ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/19 от 25.02.2019 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Дело № 12-70/2019

РЕШЕНИЕ

25 февраля 2019 года г.Тула

Судья Центрального районного суда г. Тулы Ковальчук Л.Н.,

с участием:

от Государственной жилищной инспекции Тульской области – ФИО1;

заявителя жалобы ФИО2,

защитника ФИО2 – Аксеновой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления жилищной инспекции от 26.12.2018 N 134 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

установил:

по жалобе жильцов многоквартирного жилого дома на нарушение температурного режима в жилых помещениях, жилищной инспекцией с привлечением специалистов Управления по городскому хозяйству администрации города Тулы, управляющей компании ООО УК «Восход» проведена проверка по вопросам соблюдения жилищного законодательства в многоквартирном доме N <адрес>

В ходе проверки выявлены нарушения нормативного уровня (температуры) обеспечения населения в отопительный сезон ресурсоснабжающей организацией АО «Тулатеплосеть», осуществляющей поставку коммунальной услуги по теплоснабжению указанного жилого дома, что отражено в акте от дата По результатам проверки должностным лицом жилищной инспекции Тульской области составлен протокол об административном правонарушении от дата о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного инженера АО «Тулатеплосеть» ФИО2 По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя жилищной инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от дата, которым ФИО2 привлечен к административной ответственности по статье 7.23 КоАП в виде штрафа в размере пятьсот рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратился в Центральный районный суд с жалобой на указанное постановление. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления, поскольку при проведении проверки качества коммунальной услуги установлено, что температура воздуха в квартирах №<адрес> соответствовала установленным нормативным нормам +18 градусов С, и нарушение в виде ненадлежащего качества коммунальной услуги отсутствует. Требование по подаче теплоносителя не ниже предусмотренного температурным графиком может привести к превышению максимально допустимой температуры в квартире, что повлечет значительное увеличение платы за отопление и жалобы жителей на перерасчет платы в связи с большими суммами начислений. Также основанием для отмены заявитель жалобы полагал то обстоятельство, что законодательством не установлена обязанность теплоснабжающей организации поддерживать температуру теплоносителя на границе разграничения балансовой принадлежности с потребителем по температурному графику источника (котельной) тепловой энергии. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и подпункта «» пункта 10, подпунктом «Ж» пункта 22 и подпунктами «а» и «ж» пункта 24 требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, температурный график утверждается вместе со схемой теплоснабжения только для источника тепловой энергии, т.е. котельной и определить нарушение температуры теплоносителя по температурному графику для котельной на границе раздела балансовой принадлежности невозможно по причине удаленности источника и теплопотерями на протяжении теплотрассы. Кроме того, заявитель жалобы указал, что действующим законодательством не предусмотрено императивное требование в отношении температуры подаваемой сетевой воды в системах отопления, поскольку Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 27.09.2003 № 170, СНиП 23.01.99 «Строительная климатология» и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» являются рекомендуемыми, не носят обязательного характера и за их несоблюдение не может наступать административная ответственность и указанные нормы применяются в правоотношениях, связанных с проектированием и строительством зданий.

При рассмотрении жалобы ФИО2 и его защитник Аксенова Е.Л. доводы жалобы поддержали по указанным в ней основаниям.

Представитель Государственной жилищной инспекции Тульской области ФИО1 с доводами жалобы не согласился, указав, что несоблюдение температурного графика теплоносителя на вводе в жилой дом на подающем трубопроводе и на обратном трубопроводе, что было установлено дата образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку является предоставлением потребителям услуг, не соответствующих по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя жалобы, защитника, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя административного органа, нахожу постановление Государственной жилищной инспекции Тульской области не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.

Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей; на юридических лиц - в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются права граждан - потребителей коммунальных услуг, непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила представления коммунальных услуг) под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Под потребителем коммунальных услуг понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе подготовку к сезонной эксплуатации (пункт 1.8). Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1).

Федеральным законом N 190-ФЗ также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Часть 3 статьи 23 указанного Федерального закона возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

Разработка и утверждение схем теплоснабжения производятся в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", Приказом Минэнерго России N 565, Минрегиона России N 667 от 29.12.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения".

В свою очередь схема теплоснабжения должна содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения (п. 7 ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 190-ФЗ).

Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" предусматривает, что регулирование параметров теплоносителя тепловых сетей обеспечивает поддержание заданного давления и температуры теплоносителя в контрольных пунктах. Допускается отклонение температуры теплоносителя от заданных значений при кратковременном (не более 3 ч) изменении утвержденного графика, если иное не предусмотрено договорными отношениями между источником тепловой энергии и потребителями теплоты (п. 15.2.2); регулирование параметров теплоносителя в тепловых сетях осуществляется автоматически или вручную путем воздействия на: работу источников и потребителей теплоты; гидравлический режим тепловых сетей, в том числе изменением перетоков и режимов работы насосных станций и теплопотребляющих энергоустановок; режим подпитки путем поддержания постоянной готовности водоподготовительных установок источников тепловой энергии к покрытию изменяющихся расходов подпиточной воды(п.15.2.3).

Доводы заявителя жалобы о том, что при проведении проверки 29.11.2018 не установлено нарушение п. 15 раздела VI приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, что подлежит оценке как отсутствие состава административного правонарушения, а также доводы, что превышение температуры воздуха выше допустимых в жилых помещениях, влечет перерасчет платы, в данном случае следует признать неосновательными, в силу следующего.

В соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с указанной нормой исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Правовые нормы, регулирующие правила теплоснабжения не предусматривают перерасчет оплаты за теплоснабжение исходя из превышения температурных показателей воздуха в жилых помещениях.

В силу п. 15 приложения N 1 к Правилам N 354, качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).

Вместе с тем, СанПин 2.1.2.2645-10, ГОСТ 30494-2011 установлено, что оптимальная температура воздуха в жилой комнате в холодный период составляет 20 - 22 °C, допустимая температура воздуха 18 - 24 °C, а в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (минус 31 °C и ниже) оптимальная температура воздуха 21 - 23 °C, допустимая температура воздуха 20 - 24 °C. Вышеуказанными СанПин и ГОСТ также установлены оптимальные и допустимые нормы температуры воздуха для других помещений.

При этом, ссылка заявителя на недопустимость применения ГОСТов, указанных в оспариваемом постановлении, неосновательна, так как ГОСТы как и Правила N 354 устанавливают требования к параметрам температуры в помещениях жилых зданий.

В силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - "правила"), исполнитель, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан предоставлять их в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

То обстоятельство, что при проведении проверки качества предоставляемой услуги по обращению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, не установлено оснований для перерасчета оплаты либо освобождения от оплаты за отопление исходя из допустимых показателей температуры воздуха, не свидетельствует об отсутствии нарушений ресурсоснабжающей организацией нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Из температурного графика отпуска тепла по котельной, осуществляющей поставку тепла в многоквартирном доме N <адрес>, следует, что при температуре воздуха -10 температура в подающей магистрали должна составлять 53,5, в обратной – 44,6, что не соответствует установленной при проверке температуре в системе на границе балансового разграничения, как следует из акта от дата что является нарушением требований Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, поскольку действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг, к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Нарушение нормативного уровня (температуры) теплоносителя в системе отопления многоквартирного жилого дома выявлено дата

Следовательно, на момент вынесения инспекцией постановления от дата срок для привлечения должностного лица общества к административной ответственности не истек.

По договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, потребителями являются непосредственно собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений (пункты 2, 6 Правил предоставления коммунальных услуг).

Представленные в материалы дела об административном правонарушении доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ.

Таким образом, приведенные заявителем жалобы доводы не основаны на материалах дела об административном правонарушении, направлены на иную оценку содержащихся в нем доказательств и подлежат оценке как выдвинутые с целью избежать административной ответственности.

Выводы должностного лица Государственной жилщной инспекции Тульской области о наличии в действиях должностного лица АО «Тулатеплосеть» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ основаны на доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО2 состава вменяемого правонарушения и прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, подлежат отклонению как неосновательные.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины должностного лица АО «Тулатеплосеть» главного инженера ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.

Вынесенное должностным лицом Государственной жилищной инспекции Тульской области постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Наказание в виде административного штрафа наложено на заявителя в размере, предусмотренном санкцией указанной частью правовой нормы, в связи с чем, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.п. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Центрального районного суда города Тулы

решил:

постановление по делу об административном правонарушении от 26.12.2018 N 134 вынесенное должностным лицом Государственной жилищной инспекции Тульской области в отношении должностного лица – главного инженера АО «Тулатеплосеть» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья