57RS0023-01-2022-001511-02
Дело №12-70/2022
РЕШЕНИЕ
25 мая 2022 года г.Орел
Судья Советского районного суда города Орла Михеева Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу администрации г. Орла на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО1 № 155/21/57024-АП от 30.12.2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Орла обратилась в суд с жалобой на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО1 № 155/21/57024-АП от 30.12.2021 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В обоснование доводов указала, что обжалуемым постановлением администрация г.Орла признана виновной в совершении указанного административного правонарушения и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за неисполнение заявителем содержащегося в исполнительном документе требования об обязании администрации г. Орла принять на учет и предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения на состав семьи один человек, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 года №727-ОЗ (в ред.Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ, с изм. от 30.11.2017 года).
23.06.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области возбуждено исполнительное производство № 50096/21/57024-ИП в отношении должника администрации г.Орла.
30.07.2021 заявитель обращался за отсрочкой исполнения решения суда. Определением суда от 09.08.2021 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
30.08.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора.
Решением Советского районного суда г.Орла от 16.11.2021 года заявитель освобождён от уплаты исполнительского сбора.
Законом Орловской области от 04.12.2020 года №2537-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год для МО «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, которые были освоены в порядке, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам проведенных в 2021 году электронных процедур заключены 8 муниципальных контрактов с ПАО «Орелстрой» на приобретение в муниципальную собственность 43 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 6 муниципальных контрактов с физическими лицами на приобретение 6 жилых помещений.
После государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения, перевода их в специализированный жилищный фонд и закрепления в оперативное управление МКУ «Жилищное управление г.Орла», квартиры будут предоставлены во исполнение судебных решений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Утверждает, что таким образом администрацией г.Орла предприняты все меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в связи с чем считает, что в действиях администрации г.Орла отсутствует вина в совершении административного правонарушения. Просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении № 140/21/57024-АП от 30.11.2021 по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание явилась представитель заявителя ФИО3, подержала доводы, изложенные в жалобе
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, судом извещались.
Исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
Решением Советского районного суда г.Орла от 18.03.2021 исковые требования ФИО2 удовлетворены: на администрацию г.Орла возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение в городе Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона №727-ОЗ.
Апелляционным определением Орловского областного суда от 09.06.2021 решение Советского районного суда г.Орла от 18.03.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации города Орла без удовлетворения.
23.06.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области возбуждено исполнительное производство № 50096/21/57024-ИП в отношении должника администрации г.Орла.
30.07.2021 заявитель обращался за отсрочкой исполнения решения суда. Определением суда от 09.08.2021 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
30.08.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора.
29.11.2021 года в отношении администрации г.Орла составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Постановлением от 30.12.2021 № 155/21/57024-АП администрация г.Орла привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Положения части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В силу статьи 113 указанного Федерального закона в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Данная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принимая постановление о привлечении должника к административной ответственности, начальник МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 пришла к выводу, что обстоятельств, объективно препятствующих выполнению законного требования судебного пристава, установлено не было.
В соответствии с действующим законодательством оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
По данному делу установлено, что администрацией г.Орла принимались все зависящие от нее меры для исполнения решения суда.
Законом Орловской области от 04.12.2020 года №2537-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год для МО «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, которые были освоены в порядке, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам проведенных в 2021 году электронных процедур заключены 8 муниципальных контрактов с ПАО «Орелстрой» на приобретение в муниципальную собственность 43 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 6 муниципальных контрактов с физическими лицами на приобретение 6 жилых помещений.
После государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения, перевода их в специализированный жилищный фонд и закрепления в оперативное управление МКУ «Жилищное управление г.Орла», квартиры будут предоставлены во исполнение судебных решений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства подтверждены документами, приложенными к материалам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), в том числе обеспечение жильем, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судья полагает, что у администрации г.Орла имелись объективные обстоятельства, препятствующие исполнению требований исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела усматривается, что предоставленных муниципальному образованию «Город Орел» из областного бюджета денежных средств было недостаточно для исполнения администрацией г.Орла решения суда, вынесенного в пользу ФИО2 При этом администрацией г. Орла принимались надлежащие меры к получению необходимого финансирования.
При изложенных обстоятельствах судья полагает, что решение суда о предоставлении взыскателю жилого помещения, а равно требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнено администрацией г. Орла по независящим от нее обстоятельствам, при этом ею предпринимались реальные меры для его исполнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые позволили бы сделать вывод о бездействии администрации г.Орла, осуществляющей деятельность, исходя из размера доведенных лимитов финансирования.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, вина администрации г.Орла в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения и пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 от 30.12.2021 в отношении администрации г. Орла по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях администрации г.Орла состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу администрации г.Орла на постановление о привлечении к административной ответственности удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО1 № 155/21/57024-АП от 30.12.2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд непосредственно или через Советский районный суд г. Орла в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Михеева