ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-701/27-2017Г от 30.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 12-701/27-2017г.

РЕШЕНИЕ

30 августа 2017 года г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Токмакова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г.Курска Москалевой С.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г.Курска от 06 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска ФИО1, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г.Курска советником юстиции Москалевой С.Ю. в отношении директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, согласно которому департаментом развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска приняты бюджетные обязательства при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета муниципального образования «город Курск» с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств на 214362 руб., что является нарушением пункта 3 статьи 219 БК РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа г.Курска от 06.07.2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель прокурора города Курска Москалева С.Ю. обратилась в Ленинский районный суд г.Курска с протестом на постановление мирового судьи судебного участка судебного района г.Курска, в котором требовала его отменить, административное дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора г.Курска Быкадоров И.Е. протест поддержал в полном объеме, требовал постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа г.Курска от 06 июля 2017 года отменить, направить материалы административного дела на новое рассмотрение, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, составили 3424271 руб., в то время как договора на субсидирование указанных субъектов были заключены на общую сумму 3638633 руб., то есть с превышением лимитов бюджетных обязательств на 2016 год, причем превышение доведенных лимитов произошло вследствие заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4, денежные средства которой были выплачены за счет лимитов бюджетных обязательств 2016 года и 2017 года. Таким образом, администрация г.Курска приняла на себя бюджетные обязательства в размере, превышающем доведенные в 2016 году лимиты бюджетных обязательств и в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник ФИО5 просили постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа г.Курска оставить без изменения, а протест без удовлетворения, поскольку лимиты 2016 года превышены не были, Администрация г.Курска исполнила взятые на себя обязательства 2017 года в пределах существующего лимита бюджетных обязательств.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья находит постановление мирового судьи судебного района № 3 судебного участка Центрального округа г.Курска подлежащим оставлению без изменения, а протест - без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу п.1, 7 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и/или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров кроме автомобилей легковых и мотоциклов винодельческих продуктов произведенных из выращенного на территории РФ), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Согласно постановлению Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ на территории города Курска утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2014-2016 года», в рамках которой предусмотрена финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела.

Муниципальной программой предусмотрено, что на ее реализацию в части финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведение дела, в 2016 году из муниципального бюджета будет направлено 1600 тыс.руб.; из средств областного и федерального бюджетов на условиях софинансирования – 3724 тыс. рублей.

Согласно раздела IV Муниципальной программы ее исполнителем – координатором является департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска.

В силу раздела V Муниципальной программы основными ее исполнителями является, в том числе, департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска.

В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со ст.6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому лицу или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права, средства из соответствующего бюджета.

Согласно ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную систему; принимает и/или исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и/или бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в названом Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лица, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, составили 3424271 рублей.

На заседании Комиссии, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены заявки субъектов малого и среднего бизнеса, по результатам рассмотрения которых в отношении 14 предпринимателей приняты решения о выплате субсидий, а также денежные средства в размере 214362 рублей решено предоставить в следующем финансовом году при наличии средств в бюджете города Курска, предусмотренных в следующем финансовом году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

В последующем Администрацией города Курска в лице директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска ФИО1 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела.

Распоряжением Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ-ра-л на должность директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска назначена ФИО1

В соответствии с п.2 должностной инструкцией директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска, утвержденной заместителем главы Администрации города Курска ДД.ММ.ГГГГ, директор департамента руководит деятельностью департамента и несет ответственность за выполнение возложенных на департамент задач.

На основании решения заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому приняты решения о выплате субсидии 14 предпринимателям, в том числе – ИП ФИО4 в размере 300000 рублей: 85638 рублей, а также денежные средства в размере 214632 рублей решено предоставить в следующем финансовом году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим свой собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, что послужило основанием для привлечения директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска ФИО1 к административной ответственности, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.

Однако, такое деяние директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска ФИО1 не подпадает под диспозицию статьи 15.15.10 КоАП РФ, поскольку в ней не содержится запрета на заключение контракта (договора) о предоставлении части денежных средств в следующем финансовом году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку лимиты бюджетных обязательств на 2017 год были доведены до Администрации города Курска ДД.ММ.ГГГГ; решением Комиссии ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении денежных средств за счет лимитов следующего финансового года на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; перечисление 214000 рублей остатка субсидии было осуществлено в 2017 году, следовательно, Администрация города Курска исполнила взятые на себя обязательства 2017 года в пределах существующего лимита бюджетных обязательств.

Правомерность принятия бюджетных обязательств на очередной финансовый год подтверждается письмами Минфина РФ, такими как: письмо Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что согласно нормам п.5 ст.217 и п.2 ст.219.1 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, принятие государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству РФ, при этом денежные обязательства по таким государственным контрактам, иным договорам подлежат исполнению в очередном финансовом году; письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано что, по мнению Департамента, в случаях, когда в текущем финансовом году получателем средств бюджета принимаются обязательства в пределах объемов лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, принятие к учету таких расходных обязательств следует отражать по соответствующим счетам учета обязательств счета 0302 00000 «Расчеты по принятым обязательствам», а также на соответствующих аналитических счетах счета 0502 22000 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующим за текущим (очередным финансовым годом)». Принятые обязательства на очередной финансовый год отражаются в разделе 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета ф.0503128; письмо председателя комитета финансов г.Курска № от ДД.ММ.ГГГГ, при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ бюджетное законодательство не было нарушено; актом выездной проверки в Департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нарушений в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела за 2016 год не установлено; справкой Комитета финансов г.Курска № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно корой решением Курского городского Собрания от 22 ноября 2016 года № 185-5-РС «О бюджете города Курска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены бюджетные ассигнования на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в сумме 1600000 рублей, комитетом финансов г.Курска было доведено Администрации г.Курска уведомление о лимитах бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ, включая расходы на вышеуказанные цели.

Совокупность представленных доказательств, свидетельствуют о том, что в действиях директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска ФИО1 отсутствует состав инкриминируемого ей административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, мировой судья верно пришел к выводу, что в действиях директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска ФИО1 отсутствуют сведения о ненадлежащем исполнении бюджета (бюджетного процесса), выразившегося в принятии бюджетных обязательств в 2016 году на 2017 год в размерах, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы заместителя прокурора г.Курска выводов мирового судьи не опровергают, основанием к отмене постановления не являются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа города Курска от 06 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении директора департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска ФИО1 оставить без изменения, а протест заместителя прокурора города Курска Москалевой С.Ю. – без удовлетворения.

Судья: