ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-707/22 от 24.05.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№12-707/22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

24 мая 2022 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу председателя правления КПК «Добрый город» Гриднева Дмитрия Юрьевича, родившегося <адрес> в <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> на постановление заместителя управляющего Отделением по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Багина Е.Г. №21-10495/3110-1 от 27.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 27.01.2022 председатель правления КПК «Добрый город» Гриднев Д.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе на постановление Гриднев Д.Ю. указал, что вмененные нарушения в части неверного указания номера ФЭС, а также нарушения срока хранения УКЭП, совершенные 09.02.2021, 11.06.2021, 21.12.2021, не относятся к нарушениям, соответствующим диспозиции ч.1 ст.15.27 КоАП РФ; правила нумерации ФЭС и сроки хранения УКЭП предусмотрены Порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной ст.ст.7,7.5 Федерального закона №115-ФЗ; данные Правила не являются нормативно-правовым актом; нормативные акты Банка России издаются в следующих формах: инструкция Банка России, положение Банка России, указание Банка России (п.1.4 Положения Банка России от 22.09.2017 №602-П «О правилах подготовки нормативных актов Банка России»); кроме того, указанный Порядок не проходил регистрацию в Министерстве юстиции РФ, что свидетельствует - документ не является нормативно-правовым актом; неверный номер записи ФЭС носит оформительский характер и не отражается на сути содержимого, принятого Росфинмониторингом, без замечаний, является технической ошибкой; запись УКЭП утеряна в связи со сбоем на компьютере, доказательством существования УКЭП и отправки ФЭС является факт принятия Росфинмониторингом ФЭС; по независящим от лица обстоятельствам личный кабинет Росфинмониторинга не представляет возможность получения (скачивания) отправленных ранее документов на случай сбоев, о чем обращались в техническую поддержку; не приведение ПВК в соответствие с требованиями законодательства относится к нарушению законодательства, поскольку нормативно данный вопрос регулируется п.1.10 Положения Банка России №445 от 15.12.2014; должностное лицо, рассматривающее дело, посчитало, что перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, содержащийся в ПВК КПК «ДОБРЫЙ ГОРОД», не соответствует перечню, установленному п.11 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ; согласно п.1.10 Положения Банка России №445, руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства РФ; ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон; в данной ситуации ПВК КПК «ДОБРЫЙ ГОРОД» приведены в соответствии с требованиями Федерального закона №536-Ф3 в установленный срок, спорная ситуация возникла по поводу редакции п.п.8.1.1, 8.2.2, точнее в лишней, по мнению Банка России, формулировке относительно операций, по которым клиент не представил запрошенные кооперативом; редакция ПВК КПК «ДОБРЫЙ ГОРОД» (пункты 8.1.1. и 8.2.2) допускала в качестве оснований для отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции следующее: по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации; у сотрудников возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; ПВК от 14.01.2021 содержали формулировку, которая описывала одну из ситуаций (не представление документов), в которой кооператив решил для себя признавать операции подозрительными, наряду с широкой формулировкой о «наличии подозрений сотрудника»; иными словами, подозрение сотрудника должно было возникать, если клиент отказывается предоставлять запрошенные документы, а окончательное решение об отказе или согласии провести операцию принимает ответственный сотрудник кооператива; новые ПВК от 01.10.2021, в которых содержание указанных пунктов удовлетворило сотрудников Банка России, смысловая нагрузка данных пунктов практически не изменилась и не поменяет фактическую работу КПК по ПОДФТ, так как кооператив на практике будет продолжать признавать операции, по которым клиент отказывается предоставлять запрошенные документы, подозрительными, что не противоречит законодательству; такое основание к отказу, как подозрение сотрудника организации, предусмотренное законом, содержалось в ПВК КПК «Добрый город», поэтому нельзя однозначно сделать вывод, что нарушены положения закона в данной редакции ПВК; нарушения можно отнести к малозначительным; должностные лица КПК используют все имеющиеся возможности и с большой ответственностью относятся к исполнению законодательства, своевременно и в полной мере предпринимают все необходимые законодательством действия; проверка Банка России выявила небольшое количество незначительных технических операционных ошибок, без которых невозможна работа организаций, связанных с человеческим трудом; формулировка в постановлении о не разработке и не реализации ПВК является неверной, так как все необходимые изменения в Правила внутреннего контроля вносились, спорное положение ПВК возникло из-за субъективного трактования в пользу ужесточения требований КПК к подозрительным операциям, все остальные изменения своевременно внесены; нарушений, связанных с несвоевременным или неполным предоставлением информации или не выявлением каких-либо операций в деятельности КПК нет и проверкой не выявлено; все формальные требования законодательства и Банка России в сфере ПОДФТ выполняются; допущенные нарушения не обусловлены намеренным негативным отношением к правилам публичного порядка.

В письменных возражениях заместитель управляющего Отделением по Хабаровскому краю Багин Е.Г. указал, что функции контроля за организацией в Кооперативе работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ возлагаются на его руководителя; в рамках реализации надзорных мероприятий за деятельностью КПК «Добрый город» Банком России выявлены нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ; предоставленная Кооперативом редакция ПВК не соответствовала изменениям, внесенным Федеральным законом №536-ФЗ в п.11 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ; согласно п.п.8.1.1, 8.2.2 ПВК от 14.01.2021 основанием для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции является не представление клиентом документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона; в редакции Федерального закона №536-ФЗ данное основание не содержится в п.11 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, что указывает на не приведение ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в установленный срок в соответствие с Федеральным законом №536-ФЗ; ПВК должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями законодательства в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу закона; установленный факт неисполнения КПК требований Федерального закона №536-ФЗ свидетельствует о неисполнении председателем правления Кооператива Гридневым Д.Ю. обязанностей, установленных п.1.10 Положения №445-П, не реализации им п.1.11 ПВК; 09.02.2021 и 11.06.2021 Кооперативом направлена в уполномоченный орган информация о результатах проверок, проведенных в соответствии с требованиями пп.7 п.1 ст.7 и п.6 ст.7.5 Федерального закона №115-ФЗ, в виде ФЭС с нарушением порядка заполнения отдельных показателей, установленных Порядком Указания №493 7-У; Кооперативом не обеспечено хранение файла УКЭП для ФЭС (файл «SNFO3484_04_2721242433 272101001 20210611001.xml») в течение срока, установленного п.5 Порядка (не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о его принятии); требования Указания №4937-У распространяются на НФО, к которым относятся организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ (п.1 Указания № 4937-У); НФО должна сформировать в соответствии с установленным на основании ст.76.6 Федерального закона №86-ФЗ и Порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ, в электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (ФЭС) (п.2 Указания № 4937-У); состав и формат информационной части ФЭС о результатах проверки определен соответствующими таблицами Порядка; согласно п.5 Порядка, усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) вышеуказанного ФЭС должна хранится в организации не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) ФЭС; не осуществив контроль за обеспечением хранения файла УКЭП для ФЭС в течение срока, установленного п.5 Порядка, должностное лицо КПК нарушило п.2 Указания № 4937-У, следовательно, не исполнило требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ в части осуществления внутреннего контроля; исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено; доводы о том, что допущенные нарушения не относятся к нарушениям нормативно-правового акта, а являются техническими ошибками, не соответствуют материалам дела и не основаны на нормах права; штраф отвечает требованиям обоснованности и справедливости.

Гриднев Д.Ю. в судебном заседании в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал пояснения по их существу.

Представитель Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ Королева Е.А. в судебном заседании полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Гриднева Д.Ю. и должностное лицо, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст.76.1 Федерального закона №86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями признаются кредитные потребительские кооперативы.

Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов определяет Федеральный закон от 18.07.2009 №190-ФЗ.

Согласно п.2 ч.3 ст.1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ, кредитный потребительский кооператив - это основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, за исключением случая, установленного ч.3 ст.33 Федерального закона № 190-ФЗ, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно п.7 ч.2 ст.5 указанного Федерального закона, контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных ст.35 настоящего Федерального закона, осуществляет Банк России.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц регулирует Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Согласно ст.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ - под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных Федеральным законом № 115-ФЗ случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя, в том числе выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации; ст.4 - к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся организация и осуществление внутреннего контроля; ст.5 - к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные потребительские кооперативы; пп.7 п.1 ст.7 - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом; п.6 ст.7.5 - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

В целях исполнения требований законодательства Центральным банком Российской Федерации издано Указание Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со ст.ст.7,7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливающее порядок и срок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ, в том числе информации о результатах проверки.

Согласно Указанию №4937-У, сведения и информация, предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ, представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения (ФЭС) через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, предусмотрены Порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной ст.ст.7,7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанным Банком России в соответствии с п.2 Указания №4937-У и размещенным на официальной странице Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Состав и формат информационной части ФЭС о результатах проверки определен соответствующими таблицами Порядка.

Согласно п.5 Порядка, усиленная квалифицированная электронная подпись вышеуказанного ФЭС должна хранится в организации не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) ФЭС.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются некредитной финансовой организацией с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации (п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ).

Требования к правилам внутреннего контроля НФО в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) установлены Положением Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с п.1.10 Положения №445-П, ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом.

Как следует из материалов дела, 27.05.2019 КПК «Добрый город» включен в Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов, является субъектом законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В соответствии с требованиями п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ и Положения №445-П, приказами Председателя правления КПК «Добрый город» №210101 от 14.01.2021 и №210301 от 15.03.2021 утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Согласно п.1.12.2 ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, правила внутреннего контроля должны быть приведены Кооперативом в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом.

Федеральный закон от 30.12.2020 №536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступил в законную силу 30.01.2021.

Пунктом 2.6.2 ПВК предусмотрено, что Кооперативом обеспечивается хранение в электронном виде ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС, в соответствии с требованиями ст.ст.7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и направленные Кооперативом в уполномоченный орган (Росфинмониторинг); указанные документы хранятся в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.

По результатам рассмотрения в рамках реализации надзорных мероприятий за деятельностью НФО, установленных п.1.2 Указания Банка России от 27.05.2019 №5153-У «Об организации и осуществлении Банком России дистанционного надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля за некредитными финансовыми организациями», документов и информации, предоставленных КПК «Добрый город» письмами от 13.07.2021 №12Ц-072021, от 14.07.2021 №13Ц-072021, от 06.08.2021 № 45Ц- 082021, от 13.09.2021 №26Ц-092021 должностными лицами Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, выразившиеся: 1. в не разработке и не реализации ПВК, не приведении в срок до 30.04.2021 ПВК в соответствие с Федеральным законом №536-ФЗ (п.п.8.1.1 и 8.2.2 ПВК ПОД/ФТ/ФРОМУ не соответствуют изменениям, внесенным Федеральным законом №536-ФЗ в п.11 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, а именно: перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции не соответствует перечню оснований, установленному п.11 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом №536-ФЗ); 2. в направлении в уполномоченный орган информации о результатах проверок, проведенных в соответствии с требованиями пп.7 п.1 ст.7 и п.6 ст.7.5 Федерального закона №115-ФЗ, в виде ФЭС (файл: «SNF03484_04_2721242433_272101001_20210209_001.xml», номер записи: «2021_2721242433 272101001_00000007») с нарушением порядка заполнения отдельных показателей, установленных Порядком Указаний №4937-У; 3. в направлении в уполномоченный орган информации о результатах проверок, проведенных в соответствии с требованиями пп.7 п.1 ст.7 и п.6 ст.7.5 Федерального закона №115-ФЗ в виде ФЭС с нарушением порядка заполнения отдельных показателей, установленных Порядком Указаний №4937-У; 4. в не обеспечении хранения файла УКЭП для ФЭС, направленного в уполномоченный орган 11.06.2021, в течение срока, установленного п.5 Порядка.

Установив нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, 13.01.2022 в отношении председателя правления КПК «Добрый город» Гриднева Д.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление от 27.01.2022 Гриднев Д.Ю. признан виновным в совершении указанного правонарушения.

Фактические обстоятельства и вина председателя правления КПК «Добрый город» подтверждаются доказательствами, представленными в материалах дела, в том числе: Правилами внутреннего контроля КПК «Добрый город» с изменениями, мотивированным заключением о выявлении признаков административного правонарушения от 20.12.2021, протоколом об административном правонарушении от 13.01.2022, приказом о назначении председателя правления от 05.08.2020, выпиской из ЕГРЮЛ.

Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

В силу ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом КПК «Добрый город» от 05.08.2020 №8 Гриднев Д.Ю. назначен на должность председателя правления КПК «Добрый город».

Согласно Положению №445-П, функции контроля за организацией в некредитной финансовой организации работы по ПОД/ФТ возлагаются на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа НФО (п.1.9); руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (п.1.10).

В соответствии с п.п.1.10, 1.11 ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, руководитель Кооператива осуществляет контроль за организацией работы по ПОД/ФТ/ФРОМУ; руководитель Кооператива на постоянной основе обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Таким образом, совокупность представленных доказательств указывает на то, что Гриднев Д.Ю., являясь председателем правления КПК «Добрый город», обладая организационно-распорядительными функциями, допустил нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, Порядок, Установленный Указанием Центробанка РФ №4937-У, зарегистрирован Министерством юстиции России 16.01.2019.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение критерия малозначительности для освобождения лица от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью соответствующего органа (должностного лица).

Должностным лицом Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации не установлено оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем следует согласиться.

Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное председателем правления КПК «Добрый город», как малозначительное, не представлено.

Устранение нарушений не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности.

Вместе с тем, учитывая характер и обстоятельства конкретного деяния, устранение выявленных нарушений, а именно: восстановление утраченной в ходе сбоя компьютера УКЭП, изменение Правил внутреннего контроля, при том, что положения, установленные Федеральным законом №536-ФЗ, внесены в срок, положения п.8.1.1 и 8.2.2 ПВК в прежней редакции закона не влекли каких-либо существенных для государства, общества и граждан последствий, а также то, что неверные номера двух записей ФЭС не отразились на сути их содержимого, наличия смягчающего, отсутствие отягчающих обстоятельств, признание должностным лицом, вынесшим постановление, того, что деяние не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд считает смягчить назначенное наказание до предупреждения – меры ответственности, предусмотренную санкцией части 1 ст.15.27 КоАП РФ.

Других оснований, влекущих отмену, либо изменение оспариваемого постановления, нет.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего Отделением по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Багина Е.Г. №21-10495/3110-1 от 27.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя правления КПК «Добрый город» Гриднева Дмитрия Юрьевича изменить, назначить наказание в виде предупреждения, исключить указание о назначении штрафа, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу считать частично удовлетворенной.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.