ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/2022 от 12.08.2022 Грязинского городского суда (Липецкая область)

УИД 48RS0004-01-2022-000840-46 Дело № 12-70/2022

Р Е Ш Е Н И Е

12 августа 2022 года г. Грязи

Судья Грязинского городского суда Липецкой области Бизина Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ЧСЗ-Липецк» на постановление № от 12 мая 2022 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк ФИО6 по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № от 12 мая 2022 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк ФИО7 юридическое лицо ООО ЧСЗ-Липецк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано виновным в нарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.

ООО «ЧСЗ-Липецк» обратилось с жалобой на указанное постановление, указывая, что в период с 8 февраля 2022 года по 28 февраля 2022 года должностными лицами Центрально-черноземного межрегионального управления Росприроднадзора была проведена выездная проверка в рамках проведения плановых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства в отношении юридического лица ООО «ЧСЗ-Липецк», по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 28 февраля 2022 года, в котором отражены сведения о результатах проверки, а также выдано предписание № об устранении выявленных нарушений от 28 февраля 2022 года. ООО «ЧСЗ-Липецк», не согласившись с результатами проверки, обратилось с жалобой на акт и предписание, также просили приостановить исполнение предписания на период рассмотрения жалобы. 31 марта 2022 года заместителем руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО8 принято решение № о рассмотрении жалобы на акт проверки, которым жалоба удовлетворена частично: учтены и исключены из акта проверки замечания по п.24-25. 16 мая 2022 года решением судьи Грязинского городского суда Липецкой области были удовлетворены, признаны незаконными действия должностных лиц и отменены полностью акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 № , предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г. № Л, а также решение о рассмотрении жалобы на Акт проверки № от 28.02.2022 г. (учетный номер КНМ: ) от 31.03.2022 г. №

Дополнительно указали, что ООО «ЧСЗ –Липецк» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду, категория риска значительная – 3. На момент актуализации прграммы производственного экологического контроля ООО «ЧСЗ-Липецк» в хозяйственной деятельности не были образованы отходы «Фильтры рукавные из натуральных и синтетических волокон, загрязненные неорганическими нерастворимыми минеральными веществами» и «бумажные шпули» (без покрытия и пропитки) утратившие потребительские свойства», ввиду чего и не были отражены в разделе 4 «Сведения об инвентаризации отходов и потребления», ссылаясь на п. 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018г №74, указали что указанные отходы составили менее 10 % и не должны были быть указаны.

В судебном заседании представители ООО «ЧЗС-Липецк» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, подержали доводы жалобы, дополнительно пояснили, что нарушен порядок проведения проверки, ссылаясь на нарушение сроков уведомления о начале проверки, нарушение сроков проверки, а также представили расчет, подтверждающий, что «Фильтры рукавные из натуральных и синтетических волокон, загрязненные неорганическими нерастворимыми минеральными веществами» составляют 0,09 т. отходов, «бумажные шпули» (без покрытия и пропитки) составляют 3,66 т отходов, всего за 2021г 27715,846 тонн отходов, следовательно, «Фильтры рукавные» составляют 0,00032% отходов, а «бумажные шпули» 0,01%. Также пояснили, что директор ООО «ЧСЗ –Липецк» указал в объяснениях, что допущена техническая ошибка, ввиду того, что он не владел полной информацией на момент написания объяснения.

Представитель заинтересованного лица Центрально-черноземного межрегионального управления Росприроднадзора на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, в пояснениях указал, что в Постановлении №119 от 12.05.2022г. указание на п.1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018г №74 следует исключить, ввиду того, что в Постанволении №119 о привлечении к административной ответственности ООО «ЧСЗ-Липецк» оценка п.1 указанного приказа не давалась. При вынесении Постановления №119 от 12.05.2022г. должностное лицо руководствовалось п.6 Приказа Минприроды России от 28.02.2018г №74, согласно которому раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать: сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Должностное лицо указало, что не полностью отраженная информация в программе производственного экологического контроля свидетельствует о бездействии юридического лица в части учета указанных отходов в программе производственного экологического контроля (п.6), а в неисполнении юридическим лицом обязанности по корректировке программы (п. 1)

Выслушав объяснения представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

ООО «ЧСЗ-Липецк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность по адресу: .

При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности ООО «ЧСЗ-Липецк» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду – Промплощадка ООО «ЧСЗ-Липецк» (код объекта 41-0148-002021 П, 1 категория негативного воздействия, категория риска – значительная (3), ими получено свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду от 11.01.2020 № ЕК5F1SUV, имеется разрешительная документация.

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора на 2022 год № , утвержденным 15.12.2021, и размещенным в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», было принято решение от 03.02.2022 № о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк».

По результатам проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в 09.00 ч. 28.02.2022 составлен акт плановой выездной проверки № 145/п/Л, в котором, среди прочего, в форме таблицы, отражены выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в количестве 26 пунктов.

По результатам проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора ООО «ЧСЗ-Липецк» также выдано предписание № об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022, в котором предписано устранить нарушения в количестве 26 пунктов, нумерация и описание (существо) которых соответствует нарушениям, отраженным в акте плановой выездной проверки № от 28.02.2022.

ООО «ЧСЗ-Липецк» не согласилось с результатами проверки, обратившись 11.03.2022 к руководителю Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора с жалобой на акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 № и предписание № 145/п/Л об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022.

Заместителем руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО3 по результатам рассмотрения этой жалобы 31.03.2022 г. принято решение № 30/Л о рассмотрении жалобы на Акт проверки № от 28.02.2022, учетный номер КНМ:

Данным решением жалоба ООО «ЧСЗ-Липецк» на акт проверки от 28.02.2022 № , с учетом принятых замечаний, удовлетворена частично; замечания по п. 24-25 учтены и исключены из акта проверки № от 28.02.2022.

Не согласившись с решением ООО «ЧСЗ-Липецк» обратилось с административным с иском в суд.

Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 16.05.2022г признаны незаконными действия (бездействие) должностных лиц Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, совершенные в рамках проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» на основании с решения о проведении плановой выездной проверки от 03.02.2022 г. № , отменены принятые Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акт плановой выездной проверки от 28.02.2022 г. № , предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2022 г. № , а также решение о рассмотрении жалобы на Акт проверки № от 28.02.2022 г. (учетный номер КНМ: ) от 31.03.2022 г. № . Решение не вступило в законную силу.

Вместе с тем, само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

На основании п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

На основании п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля (приложение N 1) (далее - Требования) и Порядок и сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (приложение N 2) (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1 Требований Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В силу п. 1 Порядка отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности (п. 2 Порядка).

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении (п. 3 Порядка).

Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889) (п. 4 Порядка).

Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем (п. 5 Порядка).

Судом установлено, что при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности ООО «ЧСЗ-Липецк» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду – Промплощадка ООО «ЧСЗ-Липецк» (код объекта 41-0148-002021 П, 1 категория негативного воздействия, категория риска – значительная (3).

Согласно п.6 Приказа Минприроды России от 28.02.2018г №74 Раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать: сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (Федеральный классификационный каталог отходов формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

Предприятием разработана и утверждена директором 05.08.2021 Программа производственного экологического контроля ООО «ЧСЗ-Липецк», которая содержит раздел 4 «сведения об инвентаризации отходов».

В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021г., в отчете 2 –ТП (отходы) за 2021г. направленные юридическим лицом в Росприроднадзор, указаны отходы «Фильтры рукавные» и «бумажные шпули».

Данные отходы не отражены в Программе производственного экологического контроля ООО «ЧСЗ-Липецк», утвержденной директором 05.08.2021г.

Факт совершения юридическим лицом правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, объяснениями директора ООО «ЧСЗ-Липецк» в протоколе об административном правонарушении о допущенной технической ошибке, Программой производственного экологического контроля ООО «ЧСЗ-Липецк» утверждённой директором от 18.03.2022г., Программой производственного экологического контроля ООО «ЧСЗ-Липецк» утвержденной 05.08.2021г., декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021г., отчетом 2 –ТП (отходы) за 2021г., а также другими доказательствами.

Вывод должностного лица о наличии в бездействии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалобы и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Также судом установлено, что по состоянию на 18.03.2022г. юридическим лицом разработана и утверждена Программа производственного экологического контроля ООО «ЧСЗ-Липецк», в которой уже включены отходы «Фильтры рукавные» и «бумажные шпули».

Довод жалобы о том, что п.1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018г №74 предусмотрено, что в случаях превышения более чем на 10% объёма выбросов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений, основан на неверном толковании норм права, ввиду того, что субъективная сторона правонарушения выражается в бездействии в части учета указанных отходов в Программе производственного экологического контроля, что свидетельствует о неполноте информации, отраженной в Программе.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, не усматривается.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств. Между тем обстоятельства, на основании которых должностное лицо основал свои выводы, приведенные в постановлении, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, а потому не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица.

Вместе с тем, суд находит постановление в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» подлежащим изменению в части размера назначенного наказания, наказание назначено в виде штрафа в размере 70000 руб. (максимальное наказание предусмотрено 80 000 руб.) при этом указано в постановлении на отсутствие отягчающих обстоятельств.

Положением ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается вынесение решения об изменении постановления, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом конкретных обстоятельств дела, тяжести совершенного правонарушения, суд считает необходим изменить размер назначенного ООО «ЧСЗ-Липецк» наказания, определив минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ – то есть в размере 20 000 руб., поскольку это не усиливает административное наказание и не ухудшает положение ООО «ЧСЗ-Липецк».

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Изменить постановление № от 12 мая 2022 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк ФИО4 по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк», снизить размер административного штрафа до 20 000 руб.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО «ЧСЗ-Липецк» - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.А. Бизина