ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/20 от 19.11.2020 Городищенского районного суда (Пензенская область)

12-70/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Городищенского районного суда Пензенской области Абрамова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о главы администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области Бармановой О.С. на постановление <номер> от 17.08.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.12 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области,

установил:

Постановлением заместителя начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, <номер> от 17.08.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.12 КоАП РФ исполняющая обязанности главы администрации г.Сурск Городищенского района Барманова О.С. признана виновной и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Согласно постановлению в результате проверки обращения Ч.Е.А., установлено, что Барманова О.С. осуществила незаконную перепланировку квартиры <номер> дома <номер> по ул.Мичурина в г.Сурске, поскольку в данной квартире были проведены работы шумоизоляции, в результате чего площадь квартиры уменьшилась на 0,111 кв.м. Поскольку собственником данной квартиры является муниципальное образование г.Сурск. Так же, как следует из постановления, незаконная перепланировка или переустройство (конкретное действие не отражено) произведены в многоквартирном доем в нарушение ст.26 ЖК РФ, при отсутствии согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих переустраиваемое и перепланируемое помещение на основании договора социального найма. С учетом изложенного, действия и.о. главы администрации квалифицированы по ч.2 ст.7.12 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением, Барманова О.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что работы по шумоизоляции были осуществлены ОООО «Стройкомплекс+К» во исполнение решения Арбитражного суда Пензенской области от 24.10.2019г. по делу №А49-13465/2017 по иску администрации г.Сурска к ООО «Строй-Н» об устранении недостатков строительства. При этом проведенные мероприятия по устранению недостатков по шумоизоляции жилого помещения не являются перепланировкой в предусмотренном законом понятии.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы по существу и.о. главы администрации г.Сурск Городищенского района Барманова О.С. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Санкция ч.2 ст.7.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме. Данное нарушение влечет ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что собственником квартиры <номер> дома <номер> по ул.Мичурина в г.Сурске Городищенского района Пензенской области является муниципальное образование город Сурк Городищенского района Пензенской области в лице администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.10.2019г. по делу №А49-13465/2017 по иску администрации г.Сурска к ООО «Строй-Н» об устранении недостатков строительства, исковые требования удовлетворены частично. ООО «Строй-Н» обязан в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по исправлению недостатков по шумоизоляции в квартире <номер> и <номер> дома <номер> по ул.Мичурина г.Сурска.

Работы по устранению недостатков шумоизоляции во исполнение решения Арбитражного суда произведены ООО «Стройкомплекс+К» путем уложения между квартирами <номер> и <номер> минеральной плиты толщиной 50 мм с закрытием гипсокартонном и имитацией деревянного бруса. Работы приняты актом приемки выполненных работ от 18.06.2020г.

Далее, 03.08.2020г. в ходе проверки обращения Ч.Е.А. визуальным обследованием квартиры <номер> дома <номер> по ул.Мичурина в г.Сурске специалист-эксперт Госжилстройтехинспекции Пензенской области установил, что в результате проведенных работ площадь помещения коридора данной квартиры уменьшилась на 0,111 кв.м. Данное обстоятельство явилось основанием привлечения и.о. главы администрации г.Сурска к административной ответственности по ч.2 ст.7.21 КоАП РФ.

С учетом оценки дела об административном правонарушении, анализа действующего в данной сфере законодательства, суд не соглашается с выводами должностного лица, изложенными в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.25 Жилищного Кодекса РФ переустройствопомещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Как следует из содержания обжалуемого постановления в действиях должностного лица - и.о. главы администрации г.Сурска Бармановой О.С. усмотрены мероприятия по проведению перепланировки.

Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В соответствии с положениями 1, 2, 3 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст. 26 настоящего Кодекса (ч1). Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (ч.2). Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч.3).

Вопросы перепланировки помещений регулируются специальными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.

Согласно указанным Правилам переоборудование жилых помещений может включать: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (п. 1.7.1). Проведенные в рамках исполнения решения суда мероприятия по устранению недостатков шумоизоляции не относятся к вышеприведенным.

По смыслу действующего в указанной сфере законодательства под конфигурацией жилого помещения необходимо понимать его внешние пространственные границы, размер, расположение комнат и помещений вспомогательного назначения, дверных и оконных проемов, стен. В отличие от переустройства, перепланировка жилого помещения связана именно с изменением его конфигурации. К такому изменению можно отнести перенос и разборку либо установление в квартире дополнительных перегородок (ненесущих стен), за счет чего одни комнаты в квартире могут быть уменьшены, а другие увеличены, либо число комнат может быть уменьшено или увеличено, а также устройство или перенос дверных и оконных проемов.

Переустройство и перепланировка жилого помещения в обязательном порядке требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, под которым понимается документ, содержащий выполненный в масштабе план жилого помещения, а также техническую и иную информацию о таком жилом помещении, связанную с обеспечением его соответствия установленным законом требованиям. Так, в техническом паспорте квартиры в обязательном порядке указываются год постройки здания, в котором она расположена, год его капитального ремонта, этажность здания, материал, из которого построены стены, материал внутренних перекрытий. Кроме того, технический паспорт жилого помещения содержит сведения об отделке самого помещения (наличие паркета, плитки, линолеума, окраска стен и т.п.), описание балкона или лоджии и другие технические характеристики.

От переустройства и перепланировки жилого помещения следует отличать некоторые виды ремонтных работ, выполнение которых не требует внесения изменений в его технический паспорт. Ремонт жилого помещения подразумевает проведение внутренних или внешних строительных и отделочных работ без изменения конфигурации помещения, его инженерных систем и (или) оборудования. Так, не признаются перепланировкой и переустройством и не требуют никаких согласований следующие ремонтные работы: "косметический ремонт", в том числе с заменой отделочных покрытий стен, полов, потолков (например, изменение их цвета и материала покрытия); устройство (разборка) встроенной мебели (шкафов, антресолей, не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету); замена инженерного, сантехнического оборудования и электрических приборов (в т.ч. вышедших из строя) аналогичным по параметрам (без перестановки); замена деревянных окон на пластиковые, замена дверей (входной и межкомнатных); перестановка бытовых напольных электроплит в пределах кухни и другие.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, мероприятия по устранению недостатков шумоизоляции, проведенные в рамках исполнения решения Арбитражного суда не являют собой незаконную перепланировку жилого помещения. Следовательно, в действиях и.о. главы администрации г.Сурска не содержится состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.21 КоАП РФ.

Необоснован вывод, сделанный в постановлении о том, что предусмотренный п.5 ч.2 ст.26 ЖК РФ документ (согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих переустраиваемое и перепланируемое помещение на основании договора социального найма) был необходим при проведении работ по устранению недостатков шумоизоляции. Так, на момент устранения недостатков указанная квартира не была никому предоставлена по договору социального найма.

Кроме того, устранение недостатков строительства, связанных с ненадлежащей шумоизоляцией жилого помещения решением суда возложено на ответчика - ООО «Строй-Н», за счет последнего, как на застройщика многоквартирного жилого дома в период гарантийного срока в течение которого обнаружены недостатки устройства шумоизоляции. Таким образом проведение работ по усилению межквартирной перегородки не являлось инициативой собственника жилого помещения, а было обусловлено исполнением судебного акта.

На основании изложенного, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу и.о. главы администрации г.Сурска Городищенского района Пензенской области Бармановой О.С. удовлетворить, постановление <номер> от 17.08.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.12 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в порядке ст.30.2-30.8 КоАП РФ.

Судья: Н.В.Абрамова.