дело № 12-70/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Уськова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Пушкаревой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кировской области № 02-49/02-18 от 10.01.2018, вынесенном по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителем руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области № 02-49/02-18 от 10.01.2018, ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» (далее ОАО «КЗОЦМ») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нарушение требований по охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение.
В жалобе, направленной в Октябрьский районный суд г. Кирова представитель ОАО «КЗОЦМ» ФИО1, просит признать недействительным (незаконным) постановление № 02-49/02-18 от 10.01.2018, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывают на необъективность вынесенного постановления от 10.01.2018, поскольку контролирующим органом не доказан факт совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований по охране водного объекта, в частности в сбросе загрязняющих веществ меди, цинка и нефтепродуктов в ливневую канализацию, а как следствие в сбросе сточных вод на рельеф местности, а в дальнейшем в р. Вятка.
Так, ОАО «КЗОЦМ» является не единственным предприятием, которое в ходе своей деятельности осуществляет выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ как оксид меди, оксид цинка, а также образует нефтесодержащие отходы, поскольку на спорной территории осуществляют свою хозяйственную деятельность иные предприятия. Иной информации управление не предоставило и не доказало. Вместе с тем, ОАО «КЗОЦМ» постоянно осуществляет мероприятия, направленные на предотвращение попадания загрязняющих веществ на рельеф местности р. Вятка.
Управление так же не предоставило документы, подтверждающие конкретные случаи попадания загрязняющих веществ меди, цинка и нефтепродуктов в ливневую канализацию завода, в том числе и в период, предшествующий обращению и в период рейдовых осмотров. Указанный вывод Управления носит предположительный характер и не подтвержден документально. Не подтвержден также вывод Управления о том, что канализационная система ОАО «КЗОЦМ» в период таяния снега была переполнена и произвела аварийный сброс на рельеф местности, поскольку аварийных сбросов у ОАО «КЗОЦМ» в 2017 г. не зафиксировано.
Также исходя из сведений, предоставленных МКУ «Архитектура», следует, что обнаруженные превышенные нормативны ПДК высшей категории водного объекта р. Вятка из колодца между сл. Б. Скопино и д. Савичи не могут быть связаны с деятельностью ОАО «КЗОЦМ», поскольку указанная ливневая канализационная сеть с деятельностью завода не связана.
Более того, 09.10.2017 сотрудниками службы отдела охраны окружающей среды ОАО «КЗОЦМ» обнаружен водоем в пойменной части р. Вятка, впадающий в реку, со следами загрязнения нефтепродуктами, на поверхности обнаружена нефтяная пленка. Следовательно, источником загрязнения мог стать и данный водоем. Полагали, что контролирующим органом не произведен полный и всесторонний осмотр территории вблизи взятия проб, не определен круг лиц, деятельность которых могла повлиять на окружающую среду.
Полагали, что материалы административного дела не содержат доказательств события и состава вменяемого обществу административного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства, представители ОАО «КЗОЦМ» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, просили жалобу удовлетворить. Дополнительно пояснили суду, что Управлением Роприроднадзора не представлены доказательства того, что ОАО «КЗОЦМ» в 2017 г., в том числе и в период проверки, осуществляло сбросы загрязняющих веществ меди и цинка в р. Вятка с превышением ПДК, канализационная система завода не имеет плотности, в проверяемый период имелись переполнения канализационной системы и аварийные сбросы. Фактически не установлены источники формирования сточных вод, поступающих в затопленную пойму р. Вятка в р. д. Савичи между сл. Б. Скопино и промплощадки ООО «Горняк и Ко» Октябрьского района г. Кирова. Просили суд не принимать во внимание экспертное заключение, выданное испытательной лабораторией по Кировской области филиал «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», поскольку данное учреждение произвело исследование проб почвы вне диапазона измерений методики и области аккредитации, а также в ряде проб почвы определено содержание кислоторастворимых форм цинка и меди, а также произведено их сравнение с ПДК подвижных форм цинка и меди, что не допустимо.
ФИО2 указала, что выявленные на территории ОАО «КЗОЦМ» следы нефти, участки дороги с разливом нефтепродуктов, засыпанные песком у склада масел, не являются нарушением норм по охране окружающей среды, относятся к рабочему процессу и не могут быть причиной загрязнения р. Вятка.
Представители Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, просили оставить жалобу без удовлетворения. Дополнительно пояснили, что проверка действующего законодательства по охране водных объектов была проведена Управлением по обращению гражданина на дежурный телефон Управления о наличии маслянистых пятен на реке Вятка в районе нового моста. 12.09.2017 оперативной группой в составе государственных инспекторов Управления, специалистов филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в ходе рейдового осмотра река был произведен осмотр акватории, отбор проб поверхности воды реки, установлены координаты точек отбора проб. По результата государственного аналитического контроля проб воды установлено превышение нормативов ПДК р/х вышей категории р. Вятка по содержанию нефтепродуктов, что не соответствует нормативам качества воды при сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения. Превышение допустимых норм в значительном количестве указывает, что сброс вод производит предприятие ОАО «КЗОЦМ», осуществляющее производство и реализацию проката цветных металлов в указанном районе г. Кирова.
Согласно выводам, сделанным в заключениях экспертной организации филиал «ЦЛАТИ по Кировской области «ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», следует, что в пробах поверхностной воды р. Вятка и пробах сточной воды, поступающей в р. Вятка в районе промливневого коллектора между сл. Б. Скопино и д. Савичи и в водостоке, вытекающем по склону со стороны СТ «Металлург-1», выходящих из промышленной зоны ОАО «КЗОЦМ» выявлено превышение нормативов ПДК р/х р. Вятка по содержанию нефтепродуктов, цинка (растворимая форма), меди (растворимая форма), что не соответствует нормативам качества воды при сбросе сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения.
Уровень загрязнения проб почвы медью и цинком, отобранных и исследованных специалистами колеблется от очень высокого до сильного, в том числе проб, отобранных на территории зоны завода, у канализационного колодца городской коллектор на территории ОС ОАО «КЗОЦМ», как очень высокий пятый.
Единственным предприятием, которое в ходе своей деятельности осуществляет в атмосферу выброс загрязняющих веществ: оксиды меди и цинка, и образует нефтесодержащие отходы, в объеме более 1 тонны является ОАО «КЗОЦМ».
Согласно информации ФГБУ «ТФГИ по Кировской области», уклон местности от границы территории завода направлен в сторону р. Вяткам с ярко выраженным перепадом высот на склоне.
Учитывая наличие загрязняющих веществ цинка, меди и нефтепродуктов в промливниевых стоках предприятия, а также в водотоках, поступающих в р. Вятка, в почве на территории предприятия по содержанию которых отобранные образцы характеризуются, как высоким уровнем загрязнения, Управление сделало вывод, что потенциальным источником загрязнения воды, являются промливниевые стоки, поступающие с территории ОАО «КЗОЦМ», попадающие в очистные сооружения завода, а в дальнейшем в грунтовые воды, выходящие на левом пойменном склоне р. Вятка. Образующие водотоки со стороны д. Савичи и со стороны СТ «Металлург-1», по руслам которых загрязняющие вещества поступают в р. Вятку и откладываются в почве и донных отложениях.
Суд, выслушав стороны, специалистов филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» Ш. и С., изучив доводы жалобы, проверив административное дело № 12-70/2018, административные материалы № 02-02/467-17 в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, приходит к тому, что действия ОАО «КЗОЦМ» верно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что ОАО «КЗОЦМ» нарушило требования водного законодательства РФ, а именно: ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные нарушения выявлены в период с 12.09.2017 по 23.11.2017 в рамках проведенной Управлением Росприроднадзора по Кировской области внеплановой выездной проверки (федеральный государственный экологический надзор), в том числе и оп обращению на дежурный телефон Управления от 12.09.2017 и сообщениям в СМИ от 12.09.2017 о наличии пятен нефтепродуктов на р. Вятка в районе нового моста в 15 км ниже по течению реки в водозаборных сооружениях г.Кирова.
По результатам исследований проб поверхностной воды р. Вятка и проб почвы в точках отбора, в том числе на территории ОАО «КЗОЦМ», а также по пойменному склону и в пойме р. Вятка в районе д. Савичи и сл. Б. Скопино, в районе промплощадки ООО «Горняк и Ко», выходящих из промышленной зоны предприятий, занимающихся, в том числе обработкой цветных металлов,, выявлено превышение нормативов ПДК р/х высшей категории р. Вятка по содержанию нефтепродуктов, что не соответствует нормативам качества воды при сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения. В сточной воде, поступающей в р. Вятка из промливниевого коллектора в районе д. Савичи между сл. Б. Скопино и промышленной площадкой ООО «Горняк и Ко», в водотоках, вытекающих по левобережному склону со стороны д. Савичи и СТ «Металлург-1», выходящих из промзоны ОАО «КЗОЦМ» выявлено превышение нормативов ПДК р/х высшей категории р. Вятка по содержанию загрязняющих веществ: нефтепродуктов, цинка, меди.
Наличие и высокое содержание загрязняющих веществ цинка, меди и нефтепродуктов установлено и в промливниевых стоках предприятия, в исследованных пробах сточной воды, в колодцах промливниевой канализации на территории предприятии, иных точках отбора.
Наличие загрязняющих веществ цинка, меди и нефтепродуктов в промливниевых стоках ОАО «КЗОЦМ», их наличие в вышеуказанных водотоках, поступающих в р. Вятка, в почве на территории предприятия, по содержанию которых отобранные образцы почвы характеризуются высоким уровнем загрязнения, в почве по пойменному склону и в пойме р. Вятка, донных отложениях водотока, протекающего по пойме, позволили сделать контролирующему органу верный вывод, что потенциальным источником загрязнения, является деятельность ОАО «КЗОЦМ», в ходе которой не соблюдаются номы действующего законодательства об охране окружающей среды, в том числе водное законодательство.
Виновность ОАО «КЗОЦМ» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении должностного лица административного органа доказательствами, включая протокол об административном правонарушении, акты отбора проб, акты осмотров территорий, протоколы отбора обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы результатов испытаний проб сточной воды и проб почвы, протоколы взятия проб и образцов, акт проверки N 02-02/158-17 от 23.11.2017, экспертные заключения и иные доказательства, которые получены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих соответствующий этап проверочных мероприятий, и которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы должностными лицами административного органа. Всем доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка, основанная на объективно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы о наличии иных предприятий промышленного характера, осуществляющих выброс в атмосферу вышеуказанных загрязняющих веществ, в том количестве, которое выявлено административным органом и специалистами филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения материалов административного дела, опровергнуты исследованными доказательствами и объяснениями сторон.
Суд так же не находит состоятельными доводы представителей ОАО «КЗОЦМ» об отсутствии полномочий у филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по исследованию проб воды и почвы, в рамках настоящего дела, а как следствие незаконность экспертных заключений, выполненных данными специалистами, поскольку они основаны на неверном толковании норм процессуального и материального права. Выводы административного органа основаны не только на вышеуказанных заключениях экспертов и специалистов, а также на исследовании иных доказательств по делу, согласующихся друг с другом и подтверждающих виновность ОАО «КЗОЦМ».
При настоящем рассмотрении жалобы правильность выводов должностного лица административного органа не опровергнута. Доводы жалобы направлены на переоценку указанных выводов, оснований для которой не нахожу по вышеуказанным основаниям.
Каких-либо новых доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы опровергали или ставили под сомнение факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы относительно того, что административным органом не установлено превышение нормативов допустимых сбросов, противоречат материалам дела и основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водного кодекса РФ и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы нормативов допустимого воздействия на водные объекты, включая допустимые концентрации загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов.
Иные доводы жалобы на законность состоявшихся актов не влияют и не влекут их отмену.
Требования ст. 4.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа соблюдены, выводы о назначении наказания в виде штрафа в постановленном размере мотивированы.
При назначении административного наказания юридическому лицу с достаточной полнотой учтены характер совершенного административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, иные обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания.
В связи с этим, доводы жалобы не являются основанием для изменения состоявшегося постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области № 02-49/02-18 от 10.01.2018, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов», - оставить без изменения, а жалобу ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 дней.
Судья А.Н. Уськова