ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/2022 от 28.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь

Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Федоров О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу представителя ОАО «Урожайное» Мелконян Е.А. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронкова В.В. №06-15/18/488-01 от 12 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Урожайное»,

УСТАНОВИЛ:

Обжалуемым постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронкова В.В. №06-15/18/488-01 от 12 января 2022 года ОАО «Урожайное» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «Урожайное» Мелконян Е.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В судебном заседании представитель ОАО «Урожайное» Мелконян Е.А.

доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили письма, поступившие в адрес Управления из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (исх. от 08.06.2021 № 04/10-5544) и Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (исх. от 17.06.2021 № 01-18а/2916), в которых сообщалось, что в соответствии с договорами аренды от 22.06.2020, а также актами приема-передачи от 22.06.2020, заключенными между Администрацией Новоалександровского городского округа (арендодатель) и ЗАО «Красная Заря» (арендатор) земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26<номер обезличен> предоставляются арендатору в аренду сроком на 10 лет.

Однако, с момента подписания вышеуказанных договоров и актов приема-передачи переданные в аренду участки фактически заняты прежним арендатором - ОАО «Урожайное», которое незаконно их использует для производства сельхозпродукции.

По данному факту прокуратурой Новоалександровского района совместно с Новоалександровским отделом управления Росреестра по Ставропольскому краю 14.04.2021 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой в действиях ОАО «Урожайное» были выявлены нарушения использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с КН <номер обезличен>, выразившиеся в использовании вышеуказанных земельных участков в отсутствие установленных законодательством Российской Федерации прав.

По результатам проведенных мероприятий контролирующим органом в отношении ОАО «Урожайное» возбуждено девять дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

По итогу рассмотрения указанных дел 27.04.2021 ОАО «Урожайное» признано виновным в совершении административных правонарушений по ст. 7.1 КоАП РФ с назначением штрафа на общую сумму 1 450 136 руб. 76 коп.

Постановления, вынесенные главным государственным инспектором по использованию и охране земель по Новоалександровскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о привлечении ОАО «Урожайное» к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ были обжалованы в Арбитражный суд Ставропольского края.

В удовлетворении требований об отмене указанных постановлений было отказано (дела № А63-6825/2021, А63-6827/2021, А63- 6828/2021, А63-6831/2021, А63-6833/2021, А63-6834/2021, А63-6835/2021).

По делам А63-6827/2021, А63-6833/2021 в рамках апелляционного обжалования Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом вынесены постановления от 29.10.2021 и от 01.03.2022, которыми решения АС СК оставлены без изменения.

27 мая 2021 года в ходе осмотра земельных участков с КН <номер обезличен> сотрудниками администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края и Краснозоринского территориального отдела администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края составлен акт фиксации незаконно возведенных сооружений от 27.05.2021 б/н, согласно которому на земельных участках с КН <номер обезличен> фактически используемых ОАО «Урожайное», выявлены незаконно возведенные сооружения в виде оросительных каналов. Сами сельскохозяйственные угодья подтоплены и заболочены, ведение сельскохозяйственной деятельности на указанных земельных участках в нынешнем виде невозможно. Требуется проведение мероприятий по водоотведению и рекультивации».

Подпунктом «в» п. 7 Положения о государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)», предусмотрено осуществление государственного земельного надзора за соблюдением обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.

В рамках исполнения названных полномочий по факту выявленных нарушений государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Савченко Р.А. 13.09.2021 вынесено определение № 07-22/18/488-01 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором Савченко Р.А. произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен>, в ходе которого установлено, что осматриваемые земельные участки представлены пашней: На территории указанных участков с северо-запада на юго-восток в форме кривой линии проложен дренажный канал для отвода воды с целью ликвидации подтопления. Глубина рва составляет 1,5 м, длина рва - 1059 м. Отвал (насыпь) расположен в большей своей части с южной стороны рва, имеет неопределённую форму, свидетельствующую о временном образовании. На земельном участке с кадастровым номером (далее - КН) <номер обезличен> отвал имеется с северной стороны длиной 200 м. Площадь нарушенной части обоих участков составила 0,55 га.

Должностным лицом Управления в ходе осмотра на земельных участках с КН <номер обезличен> были отобраны почвенные образцы для оценки качественного состояния почв органического вещества, ph солевой вытяжки, подвижного соединения фосфора, обменного калия, ph водной вытяжки (протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 28.09.2021 07-22/18/488-01 и № 07-22/18/488-01/2).

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612. Согласно указанным критериям, существенным снижением плодородия земель с/х назначения является изменение не менее 3 числовых значений показателей, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством РФ требований рационального использования земли.

По результатам анализов отобранных почвенных образцов на земельном участке с КН <номер обезличен> согласно протоколу испытаний № 8-03610 от 08.10.2021 выявлено следующее.

В образце почвы № 1 выявлено существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с контролем по трем показателям: повышение щелочности на 10,7 % (предельное значение 10 %), снижение содержания органического вещества на 43,3 % (предельное значение 25 %), снижение содержания подвижного фосфора на 49,9 % (предельное значение 25 %). В образце почвы № 2 существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с контролем отмечается по одному показателю: снижение содержания подвижного фосфора на 50,3 % (предельное значение 25 %). В образце почвы № 3 существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с контролем отмечается по двум показателям: повышение щелочности на 13,8 % (предельное значение 10%), снижение содержания органического вещества на 47,8 % (предельное значение 25 %).

По результатам анализов отобранных почвенных образцов на земельном участке с КН <номер обезличен> согласно протоколу испытаний № 8-03609 от 08.10.2021 выявлено следующее.

В образце почвы № 1 выявлено существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с контролем по трем показателям: снижение содержания обменного калия на 25,2 % (предельное значение 25 %), снижение содержания органического вещества на 28,6 % (предельное значение 15 %), снижение содержания подвижного фосфора на 46,3 % (предельное значение 25 %). В образце почвы № 2 выявлено существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с контролем по двум показателям: снижение содержания обменного калия на 45,6 % (предельное значение 25 %), снижение содержания подвижного фосфора на 35,2 % (предельное значение 25 %). В образце почвы № 3 выявлено существенное снижение критериев плодородия земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с контролем по двум показателям: снижение содержания обменного калия на 32,4 % (предельное значение 25 %), снижение содержания подвижного фосфора на 35,0 % (предельное значение 25 %).

Таким образом, в ходе испытаний было установлено значительное отклонение от нормы более 3 критериев агрохимических показателей, что является существенным снижением плодородия.

Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, имеют формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за их совершение.

Следовательно, исходя из конструкции и буквального смысла указанной нормы, правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.

Таким образом, основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе № 07-22/18/488-01 от 12.10.2021 года сведения о том, что 28.09.2021 года на территории земельных участков пашни, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с КН <номер обезличен> площадью 70,1996 га и 78,8027 га, расположенных по адресу <адрес обезличен> по направлению на запад и юго-запад от п. Равнинный, установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от водной эрозии, на общей площади 149,0023 га, выразившийся, в том числе, в не принятии всех зависящих от него мер по предотвращению водной эрозии.

Согласно ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является формальным, следует учитывать не то, причинен либо не причинен в результате совершения данного правонарушении какой-либо вред, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных требований в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 77, 78, 79 ЗК РФ для ведения сельскохозяйственного производства выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в том числе: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Урожайное» в 2018-2020 годах являлось землепользователем земельных участков с КН <номер обезличен>

При указанных обстоятельствах в силу ч. 1 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязанность по соблюдению требований и проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от водной эрозии в данном случае возложена на общество.

Оценивая доводы представителя общеста со ссылкой на агрохимические паспорта мониторинга плодородия земель сельхозназначения за 2011, 2016 и 2021 гг., исхожу из того, что в итоге данные меропреятия не привели к предотвращению негативного воздействия, водной эрозии, то есть данных мер было недостаточно.

Таким образом, при рассмотрении административного дела должностным лицом было верно установлено нарушение обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Данные действия ОАО «Урожайное» правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Вина ОАО «Урожайное» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждена доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Административное наказание ОАО «Урожайное» назначено в пределах санкции ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.

Назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей (минимальный размер, установленный санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ) соответствует тяжести совершенного правонарушения, степени вины и имущественного положения правонарушителя, следовательно, в полной мере обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

Доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, представителем ОАО «Урожайное» не представлено, в связи с чем оснований для изменения постановления в части назначенного наказания и снижения размера административного штрафа менее минимального размера (ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ) суд не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

С учетом изложенного, оспариваемые постановление о назначении ОАО «Урожайное» административного наказания от 12 января 2022 является законным и обоснованными оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронкова В.В. №06- 15/18/488-01 от 12 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Урожайное» оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Урожайное» Мелконян Е.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья О.А. Федоров