№ 12-710/2018 Р Е Ш Е Н И Е 05 февраля 2019 года г. Владивосток Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Лесникова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 17 Первореченского судебного района г. Владивостока от 31.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» (далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока»), у с т а н о в и л: постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Первореченского судебного района г. Владивостока от 31.10.2018 года МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 13 ст 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 руб. Не согласившись с постановлением по делу, защитником МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» подана жалоба в Первореченский районный суд г. Владивостока, в которой заявитель просит об отмене постановления мирового судьи, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения, поскольку директором муниципального бюджетного учреждения, как руководителем выполнены все зависящие действия для исполнения требований предписания, а именно в течение всего времени предпринимались меры для выделения из бюджета соответствующего финансирования в целях устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В судебном заседании защитники юридического лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали доводы жалобы в полном объеме настаивая на отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица вины в совершении правонарушения, также указали, что выявленные в результате проверки нарушения пожарной безопасности в виде не приведения имеющейся установки пожарной автоматики в соответствие с новыми требованиями, не свидетельствует об отсутствии пожарной сигнализации в здании образовательного учреждения в целом, установленная в школе автоматика АУПС, СОУЭ находится в рабочем режиме, действующая на сегодняшний день, что не подвергает сомнению в соблюдении пожарной безопасности здания школы в целом. На вопросы судьи участники производства по делу пояснили, что согласно Уставу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» осуществляет приносящую доход деятельность, но доходов по внебюджетной деятельности недостаточно, чтобы выполнить требования предписания, те бюджетные средства, которые выделялись на исполнение требований предписания в размере <данные изъяты> руб. в ДД.ММ.ГГГГ г. были затрачены для выполнения работ по ремонту системы АПС и СОУЭ в школе, однако чтобы исполнить требования предписания в полном объеме необходимо от <данные изъяты> руб., о чем сообщено специализированной организацией - подрядчиком, с которым МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ по обслуживанию систем противопожарной защиты. С ходатайством о продлении срока исполнения требований предписания в оран, осуществляющий пожарный надзор, не обращались. Выслушав участников производства по делу, изучив жалобу дополнительно представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Первореченского района г. Владивостока по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Первореченского района г. Владивостока ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока», в результате которой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно имеющиеся установки пожарной автоматики (<данные изъяты>) не соответствуют нормам пожарной безопасности с истекшим сроком эксплуатации, сценическая коробка не обработана огнезащитным составом, срок исполнения которого установлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). Однако к установленному сроку данное предписание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» выполнено не было. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Первореченского района г. Владивостока по пожарному надзору в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 1), при составлении которого факт не исполнения требований предписания законным представителем юридического лица не оспаривался, указывалось на отсутствие финансирования для исполнения требований предписания в установленные сроки, при этом приводилось, что юридическим лицом предпринимаются всевозможные меры для выделения бюджетных ассигнований со ссылками на переписку начиная с 2016 года с распорядителем бюджетных средств. 31.10.2018 г. мировой судья судебного участка № 17 Первореченского судебного района г. Владивостока признал МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Владивостока» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствие с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Признавая МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» виновным в совершении административного правонарушения мировой судья пришел к выводу о том, что юридическим лицом не было принято всех зависящих от него мер для к выполнению требований предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Между тем, оценивая доводы жалобы заявителя и представленные в материалы дела доказательства с данными выводами мирового судьи согласиться нельзя. В настоящей жалобе защитник указывает об отсутствии вины в совершении вмененного юридическому лицу административного правонарушения, заявляя, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» является бюджетным учреждением, нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение предписания вызвано тем, что не выделяется соответствующее финансирование, при этом законным представителем муниципального бюджетного учреждения приняты все возможные и зависящие от него меры к получению денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности. В материалах дела, имеются документы, свидетельствующие о том, что директор учреждения начиная с ДД.ММ.ГГГГ г., в том числе: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, обращался в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования по вопросу выделения дополнительных финансовых средств для устранения выявленных в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» нарушений требований пожарной безопасности.Согласно ответам представленным начальником Управления по работе с муниципальными учреждениями образования в бюджете Владивостокского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ годы, который сформирован и утвержден муниципальным правовым актом города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Владивостокского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.» расходы на выполнение мероприятий по ремонту АПС МБОУ «СОШ № 52», в том числе по замене системы автоматической пожарной сигнализации, а также огнезащитной обработке сценической коробки и драпировки не предусмотрены. Финансирование указанных мероприятий в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» будет рассмотрено при формировании проекта бюджета ВГО на ДД.ММ.ГГГГ г. При этом, согласно коммерческому предложению от ДД.ММ.ГГГГ специализированной организации ООО <данные изъяты>», являющейся подрядчиком в соответствии с заключенным между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» договором № № от ДД.ММ.ГГГГ по обслуживанию систем противопожарной защиты (л.д. 50), стоимость работ по разработке проектно-сметной документации на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с подключением к системе противопожарного радиомониторинга составит <данные изъяты> руб., стоимость работ по замене системы АПС и СОУЭ составит от 1 <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб. (л.д. 50). Таким образом, выделенные из бюджета Владивостокского городского округа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> руб. для заключения договора на выполнение работ по ремонту системы АПС и СОУЭ не свидетельствует о возможности юридического лица исполнить требования предписания контролирующего органа. При этом в судебном заседании установлено, что выделенные денежные средства в размере <данные изъяты> руб. из бюджета направлены на выполнение работ по ремонту системы АПС и СОУЭ в МБОУ «СОШ № 52», что подтверждено актами о приемке выполненных работ за июль ДД.ММ.ГГГГ г., локальным ресурсным сметным расчетом № на работы по ремонту системы пожарной сигнализации и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ Также, в судебном заседании при рассмотрении вопроса о возможности юридического привлечь для выполнения предписания и приведения помещений школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения, установлено, что согласно Уставу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» от ДД.ММ.ГГГГ№ может осуществлять приносящую доход деятельность, виды которой перечислены в п. <данные изъяты> Устава. Как следует из п. <данные изъяты> Устава доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока». Исходя из представленных доказательств, такая деятельность учреждением осуществляется. Приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке привлечения и расходования внебюджетных средств МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока», согласно которому источником внебюджетных поступлений являются дополнительные платные образовательные услуги и благотворительные пожертвования. При этом, согласно разделу 4 указанного Положения доходы от платных дополнительных образовательных услуг распределяются: <данные изъяты> на выплату заработной платы педагогическим работникам, администрации учреждения, обслуживающему персоналу; <данные изъяты> - на оплату коммунальных услуг, приобретение учебного оборудования, расходование материалов и другое. В разделе 3 Положений установлено, что благотворительные пожертвования в денежной форме поступают зачислением средств на лицевой счет учреждения, открытый в органах казначейства и расходуются на уставные цели, при этом благотворительные пожертвования осуществляются на основе добровольности и свободы выбора цели. Как следует из полученного в рамках рассмотрения жалобы письма МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений г. Владивостока» администрации города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2018 г. в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» были предусмотрены доходы от добровольных пожертвований на сумму <данные изъяты> руб. от оказания платных образовательных услуг на сумму <данные изъяты> руб. и от группы продленного дня на сумму <данные изъяты> руб. При этом данные локального ресурсного сметного расчета работ и затрат, необходимых для приведения помещений в соответствие с требованиями пожарной безопасности, и данные анализа расходов и доходов по внебюджетной деятельности учреждения указывающие на то, что объем прибыли, полученной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» от приносящей доход деятельности за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год не был достаточен для устранения нарушений требований пожарной безопасности, подтверждают обоснованность доводов жалобы. Учитывая изложенное судьей установлено, что юридическим лицом, являющимся муниципальным учреждением, с учетом полномочий, предоставленных бюджетному учреждению, с учетом обстоятельств конкретного дела, приняты необходимые меры, направленные в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на исполнение требований предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, что в силу ст. 1.5 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины юридического лица только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Также судьей принимается во внимание то обстоятельство, что согласно акту проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ специализированной организацией ООО <данные изъяты>, имеющей лицензию МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» находятся в работоспособном состоянии. Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных муниципальных учреждений подлежит прекращению. С учетом изложенного, имеются основания для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Руководствуясь ч. 4 ст. 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: постановление мирового судьи судебного участка № 17 Первореченского судебного района г. Владивостока от 31.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Владивостока» отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и подлежит обжалованию в Приморский краевой суд в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.17 КоАП РФ. Судья А.С. Лесникова |