ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-701/2022 от 09.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-004866-13

Дело № 12-701/2022

РЕШЕНИЕ

09 июня 2022 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мосунова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми №04-06/1828 от 04 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – начальника отдела контроля закупок от 04.03.2022, должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, просит освободить от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

В судебном заседании защитник заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, доводы жалобы считают необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

По обстоятельствам дела следует, что Министерство внутренних дел по Республике Коми являлось заказчиком осуществления закупки с наименованием объекта закупки «Поставка продуктов питания (творог) в 2022 году для нужд ЦВСНП МВД по Республике Коми» с установлением начальной (максимальной) ценой контракта в размере 33 454,40 рублей. Источником финансирования являлся федеральный бюджет. 27 июля 2021 года извещение о проведении электронного аукциона №..., документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

В силу части 4 статьи 64 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ (здесь и в дальнейшем нормы Закона приведены в редакции, действующей на период рассматриваемых правоотношений; далее - Закон о контрактной системе) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закон о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 11 статьи 34 Закон о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения определены Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 года № 606.

Условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте) (пункт 16 Правил).

Типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 6 Правил).

Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей: а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке; б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания (пункт 7 Правил).

Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, который размещен в библиотеке типовых контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения или каким-либо образом дополнять типовой контракт по своему усмотрению.

Согласно пункту 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях: подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок; заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 15 Правил установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Материалами дела установлено, что во исполнение поручения ФАС России от 03.09.2021 № ПИ/74558/21 антимонопольным органом проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении МВД по Респулике Коми закупок путем проведения электронных аукционов на поставку продуктов питания.

МВД по Республике Коми при заключении контрактов в 2021 году нарушались положения типового контракта на поставку продуктов питания, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 № 140.

Так, МВД по Республике Коми проведена закупка по контракту «Поставка продуктов питания (творог) в 2022 году для нужд ЦВСНП МВД по Республике Коми», извещение № .... Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № ..., документации об электронном аукционе Заказчику необходим: Творог 9% (код позиции: 10.51.40.330).

Документация об аукционе в электронной форме «Поставка продуктов питания (творог) в 2022 году для нужд ЦВСНП МВД по Республике Коми» утверждена начальником тыла МВД по Республике Коми ФИО1.

Проект контракта аукционной документации дополнен пунктами 7.15, 7.16, 7.17, предусматривающими дополнительные меры ответственности, которые не предусмотрены Типовым контрактом на поставку продуктов питания, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 № 140.

Действие должностного лица МВД по Республике Коми в виде утверждения документации об электронном аукционе «Поставка продуктов питания (творог) в 2022 году для нужд ЦВСНП МВД по Республике Коми», извещение № ..., с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выразившемся в виде включения в проект контракта условий, предусмотренных типовым контрактом на поставку продуктов питания, утвержденного приказом №140, не соответствует части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункту 12 Правил.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 № 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания (далее – Приказ № 140).

В приложении № 2 к Приказу № 140 указаны следующие показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта: наименование товара - продукты питания; код (коды) предмета контракта: по общему классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 года).

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Как установлено УФАС по Республике Коми, в рассматриваемом случае заказчиком допущено отступление от условий Типового контракта. В частности, контракт дополнен пунктами 7.15-7.17 следующего содержания: «В случае просрочки исполнения, неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязательств по настоящему контракту со стороны поставщика оплата государственным заказчиком по контракту будет осуществлена путем выплаты поставщику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафов, пеней), предусмотренных контрактом.

Сумма указанной неустойки (штрафов, пеней) перечисляется государственным заказчиком в доход федерального бюджета Российской Федерации. При этом государственный заказчик направляет поставщику уведомление о размере неустойки (штрафов, пеней), подлежащей перечислению в федеральный бюджет Российской Федерации. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренное контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны».

Неприменение заказчиком Типового контракта при осуществлении рассматриваемой закупки свидетельствует о нарушении требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 № 140.

Согласно пункту 12 Правил № 606 изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с пунктами 2 - 11 Правил.

Таким образом, МВД по Республике Коми обязано было применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.

По вопросам, связанным с применением типового контракта, заявитель вправе обратиться к разработчику соответствующего типового контракта. Соответствующих обращения со стороны МВД по Республике Коми не имелось. Указанные дополнения проекта контракта предоставляют заказчику возможность уменьшать размер перечисляемых денежных средств поставщику за поставленный товар на сумму неустойки, которая может достигать полной стоимости контракта. Реализация данных положений возможна до рассмотрения в установленном порядке обоснованности требований заказчика к поставщику о наличии оснований для применения меры ответственности в виде взыскания неустойки, а также размере такой ответственности (в том числе, с учетом оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данные дополнения контрактов могут повлечь ограничение количества участников.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, должностное лицо административного органа выявив факт установления несоответствия проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении запроса котировок, типовому контракту, пришло к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по названой норме сомнений не вызывает.

В период проведения закупок действующим законодательством не была предусмотрена возможность включения в проекты контрактов условий, позволяющих заказчику удерживать неустойку.

Ссылки Министерства на то, что часть закупок исполняется в 2022 году, в связи с чем не подлежат применению Правила № 606, которые утратили силу с 01.01.2021, отклоняются. В данном случае закупки проводились в период действия Правил № 606, в связи с чем заказчик обязан был ими руководствоваться.

Кроме того, Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 360-ФЗ) в часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.

Довод жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как отмечено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершенное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные интересы, развитию добросовестной конкуренции, эффективному и рациональному, производимому на основе принципов гласности и прозрачности, использованию бюджетных средств, приводит к невозможности достижения целей по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При изложенных выше обстоятельствах действия ФИО1 признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Обжалуемое постановление должностного лица принято в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения в пределах санкции вмененной статьи и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – начальника отдела контроля закупок №04-06/1828 от 04 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника тыла МВД по Республике Коми ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его получения.

Судья Е.В. Мосунова