» августа 2019 г. г. Балашиха

Судья Балашихинского городского суда Московской области Быстрякова О.А., при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю., рассмотрев жалобу ООО «Компания «Русский трикотаж» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области-старшего государственного административно-технического инспектора Московской области ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 6.1 Закона Московской области от 04.06.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» в отношении ООО «Компания «Русский трикотаж»,

установил:

Постановлением Территориального отдела №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области-старшего государственного административно-технического инспектора Московской области ФИО8 И.А. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Компания «Русский трикотаж» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.1 Закона Московской области от 04.05.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере <данные изъяты>

Считая постановление незаконным, ООО «Компания «Русский трикотаж» обратился в суд с жалобой, в которой ставила вопрос об его отмене, указывая на то, что акт осмотра территории был составлен ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 40 мин., при этом, в самом акте указано, что осмотр производится в дневное время. В нарушении ст. 27.8 КоАП РФ акт проверки и фотоматериалы были произведены без участия представителя организации и без привлечения свидетелей или понятых, кроме того, отсутствует дата съемки на фотоматериалах, прикрепленных к акту, нет информации о поверке приборов, с помощью которых производилась съемка. Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, поскольку ООО «Компания «Русский трикотаж» был лишен возможности воспользоваться своими правами при производстве по делу об административном правонарушении. Уведомление о вызове представителя для составления протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ было вручено ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день было проведено обследование территории силами сотрудников ООО «Компания «Русский трикотаж», следов горения бочки с мусором на территории не было обнаружено. О самом факте горения, которое имело место быть, согласно акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ на территории, принадлежащей ООО «Компания «Русский трикотаж», в день предполагаемого сожжения мусора также не поступало никакой информации. Относительно данных обстоятельств представитель предоставил пояснения в материалы дела об административном правонарушении. В случае отказа в отмене постановления о привлечение к административной ответственности, учитывая, что выявленное нарушение не повлекло за собой тяжелых последствий, просили применить в отношении ООО «Компания «Русский трикотаж» административное наказание в виде административного штрафа, в размере 150 000 руб. 00 коп., то есть со снижением в два раза минимального размера административного штрафа, установленного административной санкцией ч. 2 ст. 6.1 Закона Московской области от 04.05.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекса Московской области об административных правонарушениях». ООО «Компания «Русский трикотаж» считает, что в указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и, в то же время, обеспечивает его неотвратимость.

Представитель ООО «Компания «Русский трикотаж» по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, вину в совершении данного административного правонарушения признала, ходатайствовала о снижении административного штрафа до 150 000 руб. 00 коп., указала на обеспечение соблюдения законодательства и не нарушении в будущем действующего законодательства.

Территориальный отдел №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о слушание дела извещался.

Выслушав представителя ООО «Компания «Русский трикотаж», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.о. Балашиха Московской области, именуемой «арендодатель» и ООО «Русский трикотаж», именуемой «арендатор» заключен договор аренды земельного участка, площадью 1,3660 га, категория земель-земли населенных пунктов, кадастровый , по адресу: <адрес>, напротив <адрес>. Срок аренды 49 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-56).

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 40 мин. сотрудниками Территориального отдела №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области произведен осмотр территории по адресу: <адрес>.

В ходе осмотра выявлен факт того, что на месте парковки автотранспортных средств рядом с бетонным ограждением производится сжигание твердых коммунальных отходов в металлической емкости, вокруг металлической емкости имеются навалы бытового мусора и фрагментов строительных материалов, общим объемом более двух метров кубических, на общей площади более 10 кв.м., на которой производится сжигание ТКО ограждена бетонным забором, вход не ограничен, охрана в момент осмотра отсутствует. Данный акт составлен в присутствии свидетеля ФИО5

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ составлен акт осмотра территории (объекта) / (л.д. 13).

На месте административного правонарушения осуществлена фотосъемка (л.д. 14-15).

ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 00 мин. сотрудниками Территориального отдела территориального управления <адрес> произведен осмотр территории по адресу: <адрес>.

В ходе осмотра выявлен факт того, что место установки металлической емкости в которой производилось сжигание твердых коммунальных отходов ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 40 мин. засыпано грунтом в указанном месте имеется зола. Металлическая емкость отсутствует. На территории, у места сжигания имеются навалы мусора (картон, пластиковые бутылки, бумага, древесина, полиэтилен) общим объемом более двух метров кубических, на общей площади более 10 кв.м. Данный акт составлен в присутствии свидетеля ФИО6

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ составлен акт осмотра территории (объекта) / (л.д. 16).

На месте административного правонарушения осуществлена фотосъемка (л.д. 17-22).

ДД.ММ.ГГГГ Территориальный отдел №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области направил в адрес ООО «Компания «Русский трикотаж» уведомление о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ к 15 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 24).

ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленного правонарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении , ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст.6.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (л.д. 58).

ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем начальника Территориального отдела № 11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области-старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области ФИО3 вынесено постановление о привлечении ООО «Компания «Русский трикотаж» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.1 Закона Московской области от 04.06.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и назначении административного наказания в виде административного штрафа, в размере 350 000 руб. 00 коп.

Согласно <данные изъяты>" части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 37/2016-ОЗ, сброс мусора вне отведенных и не оборудованных для этой цели мест на территории <адрес>, в том числе из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения, а также сжигание мусора вне отведенных для этих целей мест - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закона о благоустройстве) юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица благоустраивают, в том числе путем регулярной уборки, принадлежащие им территории в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

При этом границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания и (или) сооружения, и прилегающей к его границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 10 статьи 56 Закона о благоустройстве установлено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.

Частью 1 статьи 57 Закона о благоустройстве установлено, что юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, и физические лица обязаны заключать договоры на вывоз мусора с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения с организациями, осуществляющими вывоз, утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Московской области среднегодовыми нормами накопления мусора.

В силу части 1 статьи 58 Закона о благоустройстве, ответственность за сбор мусора возлагается на:

а) в отношении государственного и муниципального жилищного фонда - на органы местного самоуправления;

б) на остальных территориях - на собственников (правообладателей) таких территорий или земельных участков.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 68 Закона МО от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ обязанность по организации и/или производству по уборке и содержанию мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установки средств размещения информации, рекламных конструкций, а также прилегающей территории на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, возлагается на заказчиков и производителей работ.

Ответственность за сжигание мусора вне отведенных для этих целей мест возлагается непосредственно на ООО «Компания «Русский трикотаж».

Таким образом, суд считает доказанным факт совершения ООО «Компания «Русский трикотаж» вменяемого административного правонарушения.

Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.

Постановление может быть признано незаконным и изменено также в случае, когда судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкцией части 2 статьи 6.1 Закона Московской области от 04.06.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «Компания «Русский трикотаж» обоснованно привлечен к административной ответственности, обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о незаконности привлечения его к административной ответственности, не имеется.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 25.02.2014 N 4-П, которым суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к тому, что административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности - минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания.

Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей и более, в связи с чем предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения.

Как указано в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.

В силу положений ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая характер совершенного ООО «Компания «Русский трикотаж» административного правонарушения и то, что на момент рассмотрения жалобы по существу нарушения, установленные частью 2 статьи 6.1 Закона Московской области от 04.06.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» ООО «Компания «Русский трикотаж» устранены менее суток с момента проверки, то есть отсутствует общественная опасность совершенного правонарушения, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, 14.02.2013 года, суд полагает возможным изменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области-старшего государственного административно-технического инспектора Московской области ФИО3, снизив штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи до 150 000 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Изменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области-старшего государственного административно-технического инспектора Московской области ФИО3, по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Компания «Русский трикотаж» в части меры назначенного административного наказания, снизив административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 6.1 ч. 2 Закона Московской области от 04.06.2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», до 150 000 руб. 00 коп.

В остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела №11 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области-старшего государственного административно-технического инспектора Московской области ФИО3, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья О.А.Быстрякова