ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-705/2016 от 11.07.2016 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

12-705/2016

Р Е Ш Е Н И Е

11 июля 2016 года г. Уфа

Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шакиров А.С.

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №АРБ/16-22 от 24 мая 2016 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Заместителя министра-начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГФИО1, занимавший должность директора Государственного автономного учреждения Центральный клуб горнолыжного спорта и сноубординга Республики Башкортостан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, прося отменить постановление, производство по делу прекратить.. В случае признания его виновным в совершении административного правонарушения, учесть крайнюю необходимость и малозначительность деяния, и снизить сумму взыскиваемого штрафа до минимального размера, установленного ст. 4.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Жалоба мотивирована тем, что вмененного ему административного правонарушения он не совершал и оснований привлекать его к административной ответственности не было.

В период с 3 октября 2013 года по 9 апреля 2015 года он занимал должность директора Государственного Автономного Учреждения Центральный Клуб Горнолыжного спора и сноуборда РБ (далее - ГАУ ЦК ГСС РБ).

30.12.2014 Министром молодежной политики и спорта РБ утверждено государственное задание на оказание государственных услуг.

Постановлением Правительства РБ от 06.02.2012 №31 утвержден порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям (далее - Порядок), подведомственным Министерству молодежной политики и спорта РБ (далее - ММПС РБ).

Согласно п. 4 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании Соглашения о предоставлении субсидий.

Такое Соглашение заключено между ММПС РБ и ГАУ ЦК ГСС РБ 20 января 2015 года. Срок соглашения составляет - 1 год.

Согласно п. 2.3.1 Соглашения ГАУ ЦК ГСС РБ обязуется оказывать услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием за счет предоставляемой субсидии.

При проведении проверки комиссия установила оплату ГАУ ЦК ГСС РБ расходов, как указано в оспариваемом постановлении «не связанных с оказанием определенных государственным заданием услуг, а именно оплата кредиторской задолженности прошлых периодов на общую сумму 120 252 руб.», из них:

118 432 руб. - расходы на оплату труда работников за декабрь 2014 года,

1820 руб. - за услуги водоснабжения за декабрь 2014 года.

Размер субсидии на 2015 год составил 23 135 800 руб. 00 коп.

Вместе с тем, при рассмотрении материалов дела не учтено следующее.

1. На основании Постановления Правительства РБ №115 от 17 ноября 2014 года «Об

оплате труда работников государственных учреждений...» начиная с 1 июня 2014

года введены новые повышенные минимальные оклады труда работников

государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности. В п. 5

указанного Постановления установлено, что оно распространяет свое действие на

правоотношения, возникшие с 1 июня 2014 года.

Таким образом, Фонд оплаты труда, сформированный по данному Положению, превысил фонд оплаты, запланированный при утверждении объема субсидий на выполнение государственного задания в 2014 году, в связи с чем по состоянию на 01.01.2015 образовалась кредиторская задолженность по оплате труда.

Расчеты об увеличении фонда оплаты труда в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Республики Башкортостан №515 от 17.11.2014 направлялись в адрес ММПС РБ.

Недофинансирование в 2014 году составило 534 857 руб. 00 коп. (денежные средства не поступили в 4-м квартале 2014 года).

Дополнительное финансирование для исполнения Постановления Правительства Республики Башкортостан №515 от 17.11.2014г. ГАУ ЦК ГСС РБ не выделялось, поэтому задолженность перед работниками учреждения была погашена за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания 2015 года.

Данные действия совершены в силу обстоятельств, в рамках добросовестного выполнения возложенных на ФИО1 функций по руководству учреждением.

Указанная мера по перечислению не полученных средств за 2014 год за счет финансирования в 2015 году - являлась вынужденной, поскольку как руководитель организации он несет, в том числе уголовную ответственность за несвоевременную выплату заработной платы работникам, и в силу возложенных обязанностей он не мог допустить нарушения трудовых прав педагогов.

Кроме того, ФИО1 приняты меры по недопущению возникновения убытков, возмещаемых за счет государственных средств, в виде компенсаций и неустоек в связи с несвоевременной выплатой заработной платы.

Сумма в размере 1820 руб., перечисленная 04.02.2015 за услуги водоснабжения также не могла быть перечислена в 2014 году в виду недофинансирования в 4-м квартале.

Претензии со стороны работников и энергоснабжающих организаций по отношению к ГАУ ЦК ГСС РБ - отсутствуют.

2. Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

При привлечении ФИО1 к ответственности должностным лицом не дана оценка фактическим обстоятельствам дела, а именно тому факту, что у него не имелось никакой иной возможности обеспечить обязанность Работодателя по выплате заработной платы и возмещению расходов на водоснабжение, кроме как дать соответствующее распоряжение на перечисление указанных сумм за счет поступивших в 2015 году средств.

Таким образом, ФИО1 действовал вынужденно, в крайних обстоятельствах. Ранее к административной ответственности он не привлекался, что также не учтено при назначении наказания.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении №4-П от 25.02.2014, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны, не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации.

В виду того обстоятельства, что вред, причиненный правонарушением отсутствует, убытки не возникли, и государственное задание при этом было выполнено, с учетом степени вины, личности привлекаемого к ответственности лица, ФИО1 полагает, что имеются основания для соответствующего снижения размера штрафа.

3. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2014г. №02-03-11/24579 согласно положениям статьи 78.1 Бюджетного Кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее - субсидия на государственное задание). После списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нецелевое использование бюджетных средств).

Из изложенного, как указывает ФИО1, следует, что по смыслу нормы ст. 15.14 КоАП РФ, по которой он привлечен к административной ответственности, субсидии, получаемые ГАУ ЦК ГСС РБ от ММПС РБ не являются бюджетными средствами, соответственно отсутствует состав административного правонарушения.

4. Считает, что производство по делу об административном правонарушении

подлежит прекращению на основании ст. 24.5, в том числе действие в состоянии крайней необходимости, а также применяя по аналогии ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку я неоднократно обращался в ММПС РБ с просьбой выделить дополнительные средства для погашения текущей задолженности (письма прилагаю).

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Представитель Контрольно ревизионного управления Министерства Финансов РБ ФИО3 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении жалобы просила отказать.

Помощник прокурора Кировского района г. Уфы ФИО4 в удовлетворении жалобы просил отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы суд приходит к следующему.

Как установлено судом, постановлением заместителя прокурора Кировского района города Уфы советника юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, 3ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца города Уфы, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Уфа, <адрес>, паспорт 8001 , выдан Ленинским РОВД г. Уфы Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, занимавшего должность директора Государственного автономного учреждения Центральный клуб горнолыжного спорта и сноубординга Республики Башкортостан (далее - Учреждение), возбужденно дело об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту нецелевого использования средств бюджета Республики Башкортостан. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты ревизии проведенной Министерством финансов РБ, в июле –августе 2015 г.

Так Министерством финансов Республики Башкортостан в июле-августе 2015 года проведена ревизия соблюдения законности, адресности, целевого характера, эффективности и результативности использования бюджетных средств и государственного имущества Учреждения за период с 05.02.2013 по 27.07.2015, по итогам которой составлен Акт от 8 сентября 2015 года №120-15. Ревизией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на f финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2012 года № 31 утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству молодежной политики и спорта Республики Башкортостан (далее - ФИО2), на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с
государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка предоставление субсидий учреждениям осуществляется на основании соглашения на предоставление субсидий, заключенного между Учреждением и ФИО2 и определяющего цели, условия предоставления, объем и периодичность перечисления субсидий в течение финансового года.

Соглашение заключается на один финансовый год после утверждения бюджета Республики Башкортостан с приложением соответствующих расчетов определения нормативных затрат.

30 декабря 2014 года министром молодежной политики и спорта Республики Башкортостан ФИО6 утверждено государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 14 для Учреждения на 2015 -2017 годы.

20 января 2015 года между ФИО2 и Учреждением заключено соглашение № 8 (далее - Соглашение № 8) о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) Учреждению.

Предметом Соглашения № 8 является предоставление в 2015 году субсидии из бюджета Республики Башкортостан Учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием от 30 декабря 2014 года № 14.

Размер субсидии по Соглашению № 8 составил 23 135 800 рублей и определен на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в 2015 году.

Согласно пункту 2.3.1 Соглашения № 8 Учреждение обязуется оказывать услуги (выполнять работы) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с государственным заданием за счет предоставляемой субсидии.

При этом установлено, что в 2015 году в нарушение пункта 2.3.1. Соглашения № 8 Учреждением произведена оплата за счет субсидии расходов, не связанных с оказанием им в соответствии с доведенным государственным заданием государственных услуг, а именно - оплата кредиторской задолженности прошлых периодов на общую сумму 120 251 рубля, в том числе:

- по КБК 0702\869\19\2\4239\621\1211\011-1122 на сумму 118 432 рубля по платежному поручению от 23.01.2015 года № 8694 (с учетом мемориального ордера от 03.02.2015тода № 1087 на сумму 118 432 рубля) за оплату труда работников за декабрь |014 года;

- по КБК 0702\869\19\2\4239\621\1223.4\011-1122 на сумму 1 820 рублей по платежному поручению от 04.02.2015 года № 33529 (с учетом мемориального ордера от 20.04.2015 года № 1 820 рублей) за услуги водоснабжения за декабрь 2014 года.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, как установлено ревизией, средства субсидии из бюджета Республики Башкортостан в сумме 120 252 рубля, предоставленные Учреждению по соглашению № 8, использованы на цели, не соответствующие целям, определенным указанным соглашением, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность должностного лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Согласно ст.15.14 КоАП РФ Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии с п. 8.1. Устава Учреждения, утвержденного министром молодежной политики и спорта Республики Башкортостан 3 февраля 2012 года, директор Учреждения осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.

На момент совершения вышеуказанного административного правонарушения обязанности директора Учреждения исполнял ФИО1.

Приказом ФИО2 № А-96 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность директора Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом ФИО2 № А-26 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен с должности исполняющего обязанности директора Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока действия срочного трудового договора.

В соответствии с п.п. 7, 9 трудового договора с руководителем государственного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, директор Учреждения самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Учреждения.

Лицом, ответственным за вышеуказанное правонарушение, является ФИО1, занимавший в период с ДД.ММ.ГГГГ по 9 апреля 201.5 года должность директора Государственного автономного учреждения Центральный клуб горнолыжного спорта и сноубординга Республики Башкортостан, который согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ несёт ответственность как должностное лицо.

Вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими материалами: приказом о назначении на должность директора, копиями платежных поручений от 23.01.2015 года № 8694, от 04.0212015 года № 33529, Соглашения № 8, государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 14 для Учреждения на 2015 -2017 годы, ревизией финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и другими материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, действия ФИО1, занимавшего должность директора Учреждения, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного, статьей 15.14 КоАП РФ.

Довод ФИО1 о недостаточности средств финансирования на оплату труда для исполнения Постановления Правительства РБ №115 от 17 ноября 2014 года, иных расходов не могут быть отнесены судом к действиям в состоянии крайней необходимости

Согласно п. 1.15. Положения об оплате труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, подведомственных Министерству молодежной политики и спорта Республики Башкортостан утвержденных Постановлением Правительства РБ от 17.11.2014 N 515 "Об оплате труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, подведомственных Министерству молодежной политики и спорта Республики Башкортостан" - Фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке учреждению из бюджета Республики Башкортостан, и средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом помимо средств республиканского бюджета являвшихся целевыми, источником финансирования фонда оплаты труда могли выступать средства приносящие доход Учреждению. Как пояснил ФИО1 в судебном заседании, суммы нецелевого использование, в дальнейшем были компенсированы именно из указанных средств. Так несостоятельная ссылка ФИО1 на Письмо Минфина России от 23.05.2014 N 02-03-11/24579 поскольку указанное письмо касается контроля за использованием субсидии, предоставленной из федерального бюджета ФБУ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Наказание назначенное ФИО1 соответствует минимальному размеру штрафа предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, оснований для применения ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводов обжалуемого постановления не опровергают.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Заместителя министра-начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 24 мая 2016 г. в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья Шакиров А.С.