ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-702/19 от 27.09.2019 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-702/19

Санкт-Петербург 11 декабря 2019 г.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Извещение для размещения на интернет сайте суда

Судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга Терещенко О.В. в зале 106 Калининского районного суда Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Бобруйская, д.4),

в отсутствие: Яковлевой Е.Н.; законного представителя юридического лица СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС», извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

с участием:

представителя подателя жалобы Яковлевой Е.Н. – Ковалевой О.А., действующей на основании доверенности «…» от 17.05.2019 года со сроком действия 1 год;

защитника юридического лица – Сироткиной Л.Я., действующей на основании доверенности № 150 от 22.10.2019 года со сроком действия по 22.10.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яковлевой Е.Н. на Определение от 27.09.2019 г. №ОО-78/9/614 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС», вынесенного консультантом Управления Роскомнадзора по Северо-западному федеральному округу

УСТАНОВИЛ:

На основании Определения от 27.09.2019 г. №оо-78/9/614 вынесенного консультантом Управления Роскомнадзора по Северо-западному федеральному округу А.Ф.Отти, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС».

Яковлева Е.Н. подала в Калининский районный суд Санкт-Петербурга жалобу на данное определение.

В жалобе приведены следующие доводы: Яковлевой Е.Н. была подана жалоба в Управление Роскомнадзора в связи с тем, что 15 мая 2019 года она обратилась в Смольнинский районный суд с исковым заявлением к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга (номер дела № 2-3657/2019) о защите чести, достоинства и деловой репутации, возмещении морального вреда.

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 27.07.2019 года, представителем Ответчика - Комитета по транспорту И.Е. Тихоновой был представлен отзыв на исковое заявление.

К отзыву были приложены: приказ о приеме на работу в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», приказ о расторжении трудового договора, о переводе на другую работу, приказы о наложенных дисциплинарных взысканиях.

Указанные сведения, в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ относятся к персональным данным. Поскольку согласно ст. 3 ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Ст. 7 Федерального закона указывает на обязанность операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

С 1997 по 2017 год она работала в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», с 2005 года по 2017 год - в должности начальника Автобусного вокзала, трудовые отношения были прекращены 2 мая 2017 года.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» - бывший работодатель распространил персональные данные без ее на то согласия.

В ходе проверки доводов, изложенных в жалобе, Управлением было установлено, что 18.07.2019 года СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в отсутствие ее согласия, в адрес Комитета по транспорту письмом № 01-08/16392-19-0-1 направил 8 приказов, касающихся периода ее трудовой деятельности, которые в последующем были предоставлены им в Смольнинский районный суд.

В обжалуемом Определении, Управление указывает на нарушение СПб ГУП «Пассажиравтотранс» статьи 7 Федерального закона № 152-ФЗ, при этом в возбуждении дела об административном правонарушении отказывает ввиду того, что, по мнению Управления, нарушение статьи 7 не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ.

Кроме того, в обоснование отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, Управление ссылается на отсутствие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения означает, что фактсовершения правонарушения не подтверждён.

В соответствии со ст. 24 ФЗ "О персональных данных" лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, в томчисле административную и уголовную.

Согласно ч. 2 статьи 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных влечет административную ответственность.

При этом под обработкой персональных данных в соответствии п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Распространение включает в себя согласно п. 5 ст. 3 Закона «О персональных данных» действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, а предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (п.6 ст. 3).

Исходя из толкования, названного Закона распространение и предоставление персональных данных без согласия субъекта персональных данных, образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.

В данном случае, присутствуют все элементы состава административного правонарушения.

В связи с чем, обжалуемое определение является незаконным.

Податель жалобы – Яковлева Е.Н. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом: телефонограмму приняла лично. Не сообщила суду об уважительных причинах неявки. Не просила суд отложить рассмотрение жалобы. Поскольку до начала судебного заседания от нее никаких ходатайств не поступило, судом принято решение о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Защитник Яковлевой Е.Н. – Ковалева О.А. в судебное заседание явилась. Поддержала доводы жалобы. Просила определение об отказе в возбуждении дела об АП отменить.

Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Не сообщил суду об уважительных причинах неявки, не просил суд отложить рассмотрение жалобы. Поскольку до начала судебного заседания от него никаких ходатайств не поступило, судом принято решение о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Защитник юридического лица – Сироткина Л.Я. в судебное заседание явилась. Просила отказать в удовлетворении жалобы, указав, что определение об отказе в возбуждении дела об АП является законным и обоснованным. Предприятие не нарушало требований законодательства о персональных данных. Поскольку Предприятие подчиняется Комитету по транспорту, то на основании запроса представило в Комитет сведения, касающиеся трудовой деятельности Яковлевой Е.Н., при этом, данные сведения были представлены для подготовки к судебному заседанию, где Комитет по транспорту выступал стороной по делу (ответчиком).

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.

Согласно обжалуемому определению, Яковлева Е.Н. (далее — Заявитель) обратилась в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее — Управление) с заявлением о привлечении СПб ГУП «Пассажиравтотранс», а так же Комитета по транспорту Санкт-Петербурга к административной ответственности, в связи с нарушением требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В своем обращении Заявитель сообщает о возможном нарушении требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», со стороны СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее - Предприятие).

В рамках реализации своих полномочий Управлением в адрес Предприятия и Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (далее - Комитет) были направлены информационные запросы о представлении разъяснений по существу содержащейся в обращении Заявителя информации.

В ответе на запрос Управления Предприятие сообщает, что Заявитель обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации, возмещении морального вреда (гражданское дело №2-3657/2019). Исковые требования Заявитель мотивировала тем, что в полученном ответе были указаны сведения о дисциплинарных взысканиях, которые были отменены решениями Калининского районного суда, и информация о том, что Заявитель в своей деятельности преследует интересы узкого круга перевозчиков.

Во исполнение поручения члена Правительства Санкт-Петербурга — председателя Комитета по транспорту (далее — Комитет) от 16.07.2019 №01-08-19561/19-0-1 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» были предоставлены копии документов, а именно копии приказов от 13.10.1977 №…, от 20.04.1999 №.., от 01.07.2005 №.., от 29.02.2016 №78..,от 04.05.2016 №.. от 27.05.2016 №.., от 29.12.2016 №.., от 28.04.2017 №.. Данные материалы были запрошены Комитетом с целью надлежащего правового сопровождения по ведению гражданского дела № 2-3657/2019 в Смольнинском районном суде Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая вышесказанное, Управление усматривает нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В результате рассмотрения обращения Заявителя Управление приходит к выводу об отказе в возбуждении административного дела в отношении СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ввиду следующих причин.

Нарушение требований ст. 7 Закона не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ.

В связи с чем, должностным лицом Управления Роскомнадзора по Северо-западному федеральному округу принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что в определении должностного лица сделан обоснованный вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного с.13.11 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ наступает за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В силу ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", принятый, как указывается в его ст. 2, в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно ст. 3 названного Закона персональные данные определяются как любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с п. п. 1, 2, 5 и 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Частями 1, 2 и 3 ст. 9 данного Федерального закона, в частности, предусматривается, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом; согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных; в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных, в частности, в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона; обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 данного Федерального закона, возлагается на оператора.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу поступило обращение Яковлевой Е.Н. (далее — Заявитель), по факту возможного нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В своём обращении Яковлева Е.Н. утверждала, что Комитет по транспорту Санкт-Петербурга (далее - Комитет) передал её персональные данные в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга, при этом, персональные данные были получены Комитетом от СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее - Предприятие), в отсутствие правовых оснований передачи персональных данных.

Как установлено в ходе проверки обращения Яковлевой Е.Н., во исполнение поручения члена Правительства Санкт-Петербурга — председателя Комитета по транспорту от 16.07.2019 №01-08-19561/19-0-1 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» были предоставлены копии документов, а именно: копии приказов от 13.10.1977 №…, от 20.04.1999 №.., от 01.07.2005 №.., от 29.02.2016 №78..,от 04.05.2016 №.. от 27.05.2016 №.., от 29.12.2016 №.., от 28.04.2017 №..,которые содержали персональные данные Яковлевой Е.Н. и были впоследствии предоставлены Комитетом в Смольнинский районный суд.

В материалах дела действительно имеется копия согласия работника на обработку персональных данных, подписанное Яковлевой Е.Н. 07.11.2011 года.

Вместе с тем, данное согласие было дано Яковлевой Е.Н. на период когда она состояла в трудовых отношениях с СПб ГУП «Пассажиравтотранс», кроме того, в согласии установлен перечень целей по которым возможна передача персональных данных Яковлевой Е.Н. третьим лицам. Сведений о применении дисциплинарных взысканиях, увольнении, данное согласие не содержит.

Каких-либо иных доказательств, указывающих на наличие такого согласия, в материалах проверки также нет.

Являясь стороной по делу в процессе по рассмотрению судом гражданского дела (ответчиком), Комитет не был лишен возможности в соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ заявить ходатайство суду об оказании содействия в истребовании доказательств из СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Между тем, такого ходатайства не заявил, а самостоятельно затребовал сведения у СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

С учетом изложенного, оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в связи с отсутствием события административного правонарушения у Управления Роскомнадзора не имелось.

Вместе с тем определение Управления Роскомнадзора от 27.09.2019 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено быть не может в связи со следующим.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для обращения Яковлевой Е.Н. в Управление Роскомнадзора с заявлением о возбуждении в отношении СПб ГУП «Пассажиравтотранс» дела об административном правонарушении, имели место 18.07.2019 года, когда СПб ГУП «Пассажиравтотранс» направил сведения в отношении Яковлевой Е.Н. в Комитет по транспорту.

Следовательно, на момент рассмотрения настоящей жалобы в Калининском районном суде Санкт-Петербурга трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.

Таким образом, в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в настоящее время возможность возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и возможность правовой оценки действий СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

При таких обстоятельствах определение Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 29.09.2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежат оставлению без изменения, а жалоба Яковлевой Е.Н.- без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Определение от 27.09.2019 года № ОО-78/9/614 консультанта Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Отти А.Ф., об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» оставить без изменения, жалобу Яковлевой Е.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения, с соблюдением требований, установленных ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.

Судья