Дело № 12-70/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. ФИО1 14 мая 2019 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Смагина Н.Н.,
при секретаре Зубковой М.С.,
с участием: защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2, действующей на основании доверенности №*** от 12.02.2019,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО3, действующей на основании приказа от 16.01.2019 №***,
представителя Главного управления по государственному надзору УР ФИО4, действующей на основании доверенности от 12.04.2019, сроком до 30.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации муниципального образования «Город Можга» на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением И.о. начальника Главного управления по государственному надзору УР ФИО5 №*** от 26.02.2019 муниципальное образование «Город Можга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация МО «Город Можга» обратилась в суд жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить.
Жалоба мотивирована тем, что согласно постановлению о назначении административного наказания от 26.02.2019 муниципальному образованию «Город Можга» вменяется осуществление строительства объекта капитального строительства в период с 05.06.2018 по 11.07.2018 без разрешения на строительство. В соответствии со статьями 51,52 Градостроительного кодекса РФ обязанность по соблюдению требований градостроительного законодательства является публичной обязанностью лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Однако, МО «Город Можга» ни застройщиком, ни лицом, осуществляющим соответствующие работы (подрядчиком или субподрядчиком) не являлось и не является. Ни журналом работ, ни договором аренды и разрешением на строительства не подтверждается, что МО «Город Можга» является застройщиком, то есть лицом, осуществляющим строительство. Договор аренды и разрешение на строительство выдано Фонду поддержки местных инициатив «Сообщество», что также опровергает вывод административного органа о том, что застройщиком является муниципальное образование «Город Можга». Строительство объекта осуществлялось АО «МСО» по заказу Фонда поддержки местных инициатив «Сообщество». МО «Город Можга» указанный объект не проектировало, не строило и не заказывало. Доказательств какого-либо участия муниципального образования в строительстве объекта материалы дела не содержат. Самовольное строительство АО «МСО» в отсутствии прав на земельный участок и разрешения на строительство не образует ответственность муниципального образования, как правообладателя земельного участка. Кроме того, материалы дела не содержат координатную привязку осуществления строительства АО «МСО» с земельным участком, принадлежащим муниципальному образованию, отсутствуют достоверные доказательства осуществления строительства на муниципальном земельном участке. Считает, что вина МО «Город Можга» не доказана, у муниципального образования отсутствовали намерения и возможности строительства объекта «Ледовая арена Можга», в связи с чем, у него отсутствовали основания для получения разрешения на строительство. Также считает, что строительство АО «МСО» на земельном участке муниципального образования не повлекло за собой существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов. При установлении административным органом состава правонарушения, им необоснованно не применена ст. 2.9 КоАП РФ, правовыми последствиями применения которой является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания. Вменяемый в качестве нарушения промежуток времени незначительный, непосредственно строительные работы начаты АО «МСО» 05.07.2018, тогда, как административным органом период совершения правонарушения ошибочно указан с 05.06.2018-11.07.2018. Согласно общему журналу работ разбивка границ земельного участка осуществлена с 05.06.2018, однако данный вид работ нельзя отнести к строительным работам. Таким образом, строительные работы начаты АО «МСО» лишь 05.07.2018. Более того, 11.07.2018 правообладателем земельного участка МО «Город Можга» не являлось, так как договор аренды датирован 11.07.2018.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 просит жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Главного управления по государственному надзору УР ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласилась, пояснила, что ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, Администрацией МО «Город Можга» доказательств, что функции по строительству переданы техническому заказчику не представлены. Договор о предоставлении участка для реализации инвестиционного проекта «Строительство объекта: Ледовая аренда «Можга» в пользование на условиях аренды №*** между Администрацией МО «Город Можга» и Фондом поддержки местных инициатив «Сообщество» заключен 11.07.2018. Таким образом, во временной промежуток с 05.07.2018 по 10.07.2018 Администрация МО «Город Можга» являлась единственным правообладателем земельного участка, на котором без получения разрешения на строительство велись строительно-монтажные работы. Исходя из системного анализа определения застройщика в п. 16 ст.1, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что Администрация МО «Город Можга», являясь правообладателем земельного участка, является застройщиком, и обязанность получения разрешения на строительство лежала на муниципальном образовании. Документов по осуществлению Администраций МО «Город Можга» возложенных на нее полномочий по проведению муниципального земельного контроля и выявлении нарушений законодательства по указанному земельному участку в материалах дела отсутствуют. Учитывая, что ст. 1079 ГК РФ строительную деятельность относит к деятельности с повышенной опасностью для окружающих, оснований для применения административным органом ст. 2.9 КоАП РФ не имелось. Должностное лицо при вынесении постановления о назначении административного наказания, учитывая, что в результате совершения правонарушения не наступили какие-либо негативные последствия, а также непродолжительный период совершения правонарушения, снизило размер административного штрафа ниже низшего предела до 250000 рублей согласно ст. 4.1 КоАП РФ.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, представитель Главного управления по государственному надзору УР ФИО3 в судебном заседании с жалобой также не согласилась, просила жалобу оставить без удовлетворения, постановление о назначении административного наказания без изменения.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела земельный участок, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <***>, кадастровый №***, является собственностью МО «<***>», номер государственной регистрации права №*** (свидетельство о государственной регистрации права от 15.06.2012, выписка из ЕГРН по состоянию от 21.05.2018).
Согласно договору о предоставлении участков в пользование на условиях аренды №*** от 11.07.2018 на основании распоряжения Главы Удмуртской Республики от 11.07.2018 №*** «О предоставлении земельного участка Фонду поддержки местных инициатив «Сообщество» для реализации инвестиционного проекта» Администрация МО «Город Можга» (арендодатель) предоставила в аренду вышеуказанный земельный участок Фонду поддержки местных инициатив «Сообщество» (арендатор) для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым катком и плавательным бассейном для реализации инвестиционного проекта «Строительство объекта: Ледовая арена «Можга».
На основании акта приема передачи земельный участок арендатору Фонду поддержки местных инициатив «Сообщество» передан Администрацией МО «Город Можга» в день заключения договора аренды – 11.07.2018 года. Претензий у арендатора по передаваемому земельному участку не имеется.
30 июля 2018 года Фондом поддержки местных инициатив «Сообщество» и КУ УР «Управление капитального строительства Правительства УР» был заключен договор на выполнение функций технического заказчика по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Ледовая арена «Можга».
По данному договору технический заказчик обязуется в интересах и от имени заказчика оказывать услуги по выполнению функций технического заказчика в процессе строительства, комплектации оборудованием, вводе функций технического заказчика в процессе строительства, комплектации оборудованием, вводе в эксплуатацию объекта, в том числе по принятию соответствующих решений во взаимоотношениях заказчика с лицом, осуществляющим строительство объекта, органами государственного строительного надзора, иными органами, организациями в пределах, составе, объеме и на условиях, предусмотренных договором, а также обязуется оказать услуги по проверке выполнения работ при строительстве объекта на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений ( п. 1.2 договора от 30.07.2018 ).
Из договора строительного подряда №*** от 16.08.2018, заключенного между Фондом поддержки местных инициатив «Сообщество» и АО «Можгинское строительное объединение» следует, что подрядной организацией по строительству объекта Ледовая арена «Можга» является АО «Можгинское строительное объединение».
Согласно п. 1.8 указанного договора срок начала работ определен не позднее 5 рабочих дней с даты подписания договора, срок окончания работ 15.11.2019.
Строительство объекта осуществляется на основании разрешения на строительство №*** от 29.12.2018, выданного Администрацией МО «Город Можга», сроком до 01.07.2020, в соответствии с проектной документацией инв. №***, выполненной ООО «Технология», на которую получено положительное заключение экспертизы проектной документации №*** от 29.12.2018, выполненное АУ «Управление Госэкспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР».
Согласно указанному разрешению на строительство застройщиком объекта Ледовая арена «Можга» является Фонд поддержки местных инициатив «Сообщество».
15.01.2019 заказчик, технический заказчик ОНО Фонд поддержки местных инициатив «Сообщество» направило в Главное Управление по государственному надзору УР извещение №*** о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Главным Управлением по государственному надзору УР на основании приказа №*** от 16.01.2019 главным государственным инспектором для осуществления регионального государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства Ледовая арена «Можга», расположенного по адресу: <***>, назначена ФИО3.
Из распоряжения органа государственного контроля (надзора) №*** от 17.01.2019 г. усматривается, что по поступившему извещению о начале строительства объекта Главным Управлением по государственному надзору УР в период с 23.01.2019 по 31.01.2019 назначена выездная проверка.
Согласно акту надзорной проверки №*** при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 31.01.2019 г. установлено, что на объекте капитального строительства: «Ледовая арена «Можга», расположенном по адресу: <***>, Генподрядчиком АО «Можгинское строительное объединение» выполнены строительно-монтажные работы для осуществления государственного строительного надзора, работы велись без разрешения на строительство и по проектной документации не прошедшей экспертизу, согласно общему журналу работ, а именно:
- выполнение земляных работ в период с 05.06.2018-10.07.2018;
- устройство свайного основания в период с 10.07.2018-06.08.2018;
- устройство монолитных ростверков в период с 30.07.2018-11.12.2018;
- монтаж м/к каркаса блока ледовой арены с 28.11.2018;
- монтаж ж/б каркаса административно-бытового блока с 29.11.2018.
Указанный акт послужил поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления 07.02.2019 протокола об административном правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении администрации МО «Город Можга», как собственника земельного участка, на котором осуществляется строительство объекта капитального строительства Ледовая арена «Можга».
В соответствии со ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ» при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Понятие «застройщик» содержится в п.п.16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Согласно частям 1,2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 52 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3).
При этом, материалы дела об административном правонарушении доказательств того, что Администрация МО «Город Можга» в период с 05.06.2018 по 29.12.2018 года осуществляла до получения разрешения на строительство строительные работы, а именно выполняла земляные работы, устройство свайного основания, устройство монолитных ростверков, монтаж м/к каркаса блока ледовой аренды, монтаж ж/б каркаса административно-бытового блока, не содержат.
Данный факт не зафиксирован ни в акте надзорной проверки №*** при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 31.01.2019, ни в представленных журналах полевых испытаний талых грунтов динамической нагрузкой, Общем журнале работ Ледовой арены «Можга».
Напротив, в протоколе №*** об административном правонарушении от 07.02.2019 и в акте надзорной проверки №*** от 31.01.2019 указано, что вышеуказанные строительные работы на объекте капитального строительства Ледовая арена «Можга», расположенном по адресу: <***>, произведены генеральным подрядчиком АО «МСО», который на основании п. 1.1 договора строительного подряда №*** от 16.08.2018 обязался выполнить по заданию заказчика Фонда поддержки местных инициатив «Сообщество» полный комплекс работ, включая строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, поставку оборудования и материалов, ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта капитального строительства.
Доказательств того, что указанные работы генеральным подрядчиком АО «МСО» производились по поручению Администрации МО «Город Можга» материалы дела об административном правонарушении также не содержат.
Кроме того, Градостроительный кодекс РФ (ст. 1), вопреки доводам представителей государственного надзора под понятием «застройщик» правообладателя земельного участка не предусматривает.
Согласно представленной справке Администрации МО «Город Можга» от 07.02.2019, в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 закупки по проектированию и строительно-монтажным работам по объекту Ледовая арена «Можга» не планировались и не осуществлялись.
Обязанность по получению разрешения на строительство в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ лежит именно на застройщике.
Разрешение на строительство от 29.12.2018 Администрацией МО «Город Можга» выдано застройщику -Фонду поддержки местных инициатив «Сообщество». На Администрацию МО «Город Можга», не являющейся застройщиком, обязанность по получению разрешения на строительство, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не возложена.
В силу действующего законодательства субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные КоАП РФ, законами субъектов РФ или нормами других материальных законов и нормативных правовых актов.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного вывод о виновности Администрации МО «Город Можга» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, постановление И.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 26.02.2019 в отношении Администрации МО «Город Можга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление И.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики №*** от 26 февраля 2019 года в отношении Администрации муниципального образования «Город Можга» отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Администрации муниципального образования «Город Можга»- удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Можгинский районный суд УР.
Судья- Н.Н. Смагина