УИД 55MS0088-01-2021-002732-83
Мировой судья судебного участка № 88 Дело № 12-710/2021
в Куйбышевском судебном районе в г. Омске
Захаров П.А.
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2021 г. г. Омск
Судья Куйбышевского районного суда города Омска Романюк Л.А., при секретаре Захаровой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ассоциации охранных предприятий Омской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 25.06.2021 года в отношении Ассоциации охранных предприятий Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 25.06.2021 Ассоциация охранных предприятий Омской области (далее - АОП Омской области, Ассоциация, юридическое лицо) привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Юридическое лицо было признано виновным в том, что в установленный срок до 31.03.2021 года не исполнило предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Управление) № 55/03-752 от 09.02.2021, а именно: не прекратило использование в официальном бланке и печати организации изображения, воспроизводящее Государственный герб Российской Федерации.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Ассоциация охранных предприятий Омской области в лице защитника обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с жалобой, указав, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в основу привлечения к административной ответственности заложено ранее вынесенное предупреждение от 09.02.2021 года № 55/03-752, которое Ассоциация считает незаконным и необоснованным. Управлением Минюста России по Омской области не учтены изменения и дополнения от 20.12.2017, внесенные в статью 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25.12.2000 № 2-ФКЗ. Статья 7 дополнена частью пятой, согласно которой: допускается использование Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, … гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным гербом Российской Федерации. Подобных фактов Ассоциацией не допущено, Управлением доказательств нарушения Ассоциацией норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, не представлено. Просили отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить (л.д. 169-171).
Законный представитель Ассоциации охранных предприятий Омской области, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом (л.д.180-181, 184-190).
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.56 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Защитник Ассоциации охранных предприятий Омской области ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д.61), в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, в дополнение пояснил, что полного совпадения ни в печати, ни на официальном бланке Ассоциации с гербом Российской Федерации нет, внутри орла изображен герб Омской области, скипетр, держава, корона, количество перьев орла соответствует. Они обратились в Геральдический Совет по вопросу правомерности использования герба Российской Федерации в печати и бланке Ассоциации, устно получен ответ, что необходимо получить соответствующее заключение эксперта. В этих целях они обратились за проведением экспертизы, получили заключение специалиста. Сам орган исследование идентичности геральдики не проводило. Просил постановление мирового судьи отменить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, учитывая положения ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ (судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме), суд находит обжалуемое постановление мирового судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно положениям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
В силу положений ст. 8 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
На основании статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации".
Согласно положениям Административного регламента государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата (территориальных органов) (далее - специалисты) (п. 4).
В отношении некоммерческой организации центральный аппарат (территориальный орган) вправе: в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения (пп 5 п. 6).
В случаях неисполнения в установленный срок предписаний (предупреждений, представлений) центрального аппарата (территориального органа) специалист (председатель комиссии) имеет право составлять протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 10).
В соответствии с пунктом 4 части 2 и абзацем вторым и третьим части 3 статьи 28.3 КоАП РФ специалисты уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.26, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.7.5-2, 19.26, частью 1 статьи 19.34 и статьей 20.33 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Санкция по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно материалам дела Ассоциации охранных предприятий Омской области (сокращенное название - АОП Омской области) зарегистрировано в качестве юридического лица 20.01.2020 года (ОГРН <***>). Президент Ассоциации – ФИО2 Учредителями/участниками юридического лица являются: ООО Охранное предприятие "Мастифф", ООО Частное охранное предприятие "Кондор", ООО Частное охранное предприятие "Октогон".
Ассоциация является некоммерческой организацией, основанной на членстве, образована на принципах добровольного объединения ее членов. Целью Ассоциации является представление общих профессиональных интересов членов Ассоциации, координация предпринимательской деятельности, создание благоприятных условий для развития охранных услуг.
Данное следует из выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 32), Устава юридического лица (л.д. 17-26).
29.01.2021 года из Прокуратуры Омской области в Управление Министерства юстиции России по Омской области поступило обращение (вх. № 17-2021) от руководителя Ассоциации ФИО2, оформленное на официальном бланке организации и заверенное печатью организации (л.д. 38). В информационном поле бланка и печати, в нарушение положений ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 8 Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", содержится изображение, воспроизводящее государственный герб Российской Федерации.
Указанное явилось основанием для вынесения 09.02.2021 года Управлением Минюста Омской области организации письменного предупреждения № 55/03-752 на нарушение законодательства Российской Федерации, в соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ (л.д. 42-44).
Согласно предупреждению организации надлежало в срок до 31.03.2021 устранить нарушение законодательства Российской Федерации, а именно: прекратить использование в официальных бланках и печати организации изображение, воспроизводящее Государственный герб Российской Федерации.
Предупреждение направлено в адрес Ассоциации 09.02.2021 года и получено адресатом 16.02.2021 (л.д.45).
В связи с тем, что предупреждение к установленному сроку исполнено не было, Управление Минюста России по Омской области пришло к выводу о наличии в действиях Ассоциации признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
05.04.2021 года в адрес руководителя Ассоциации направлено уведомление о необходимости явиться 20.04.2021 года к 10-00 час. для составления протокола по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Уведомление было получено адресатом по адресу места нахождения Ассоциации 08.04.2021 года (л.д. 47-51).
20.04.2021 года в отсутствие законного представителя Ассоциации в отношении Ассоциации охранных предприятий Омской области ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организации Управления Минюста России по Омской области составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.2), копия которого была направлена в адрес юридического лица по почте и получена им 26.04.2021 года (л.д.53-56).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, мировым судьей, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предупреждение органа, осуществляющего государственный надзор за деятельностью некоммерческой организации, законность и обоснованность вынесенного предупреждения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, подтверждены полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, установлены иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Выводы, изложенные в постановлении о назначении АОП Омской области административного наказания, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, сделаны мировым судьей на основании всестороннего полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, которым дана надлежащая оценка, действия АОП Омской области правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Доказательств невиновности АОП Омской области в совершении правонарушения материалы дела не содержат. Нарушения принципа презумпции невиновности, предусмотренного ст.1.5 КоАП РФ не допущено.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состоит в виновном неисполнении лицом законного предписания, данные обстоятельства установлены мировым судьей в ходе рассмотрения дела.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска по делу № 2а-5145 от 06.10.2021 года административное исковое заявление Ассоциации охранных предприятий Омской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Омской области об оспаривании предупреждения от 09.02.2021 года № 55/03-752 о прекращении использования в официальном бланке и печати организации, в информационном поле которых содержится изображение, воспроизводящее Государственный герб Российской Федерации оставлено без удовлетворения (л.д.207-211).
Доводы защиты со ссылкой на изменения и дополнения от 20.12.2017 года, внесенные в ст. 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25.12.2000 № 2-ФКЗ, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ (в редакции Федеральным конституционным законом от 20.12.2017 года N 4-ФКЗ) Государственный герб Российской Федерации помещается на:
штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
боевых знаменах воинских частей;
знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:
денежных знаках;
государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.
Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов.
Иные случаи официального использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Допускается использование Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и муниципальными органами, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным гербом Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным конституционным законом однозначно определены случаи и порядок официального использования Государственного герба Российской Федерации.
Часть пятая, введенная Федеральным конституционным законом от 20.12.2017 года N 4-ФКЗ, касается неофициального использования Государственного герба Российской Федерации. Неофициальное использование гербов не требует законодательного регулирования и осуществляется произвольно (за исключением случаев надругательства).
Использование АОП Омской области изображения герба Российской Федерации относится к официальному использованию, поскольку использование изображения применяется для профессиональных целей организации, в целях визуального обозначения своего владельца и (или) принадлежности к своему владельцу. Изображение размещается на информационном поле официального бланка организации и на печати данной организации. Кроме того, эмблема на бланке, печать организации, само наименование организации не имеют ни единой отметки о том, что все это исходит от общественной организации и не имеет отношение ни к одной из государственных структур.
Официальное использование гербов подчиняется законодательному регулированию.
Представленное защитником Заключение специалиста № 218/11-2021 от 25.11.2021 года, согласно выводам которого, исследуемое графическое изображение на фирменном бланке организации и оттиске печати не является гербом Ассоциации охранных предприятий Омской области, а является эмблемой с элементами логотипа; изображенные на оттиске печати и эмблеме Ассоциации охранных предприятий Омской области символы не являются полным совпадением с гербом Российской Федерации, не может повлечь отмену постановления мирового судьи, так как доказательств того, что Ассоциацией получено разрешение официального использования Государственного герба Российской Федерации, его изображения материалы дела не содержат (л.д.191-206).
Также материалы дела также не содержат доказательств того, что Ассоциацией предприняты все возможные меры для исполнения требования надзорного органа, вынесенного в форме предупреждения.
Постановление о привлечении Ассоциации охранных предприятий Омской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено Ассоциации охранных предприятий Омской области в пределах санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым.
Из представленных материалов не усматривается, чтобы при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировым судьей были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 88 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске 25.06.2021 года о привлечении Ассоциации охранных предприятий Омской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Ассоциации охранных предприятий Омской области оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья (подпись) Л.А. Романюк