ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-705/19 от 05.11.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

№ 12-705/2019

РЕШЕНИЕ

г. Кострома 05 ноября 2019 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С., с участием

старшего помощника прокурора г. Костромы ФИО4,

начальника отдела контроля в сфере закупок департамента финансового контроля Костромской области ФИО5, доверенность от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 на определение директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности от 08.10.2019 года в отношении начальника отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 от 30.09.2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении начальника Отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1.

01.10.2019 года в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с иными материалами дела направлено для рассмотрения директору департамента финансового контроля Костромской области.

Определением директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 от 08.10.2019 года постановление первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 от 30.09.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении начальника Отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 и другие материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения мировому судьей судебного участка №3 Свердловского судебного района города Костромы.

Вывод директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 о том, что рассмотрение дела не относится к его компетенции, мотивирован следующим:

Департамент финансового контроля Костромской области в силу ч.1 ст.23.7.1 КоАП РФ является уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.29.3 КоАП РФ, исключительно в рамках установления законности составления и исполнения областного бюджета, осуществления закупок для областных нужд. Рассматривать дела об административным правонарушениях, возбужденные по ст.7.29.3 КоАП РФ, в отношении закупок, осуществляемых для муниципальных нужд, департамент не вправе. В соответствии с ч.1.1 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.29.3 КоАП РФ, возбужденного по фактам допущенных нарушений при осуществлении закупок для муниципальных нужд, относится к подведомственности мирового судьи.

Первым заместителем прокурора города Костромы в установленный срок подан протест на определение директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 от 08.10.2019 года о передаче дела об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности, в котором прокурор просил определение отменить, поскольку в силу положений ст.23.1 КоАП РФ мировые судьи не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.29.3 КоАП РФ, уполномоченным органом на рассмотрение указанной категории дел является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий). Таким органом в соответствии с п.1 Положения о департаменте финансового контроля Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 09.07.2012 года № 152, является департамент финансового контроля Костромской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Костромы ФИО4 поддержал протест по изложенным в нем основаниям.

Начальник отдела контроля в сфере закупок департамента финансового контроля Костромской области ФИО5 просил протест прокурора оставить без удовлетворения, а определение директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 от 08.10.2019 года - без изменения. Указал, что департамент финансового контроля Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции последующего внутреннего государственного финансового контроля, и имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ в пределах своих полномочий. Вместе с тем, полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с ч.9 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 года исполняются в зависимости от того, для чьих нужд осуществляются закупки. Департамент является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в отношении закупок для обеспечения нужд Костромской области, у департамента отсутствуют полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных и муниципальных нужд. Полагает, что в действующем законодательстве имеется пробел в регулировании, поскольку в настоящее время полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.29.3 КоАП РФ, по нарушениям, допущенным при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, не наделен ни один государственный орган, подтверждением чего является внесение 04.04.2019 года в ГД ФС РФ соответствующего законопроекта.

Должностное лицо ФИО1, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения судом протеста, в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила, представив в суд лишь ходатайство об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, в связи с чем протест рассмотрен в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему:

Частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).

Настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено постановлением первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 в отношении начальника Отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 по факту несоблюдения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контрактов и от 10.12.2018 года на строительство объектов капитального строительства - зданий дошкольных образовательных организаций по адресам: <адрес> и <адрес>

01.10.2019 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с иными материалами дела направлено для рассмотрения директору департамента финансового контроля Костромской области.

Определением директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 от 08.10.2019 года постановление первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 от 30.09.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении начальника Отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 и другие материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения мировому судьей судебного участка №3 Свердловского судебного района города Костромы.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 названного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях от имени этого органа вправе должностные лица, перечисленные в части 2 указанной статьи.

Согласно части 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 названного Кодекса (в пределах своих полномочий).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Частью 1 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют, в частности, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Департамент финансового контроля Костромской области является органом исполнительной власти Костромской области, осуществляющим функции последующего внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 Положения о департаменте финансового контроля Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 09.07.2012 года № 152).

Согласно Главе 2 данного Положения к числу полномочий департамента финансового контроля Костромской области отнесены в том числе контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подпунктом 10 пункта 41 предусмотрено право Департамента осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в целях реализации функции по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Основанием для возбуждения в отношении начальника Отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении послужило несоблюдение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контрактов и от 10.12.2018 года на строительство объектов капитального строительства - зданий дошкольных образовательных организаций по адресам: <адрес> и <адрес>

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В силу пункта 2 части 9 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

В рассматриваемом случае таким органом является департамент финансового контроля Костромской области, который наделен полномочиями по контролю в сфере закупок для обеспечения нужд Костромской области.

При этом в соответствии с положениями части 22 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ по результатам проведения мероприятий по контролю в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях.

Рассмотрение таких дел не исключено и в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок по результатам прокурорской проверки.

Положения указанных норм и статей 23.1, 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении не отнесено к компетенции мирового судьи.

Перечень случаев, когда судьи рассматривают неподведомственные им дела, предусмотрен статьей 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в нарушение статей 22.3, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директор департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 определением от 08.10.2019 года необоснованно передал постановление первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 от 30.09.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении начальника Отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 и другие материалы дела об административном правонарушении для рассмотрения мировому судьей судебного участка №3 Свердловского судебного района города Костромы.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах определение директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности от 08.10.2019 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

С учетом того, что мировым судьей судебного участка №3 Свердловского судебного района города Костромы 10.10.2019 года вынесено определение о возвращении постановления первого заместителя прокурора города Костромы ФИО3 от 30.09.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, прокурору города Костромы, указанное определение обжаловано не было и вступило в законную силу, в связи с отменой определения директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности от 08.10.2019 года материалы административного дела подлежат возвращению не в департамент финансового контроля Костромской области, а в прокуратуру города Костромы для направления их для рассмотрения с соответствии со ст.28.8 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Протест заместителя прокурора города Костромы ФИО3 удовлетворить.

Определение директора департамента финансового контроля Костромской области ФИО7 от 08.10.2019 года о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в отношении начальника отдела госкапвложений и инвестиций Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы ФИО1 по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ – отменить, материалы дела об административном правонарушении направить в прокуратуру города Костромы.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение десяти суток со дня его получения.

Судья Т.С. Кулакова