ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/20 от 02.07.2020 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 12-70/2020

УИД 33MS0059-01-2019-004506-35

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Муромского городского суда Владимирской области Филатова С.М.,

рассмотрев жалобу Попова С.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 города Мурома и Муромского района от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 города Мурома и Муромского района от 11 февраля 2020 года Попов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Попов С.А. обратился в суд с жалобой, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

В обоснование жалобы указал, что на дату совершения вменяемого ему правонарушения сроков предоставления сведений по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд за январь 2019 года он не являлся должностным лицом - председателем товарищества собственников недвижимости «....», поскольку сложил с себя данные полномочия с 31.08.2018 года, о чем уведомил ТСН «....» в письменной форме, а трудовой договор с ним был прекращен на основании приказа ТСН «....» № 2 от 31.08.2018. Единственным доказательством в соответствии с которым он признан должностным лицом ТСН «....» служит выписка из государственного реестра юридических лиц. Обязанность по внесению сведений в единый государственный реестр юридических лиц возложена на юридическое лицо ТСН «....», которое после сложения им полномочий не исполнило данную обязанность, что повлекло использование содержащейся в выписке недостоверной информации о нем как о должностном лице указанной организации.

Одновременно просит восстановить срок для подачи апелляционной жалобы, поскольку из пандемии коронавируса он не мог подать жалобу, просит исчислять срок с момента начала работы судебного участка с 13 мая 2020 года

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление поступила в суд 20 мая 2020 года. Ранее заявитель не имел возможности подать жалобу на постановление мирового судьи из-за введенного режима самоизоляции в связи с пандемией коронавируса.

Таким образом, заявителем срок на подачу жалобы пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В судебное заседание Попов С.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что с 2015 года он являлся председателем правления ТСН «....». На данную должность он был избран общим собранием. Председателем был до 31 августа 2018 года. Потом он был уволен на основании заявления.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Установлено, что Попов С.А., являясь председателем ТСН «....» (юридический адрес: ....) нарушил установленный пунктом 2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок предоставления в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, не предоставив в установленный срок - не позднее 15 февраля 2019 года сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года. Страхователь ТСН «....» предоставил в ГУ-УПФ РФ в городе Муроме Владимирской области сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года на одно застрахованное лицо в форме электронного документа 22 июля 2019 года.

03 декабря 2019 года заместителем начальнику ГУ-УПФ РФ в городе Муроме Владимирской области (межрайонное) Б. в отношении Попова С.А. составлен протокол об административном правонарушении № 6 по ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях Поповым С.А. подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом об административном правонарушении, из которого следует, что Попов С.А., являясь председателем Товарищества собственников недвижимости «....», нарушил установленный законом срок представления оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (по форме СЗВ-М) за январь 2019 года, Страхователь ТСН «....» предоставил в ГУ-УПФ РФ в городе Муроме Владимирской области сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года на одно застрахованное лицо в форме электронного документа 22 июля 2019 года,

- копией скриншота поступающих в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муроме Владимирской области документов в электронном виде, согласно которому сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года представлены Товариществом собственников недвижимости «....» 22 июля 2019 года,

- копией решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муроме Владимирской области от 10 октября 2019 года о привлечении Товарищества собственников недвижимости «....» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - за предоставление сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года 22 июля 2019 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996. N227-ФЗ,

- копиями выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой содержатся сведения о юридическом лице - Товариществе собственников недвижимости «....», согласно которым председателем с 22 октября 2015 года являлся Попов С.А., а с 3 июля 2019 года является К.., Товарищество собственников недвижимости «....» состоит на регистрационном учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муроме Владимирской области.

Привлекая Попова С.А. к административной ответственности мировой судья исходил из того, что в период (январь 2019 год) предоставления необходимых сведений Пенсионный фонд Попов С.А. являлся председателем ТСН «....», что подтверждалось выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой содержаться сведений о юридическом лице.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно протокола № 1 общего собрания собственников помещений .... от 22.10.2015 в доме было создано Товарищество собственников недвижимости «....», председателем правления избран Попов С.А.

Согласно Устава ТСН «....», утвержденного решением учредительного собрания собственников объектов недвижимости по адресу: .... протокол № 1 от 14 октября 2015 года, правление ТСН осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из его состава председателя правления, а также его заместителя, и осуществляет полномочия, не отнесенные уставом товарищества к компетенции общего собрания (п.9.1), правление товарищества избирается общим собранием из числа членов товарищества на три года в количестве не более 10-ти человек (п.9.2); председатель правления избирается на один год общим собранием. Председателем правления может быть любой гражданин г. Мурома, не являющийся членом товарищества.

22 октября 2015 года между ТСН «....» и Поповым С.А. заключен трудовой договор о принятии его на должность председателя правления.

31 августа 2018 года на основании приказа № 2 трудовой договор с Поповым С.А. расторгнут на основании его заявления.

С 03 апреля 2019 года Попов С.А. был поставлен на учет в ГКУ ВО «ЦЗН города Муром в целях поиска работы.

Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Согласно п.3 ч.2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий.

Согласно ч. 1,2,3 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Согласно ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества

Согласно Устава ТСН «....» срок полномочий председателя правления определен как 1 год. В материалах дела отсутствуют доказательства (протокол общего собрания) продления срока полномочий председателя правления. Таким образом, указанный срок истек 22.10.2016.

Согласно подпунктам "в" и "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице:

- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу положений, содержащихся в пункте 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 51 предусматривает, что лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица с фактом внесения в государственный реестр таких сведений не связаны, поскольку обусловлены иными обстоятельствами, в частности, принятием соответствующего решения компетентным органом управления товарищества собственников жилья или истечением срока, на который избирается председатель правления товарищества собственников жилья.

Невыполнение юридическим лицом обязанностей по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений на действительность самих сведений повлиять не может.

Таким образом, материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Попов С.А. на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к ответственности по настоящему делу, являлся субъектом вменяемого правонарушения, то есть председателем правления товарищества собственников недвижимости «....», допустившим нарушение сроков, установленных п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2020 года в отношении Попова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 города Мурома и Муромского района от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Попова С.А., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Попова С.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, установленном ст. ст. 30.12-30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья С.М.Филатова