ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/19 от 20.01.2020 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-5/20

решение Куцкий К.Г. № 12-70/19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Анадырь 20 января 2020 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Корегиной М.В.,

с участием защитника АО «ЧГГК» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания» на решение судьи Анадырского городского суда от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания»,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора (далее – заместитель руководителя) ФИО2 от 8 мая 2019 года № 19 юридическое лицо акционерное общество «Чукотская горно-геологическая компания» (далее – АО «ЧГГК») привлечено к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

АО «ЧГГК» обжаловало указанное постановление должностного лица в Анадырский городской суд.

По результатам рассмотрения жалобы судьей Анадырского городского суда вынесено решение от 17 октября 2019 года, которым постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 от 8 мая 2019 года № 19 в отношении АО «ЧГГК» оставлено без изменения.

Не согласившись указанным решением судьи, АО «ЧГГК» подало на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит данный судебный акт отменить, как не соответствующий закону, и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу.

В судебном заседании защитник АО «ЧГГК» ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить решение судьи Анадырского городского суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заместитель руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в известность суд не поставил.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно постановлению заместителя руководителя ФИО2 от 8 мая 2019 года № 19 в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении АО «ЧГГК» на основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 от 12 марта 2019 года № Р-А78-25 «О проведении плановой выездной проверки акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания» ИНН <***>» и во исполнение пунктов № 541, 543-547 Плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МТУ Ростехнадзора на 2019 год Дальневосточным управлением Ростехнадзора в отношении опасных производственных объектов АО «ЧГГК» в период с 25 марта по 19 апреля 2019 года проведена плановая выездная проверка, по результатам которой было установлено нарушение обязательных норм и правил в области соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов юридических лицом АО «ЧГГК».

Так, при регистрации опасного производственного объекта Рудник «Купол» (регистрационный номер в государственном реестре опасных производственных объектов № А78-00122-0017, II класс опасности) не представлены сведения на технические устройства - главные вентиляционные установки, чем нарушены положения п. 8, п. 14 (к) Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 495; пп. 2, 5 ст. 2, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ).

Подведение итогов учебной тревоги проведено без участия представителя Ростехнадзора, чем нарушены п. 27 «Инструкции по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий»; абз. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ.

Дата совершения административного правонарушения: 5 апреля 2019 года 11 час. 00 мин. (акт проверки от 19 апреля 2019 года № А-А78-25).

Место совершения правонарушения: Чукотский автономный округ, Анадырский район, месторождение «Купол».

Оставляя постановление должностного лица административного органа без изменения, судья городского суда признал установленным факт нарушения Обществом требований промышленной безопасности, выразившегося в непредставлении АО «ЧГГК» в адрес Дальневосточного Управления Ростехнадзора данных о технических устройствах опасного производственного объекта Рудник «Купол»: главной вентиляционной установки модели находящейся на поверхности Южного портала, и главной вентиляционной установки модели находящейся на поверхности Северного портала, которые являются техническими устройствами, применяемыми при эксплуатации опасного производственного объекта.

При этом судья суда первой инстанции признал заслуживающими внимания доводы АО «ЧГГК» об отсутствии вины в подведении итогов учебной тревоги без участия представителя Ростехнадзора, поскольку в постановлении заместителя руководителя ФИО2 от 8 мая 2019 года отсутствует описание события в данной части правонарушения и не приведены доказательства вины Общества в данном нарушении.

В части выводов об отсутствии вины АО «ЧГГК» в нарушении требований промышленной безопасности при проведении подведения итогов учебной тревоги без участия представителя Ростехнадзора, решение судьи Анадырского городского суда не обжалуется, в связи с чем отсутствуют основания для оценки решения судьи в данной части при рассмотрении настоящей жалобы.

Согласно абзацу 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с пп. 2, 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371, регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 10, подпунктом 1 (к) пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 495 (зарегистрирован в Минюсте России 22 февраля 2017 года № 45760), отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с данными Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет, в том числе, анализ документации на технические устройства, используемые на объекте. На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация обобщает сведения, характеризующие опасный производственный объект. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему необходимые для формирования и ведения государственного реестра документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие, в том числе, наименование, тип, марку, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.

В силу ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Согласно письму начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 20 июля 2016 года № 02-00-14/13164, при рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования необходимо брать в расчёт всё оборудование (технические устройства), эксплуатация которого даёт признаки опасности, обусловленные перечисленными в приложении 1 в Федеральному закону № 116-ФЗ. В сведения, характеризующие опасный производственный объект, вносится информация, в том числе, о наименовании и характеристиках входящего в состав опасного производственного объекта оборудования (технических устройствах), эксплуатация которого даёт признаки опасности, обусловленные перечисленными в приложении № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (т. 1, л.д. 230-231).

Разъяснения о том, что в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, должны быть указаны все технические устройства, обладающие признаками опасности в соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, даны также в письме начальника Правового управления Ростехнадзора от 25 апреля 2018 года № 11-00-15/4914 (т.1, л.д. 232).

Исходя из анализа приведённых выше нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, и учитывая приведённые разъяснения, внесению в сведения, характеризующие опасный производственный объект, подлежат только те технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, которые наделяют объект признаками опасности и использование которых в силу требований приложения 1 к Закону позволяет относить объект к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Принимая во внимание, что технические устройства – главные вентиляционные установки не обладают признаками опасности и их эксплуатация также не наделяет объект признаками опасности в соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, у АО «ЧГГК» отсутствовала обязанность по внесению сведений о них, в сведения, характеризующие опасный производственный объект Рудник «Купол», а, следовательно, невнесение указанных сведений не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда о виновности АО «ЧГГК» в совершении вменяемого административного правонарушения нельзя признать правильным, в связи с чем обжалуемое решение судьи и постановление должностного лица административного органа подлежат отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Анадырского городского суда от 17 октября 2019 года и постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 от 8 мая 2019 года № 19, постановленные в отношении акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалобу акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания» удовлетворить.

Судья суда Чукотского

автономного округа С.А. Принцев