ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-700/20 от 25.02.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Федорова Л.П. дело № 12-700/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7-131/2021 25 февраля 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.

с участием защитника ООО «РН-Юганскнефтегаз» Потехиной Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «РН-Юганскнефтегаз» Никифоровой И.Н. на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2020 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора Северо-Уральско-го межрегионального управления Росприроднадзора от 14 августа 2020 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей в связи с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.

Решением судьи Нефтеюганского районного суда от 15 декабря 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «РН-Юганскнефтегаз» Павловой А.Н. – без удовлетворения.

В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры защитник ООО «РН-Юганскнефтегаз» Никифорова И.Н. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием вменяемого состава административного правонарушения, связанного с обязанностью юридического лица разработки проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на участки трубопроводов в виде демонтированных, извлеченных из земли труб, которые отходами, по ее мнению, не являются.

В возражениях на жалобу старший государственный инспектор Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Чемякин А.Г. просит решение оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав защитника, проверив доводы жалобы, считаю, что решение судьи не подлежит отмене.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержатся понятия: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 4.1 данного Федерального закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно части 1 статьи 14 этого же Федерального закона юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 1 и 2 статьи 18 ФЗ вышеназванного закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок) в редакции Порядка, действующего на момент совершения правонарушения.

Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункты 4, 5 Порядка).

Как следует из материалов дела ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что им не исполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на трубы стальные нефтепроводов отработанные, что было выявлено контрольно-надзорным органом (дата).

Факт совершения ООО «РН-Юганскнефтегаз» административного правонарушения и его виновность подтверждены доказательствами в материалах дела.

Вопреки доводам жалобы ООО «РН-Юганскнефтегаз» обязано было разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на трубы стальные нефтепроводов отработанные, поскольку такие трубы являются отходами.

Исполнение данного обязательства предусмотрено вышеуказанным действующим законодательством, в связи с чем приведенный в судебном заседании суда автономного округа довод защитника о нецелесообразности разработки проекта названных нормативов из-за отсутствия у ООО «РН-Юганскнефтегаз» таких отходов производства не заслуживает внимания.

Кроме того, ООО «РН-Юганскнефтегаз» разработаны, утверждены и направлены в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора паспорта отходов I-V классов опасности на трубы стальные нефтепроводов отработанные, что свидетельствует о том, что извлеченные из земли указанные трубы могут быть отходами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказание ООО «РН-Юганскнефтегаз» назначено в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2020 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «РН-Юганскнефтегаз» Никифоровой И.Н. – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева