ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-704/19 от 02.01.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело № 12-704/2019

86RS0002-01-2019-006551-63

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 10 сентября 2019 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.Н. Калашникова,

с участием защитника юридического лица Волинской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе законного представителя - <данные изъяты> общества с ограниченной ответственность «МДС-Строй» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении начальника ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску ФИО от <дата> общество с ограниченной ответственность «МДС-Строй» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, за не соблюдение требований правил перевозки опасных грузов.

Представитель ООО «МДС-Строй» ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить постановление как незаконное. В обоснование доводов жалобы указал, что Обществу ОГИБДД МОМВД России «Нижневартовский» выдано свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов, сроком действия до <дата>. Названным документом подтверждено право юридического лица на перевозку опасных грузов с маркировкой UN 1202. Несоответствий в категории транспортного средства и маркировки опасных грузов не выявлено. Диагностическая карта транспортного средства также свидетельствует о возможности эксплуатации указанного транспортного средства.

В дополнениях к жалобе представитель ФИО1 указывает, что свидетельство ДОПОГ от <дата> полностью соответствует требованиям и форме п. 9.1.3.5 части 9 «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR).

Защитник ООО «Транс-Ойл» Волинская Е.В. в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержала, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, заслушав защитника, изучив представленный в суд административный материал в целом, судья приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушения характеризуется, в том числе, осуществлением перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдением условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Из материалов дела следует, что <дата> в 13:15 на 8 км автодороги Нижневартовск - Радужный ООО «МДС-Строй» допустило перевозку транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак под управлением водителя ФИО., опасного груза – UN 1202 топливо дизельное согласно ТТН от <дата>, вид перевозки цистерна, категория транспортного средства FL, в нарушение п. 9.2.2.9.1 приложения В ДОПОГ - устройство управления главного выключателя АКБ не отвечает требованиям стандарта МЭК 60079, на корпусе выключателя отсутствует маркировка взрывобезопасности Ех, а также нарушило п.п. 6.8.2.6.1, 6.8.2.7, 6.8.2.2.6, 6.8.22.7, 6.8.22.8 приложения А ДОПОГ - дыхательный клапан не отвечает требованиям вышеуказанных пунктов, на корпусе дыхательного клапана отсутствует маркировка, подтверждающая его соответствие требованиям, т.е. конструкция транспортного средства не отвечает требованиям правил перевозки опасных грузов.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Согласно п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Так пунктом 9.2.2.8.2 Приложения В ДОПОГ определено, что устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть легкодоступным для водителя и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами. Могут быть установлены дополнительные управляющие устройства при условии, что они имеют четкую маркировку и защищены от случайного воздействия. Если управляющее устройство имеет электрический привод, то цепи управляющего устройства должны соответствовать требованиям подраздела 9.2.2.9.

Таким образом, устройство, управляющее выключателем, должно иметь четкую маркировку, должно быть защищено от случайного воздействия, если управляющее устройство имеет электрический привод, то должно соответствовать требованиям подраздела 9.2.2.9, то есть стандарту ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011) «ВЗРЫВООПАСНЫЕ СРЕДЫ Часть 0. Оборудование. Общие требования», заменившему собой стандарт МЭК 60079.

Как определено п.п. 9.2.2.9.1 ДОПОГ: части электрооборудования, включая питающие провода, остающиеся под напряжением при разомкнутом положении главного выключателя аккумуляторной батареи, должны иметь характеристики, позволяющие использовать их в опасных зонах. Такое оборудование должно отвечать общим требованиям стандарта МЭК 60079, части 0 и 14 и применимым дополнительным требованиям стандарта МЭК 60079, части 1,2,5,6,7,11,15, или 18.

В настоящее время стандарт МЭК 60079 «ГОСТ Р МЭК 60079-0-2011 Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования» прекратил свое действие во времени.

Стандартом, его заменяющим является ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079- 0:2011) «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЗРЫВООПАСНЫЕ СРЕДЫ. Часть 0. Оборудование. Общие требования. Explosive atmospheres. Part 0. Equipment. General requirements». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> N733-CT межгосударственный стандарт ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с <дата>.

Пункт 29.2 «Расположение маркировки» стандарта ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011) «Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования» требует наличия на главном выключателе аккумуляторной батареи соответствующей маркировки, которая должна быть видима даже после монтажа выключателя на транспортное средство. Требования к информации, содержащейся в маркировке приведены в пунктах 29.3 -29.4 ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011).

Так на основной части корпуса снаружи электрооборудования должна быть легко читаемая маркировка, которая должна быть видна до установки электрооборудования (п. 29.2). Маркировка должна быть расположена таким образом, чтобы она была видна после установки электрооборудования. Если маркировку наносят на съемную часть электрооборудования, желательно также повторно разместить ее внутри этой части электрооборудования, что поможет избежать путаницы при установке или техническом обслуживании схожего по внешнему виду электрооборудования. Руководство по нанесению маркировки на особо малогабаритное электрооборудование и Ex-компоненты приведено в п. 29.11.

Маркировка должна включать в себя: наименование предприятия-изготовителя или его зарегистрированный товарный знак; обозначение типа электрооборудования; порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя, за исключением: присоединительной арматуры (кабельные вводы, заглушки, резьбовые переходники и проходные изоляторы); миниатюрного электрооборудования с ограниченной поверхностью (номер партии может быть рассмотрен в качестве альтернативы порядковому номеру); наименование или знак органа по сертификации и номер сертификата (п. 29.3).

Знак маркировки взрывобезопасности, наносимый на электрооборудование в соответствии со стандартом ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011) – Ех.

Между тем, на момент осмотра транспортного средства УРАЛ 4320-1951-60, государственный регистрационный знак <***>, маркировка дополнительного устройства управления главным выключателем аккумуляторных батарей подтверждающая его соответствие п.9.2.2.9.1 Приложения В ДОЛОГ отсутствовала.

Пунктом 9.1.2.2 Приложения В ДОПОГ «Требования, касающиеся транспортных средств официально утвержденного типа» определено следующее: соответствующее техническое требования главы 9.2 считаются выполненными, если свидетельство об официальном утверждении типа было выдано компетентным органом в соответствии с Правилами ЕЭК при условии, что технические требования указанных Правил соответствуют требованиям главы 9.2 настоящей части и что никакая модификация транспортного средства не ставит под сомнение действительность свидетельства.

Пунктом 4.4 Правил ЕЭК «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей» определено, что на каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен ставиться на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из: круга с проставленной в нем буквой "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение (4.4.1); номера настоящих Правил, буквы "R", тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, предписанного в пункте 4.4.1 (4.4.2); дополнительного условного обозначения, отделенного от номера официального утверждения и состоящего из символа, указывающего на тип транспортного средства в соответствии с пунктом 9.1.1.2 ДОПОГ. В случае транспортных средств MEMU в качестве идентифицирующего символа может использоваться "ЕХ/III".

Приложением 2 Правил ЕЭК «Схемы знаков официального утверждения» утверждена схема знака официального утверждения типа на основании настоящих правил.

Как следует из материалов дела на момент осмотра транспортного средства УРАЛ 4320-1951-60, государственный регистрационный знак <***>, маркировка наносимая на транспортное средство и подтверждающая соответствие конструкции и оборудования транспортного средства Правилам ЕЭК «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей» отсутствовала.

Пункт 6.8.2.6.1 Приложения А ДОПОГ «Конструкция и изготовление», а именно, абзацем 4-м определено следующее: сфера применения каждого стандарта определена в положении о сфере применения данного стандарта, если в приведенной ниже таблице не указано иное. В таблице приведены стандарты обязательные к применению для «конструкции и изготовлению цистерн и «для оборудования». Дыхательный клапан является Эксплуатационным оборудованием цистерны. Дыхательные клапаны регулируют уровень давления и вакуума в цистерне, что позволяет предотвращать взрывоопасные ситуации и деформацию корпуса цистерны в случае превышения рабочего давления. Предназначение дыхательного клапана автоматическая стабилизация давления в цистерне. Дыхательный клапан должен отвечать требованиям стандарта EN 14595:2016.

Пунктом 7 «Маркировка» стандарта EN 14595:2016 определено, что дыхательный клапан должен иметь маркировку, читаемую на протяжении всего срока эксплуатации, которая включает в себя следующее: ссылка на настоящий стандарт EN 14595: 2016; наименование и / или логотип производителя; тип изготовителя или номер сборки; серийный номер и / или дата изготовления; сброс давления (в кПа); пропускная способность, при сбросе давления плюс 30 кПа (в м 3/ ч при 20° С); емкость вакуумного потока при сбросе давления минус 3 кПа (в м 3 / ч при 20° С); любые особые условия эксплуатации.

Как следует из материалов дела на момент осмотра транспортного средства УРАЛ 4320-1951-60, государственный регистрационный знак <***>, маркировка дыхательного клапана на цистерне транспортного средства не соответствовала стандарту EN 14595:2016.

Так на дыхательном клапане УРАЛ 4320-1951-60, государственный регистрационный знак <***>, маркировка, указывающая на соответствие стандарту EN 14595:2016 отсутствовала, то есть установленное эксплуатационное оборудование не отвечает требованиям приведенного выше стандарта, таким образом, конструкция транспортного средства не отвечает правилам перевозки опасных грузов, что образовывает состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных в том числе и частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. О чем был составлен протокол от <дата> о задержании транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .

Довод законного представителя юридического лица о наличии действующего у транспортного средства свидетельства о допущении к перевозке некоторых опасных грузов несостоятелен, поскольку выдача данного свидетельства не может гарантировать в течении всего срока действия свидетельства (не более 6 месяцев с даты его выдачи) соответствие конструкции транспортного средства правилам перевозки опасных грузов и в частности п. 9.2.2.9.1 Приложения В ДОПОГ, а также и п. 6.8.2.6.1, 6.8.2.7, 6.8.2.2.6, 6.8.22.7, 6.8.22.8 приложения А ДОПОГ, в связи с тем, что в процессе эксплуатации транспортных средств невозможно исключить естественный износ, утерю, порчу отдельных узлов и агрегатов, замену деталей или автокомпонентов транспортного средства вследствие осуществления планового (внепланового) ремонта.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата>, письменными объяснениями представителя ООО «МДС-Строй» ФИО письменными объяснениями водителя ФИО от <дата>, рапортом начальника ОТН ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску от <дата>, фотоматериалами.

Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы в совокупности, суд приходит к выводу, что действия ООО «МДС-Строй» подлежат квалификации по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установлено, что юридическим лицом не исполнена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения в части соблюдения правил перевозки опасных грузов, не предприняты все возможные меры в целях избежания возникновения угрозы для участников дорожного движения.

ООО «МДС-Строй», эксплуатируя транспортное средство, осуществляющее перевозку опасных грузов, обязано было знать и соблюдать стандарты и требования законодательства по перевозке опасных грузов.

Таким образом, вынесенное постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Постановление о привлечении ООО «МДС-Строй» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, административное наказание назначено обществу с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления по делу, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственность «МДС-Строй» ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении начальника ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску ФИО от <дата>, предусмотренное ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении общества с ограниченной ответственностью «МДС-Строй» - без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.

Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова

Копия верна

Судья Н.Н. Калашникова

Подлинный документ находится

в Нижневартовском городском суде в административном деле № 12-704/2019

Судья __________ подпись

Секретарь _________ подпись