УИД 32RS0027-01-2021-006167-11
Дело №12-710/2021
РЕШЕНИЕ
26 октября 2021 года <...>
Судья Советского районного суда г.Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Брянская мясная компания» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №32-03-188/2021 от 20 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Брянская мясная компания», <...> ОГРН <***>, ИНН <***>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №32-03-188/2021 от 20 августа 2021г. ООО «Брянская мясная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «Брянская мясная компания» подало жалобу в Советский районный суд г.Брянска, в которой просит указанное постановление отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что 14 декабря 2016г. администрацией Выгоничского района Брянской области ООО «Брянская мясная компания» выдано разрешение на строительство линии по первичной переработке прочей мясной продукции комплекса по убою и переработке мяса КРС мощностью 100 голов в час. №32-503309-50-2016, расположенной вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области (№15-017-001648-П), категория риска – значительная (3), в связи с чем при вводе объекта в эксплуатацию получение заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (Росприроднадзора) не требуется.
В судебном заседании защитник ООО «Брянская мясная компания» ФИО2 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 подтвердил обстоятельства, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, возражал против отмены постановления.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля специалист – эксперт межрегионального отдела правового обеспечения и делопроизводства Приокского межрегионального управления Росприроднадзора К. пояснила, что выдача заключения Приокского межрегионального управления Росприроднадзора при вводе объектов в эксплуатацию не требуется только в том случае, если объект введен в эксплуатацию до 01 января 2018г.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.
В соответствии п.3 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляется государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004г. №370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет федеральный государственный экологический надзор.
Как усматривается из материалов дела, Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведен анализ реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду. В ходе данной проверки выявлено, что юридическим лицом ООО «Брянская мясная компания» 29 января 2020г. поставлен на учет как объект НВОС I категории федерального надзора Линия по первичной переработке прочей мясной продукции комплекса по убою и переработке мяса КРС, мощностью 100 голов в час, расположенный вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области (№15-017-001648-П), категория риска – значительная (3), с адресом расположения: Брянская область, Выгоничкий муниципальный район, Хмелевское сельское поседение, автодорога А-240 ФИО3 территория, 39 км строение 6. От источников выбросов объекта НВОС в атмосферный воздух выделяется 30,411883 т/год загрязняющих веществ. С объекта НВОС происходит сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод 3083, 7503 т/год. Объекты инфраструктуры в составе: стоянка автотранспорта, дубильный участок, котельная, очистные сооружения и другое.
В информации о дате ввода в эксплуатацию данного объекта указана дата 23 августа 2019г. При этом, в Приокском межрегиональном управлении Росприроднадзора отсутствует информация о наличии у юридического лица ООО «Брянская мясная компания» разрешения федерального экологического надзора при вводе в эксплуатацию объекта НВОС №15-0171-001648-П.
По данному факту 07 июля 2021г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Росприроднадзора ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Брянская мясная компания» и назначено проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования установлено, что 14 декабря 2016г. администрацией Выгоничского района Брянской области ООО «Брянская мясная компания» выдано разрешение на строительство линии по первичной переработке прочей мясной продукции комплекса по убою и переработке мяса КРС мощностью 100 голов в час. №32-503309-50-2016.
23 августа 2019г. администрацией Выгоничского района Брянской области ООО «Брянская мясная компания» выдано разрешение на ввод объекта линии по первичной переработке прочей мясной продукции комплекса по убою и переработке мяса КРС мощностью 100 голов в час №32-503309-50-2016.
Согласно заключению экспертизы №32-1-1-3-020775-2019 от 09 августа 2019г. проектная документация «Линия по первичной переработки прочей мясной продукции комплекса по убою и переработке мяса КРС мощностью 100 голов в час, расположенного вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации; результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
Линия по первичной переработке прочей мясной продукции комплекса по убою и переработке мяса КРС, мощностью 100 голов в час, расположенная вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области (№15-017-001648-П), категория риска – значительная (3), с адресом расположения: Брянская область, Выгоничкий муниципальный район, Хмелевское сельское поседение, автодорога А-240 ФИО3 территория, 39 км строение 6., принадлежащая ООО «Брянская мясная компания», поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта №2029112 29 января 2020г., как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду 15-0171-001648-П и I-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Дата ввода объекта в эксплуатацию 23 августа 2019г.
Согласно ответу ООО «Брянская мясная компания» от 14 июля 2021г. на момент ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства Заключение не оформлялось.
В Приокском межрегиональном управлении Роприроднадзора отсутствует информация о наличии у ООО «Брянская мясная компания» разрешения федерального экологического надзора при вводе в эксплуатацию объекта НВОС №15-017-001648-П.
Согласно ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
В соответствии с п.п.7.5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Согласно ч.10 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
В соответствии ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется: 1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса; 2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, п.3 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется, в том числе при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, по результатам которого согласно п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдается заключение.
В зависимости от критериев, идентифицирующих объекты, установлены требования к получению Заключения с 01 января 2018г. для объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, при их строительстве и реконструкции.
В соответствии с п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Заключение необходимо для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, получение Заключения в отношении объектов I категории требуется при их вводе с 01 января 2018г.
Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. №2398, к объектам I категории относятся объекты, осуществляющие деятельность по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более).
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Брянская мясная компания» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №32-03-188/2021 от 06 августа 2021г., в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, разрешением администрации Выгоничского района Брянской области №32-503309-50-2016 от 14 декабря 2016г на строительство, разрешением администрации Выгоничского района Брянской области №32-503309-50-2016 от 23 августа 2019г.на ввод объекта в эксплуатацию, ответом ООО «Брянская мясная компания» от 14 июля 2021г., заключением экспертизы №32-1-1-3-020775-2019 от 09 августа 2019г., свидетельством о постановке на учет, заключением экспертизы проектной документации от 09 августа 2019г., и иными материалам дела.
Указанные доказательства, находящиеся в деле, судья считает допустимыми, т.к. они получены в соответствии с требованиями ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что заключение федерального государственного экологического надзора не требуется, поскольку разрешение на строительство объекта выдано администрацией Выгонического района Брянской области ООО «Брянская мясная компания» 14 декабря 2016г., судьей отклоняются, поскольку они основаны на нервном толковании норм права.
Согласно п.3 ч.5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора): контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Из приведенных норм права следует, что заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти не требуется только в том случае, если объект строительства введен в эксплуатацию до 01 января 2018г.
Учитывая, что объект НВОС №2029112, принадлежащий ООО «Брянская мясная компания» введен в эксплуатацию 23 августа 2019г., ООО «Брянская мясная компания» при вводе объекта в эксплуатацию обязано было получить заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (Росприроднадзора).
Учитывая, что факт совершения ООО «Брянская мясная компания» административного правонарушения подтвержден материалами дела, его вина в совершении административного правонарушения установлена собранными по делу доказательствами, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, административное наказание соразмерно совершенному правонарушению, оснований для признания незаконным и отмены либо изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №32-03-188/2021 от 20 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Брянская мясная компания», не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №32-03-188/2021 от 20 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Брянская мясная компания» оставить без изменения, жалобу ООО «Брянская мясная компания» без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В.Рассказова