ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-713/17 от 14.04.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

12-713/17

РЕШЕНИЕ

14 апреля 2017 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Н.Е. Колосова,

С участием представителей Центрального банка Российской Федерации ФИО1 и ФИО2,

Лица, в отношении которого ведется производство по делу о административном правонарушении ФИО3,

Его защитника Панфилова В.В.,

рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление и.о. управляющего Отделением –Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО5 о привлечении ФИО4 к административной ответственности ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением и.о. управляющего Отделением –Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО5 от ** ** ** ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде предупреждения.

ФИО4 обратился в Сыктывкарский городской суд с жалобой на постановление, где просит постановление и.о. управляющего Отделением –Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО5 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО4 и его защитник Панфилов В.В. жалобу поддержали.

Представители Центрального банка Российской Федерации ФИО1 и ФИО2 с жалобой не согласны.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления.

Из материалов дела следует, что ФИО4 работает в НО КПК «...» ....

Приказом председателя правления КПК от ** ** **... специальным должностным лицом в целях выполнения обязанности НО КПК «...» по соблюдению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Правилами внутреннего контроля с ** ** ** назначен ФИО4

В соответствии с должностной инструкцией от ** ** **... в обязанности должностного лица входит организация и осуществление представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Законом № 115-ФЗ и иными нормативными правовыми актами в сфере ПОД/ФТ (пункт 3.6 должностной инструкции).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) нормы данного закона регулируют отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, определены в статье 7 Закона № 115-ФЗ.

К числу обязанностей относится, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ, в том числе обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ КПК обязанность по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях возложена на ответственного сотрудника (пункт 5.1.3 Правил).

ФИО4, как лицо, ответственное за выполнение требований Закона № 115-ФЗ, в части представления сообщений, исполняя вышеуказанные обязанности, представил ** ** ** в виде формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС) в уполномоченный орган недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, по коду вида операции ... «...». Подробно допущенные нарушения с указанием неправильно указанных дат совершения операций, сумм операций, кода признака операции и т.д. отражены в протоколе от ** ** **... и постановлении от ** ** **...

По мнению ФИО3, законодательно не регламентирован порядок заполнения ФЭС по кодам. Кроме того, субъекты, которые должны в соответствии с Законом № 115-ФЗ направлять в уполномоченный орган ФЭС, имеют право при их заполнении исходить из тех данных, которые есть в их распоряжении, полученные в ходе идентификации клиентов. Таковыми в рассматриваемом случае являются только клиенты-заемщики (покупатели по договорам купли-продажи).

Доводы ФИО3 основаны на неверном толковании законодательства.

Законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.Под обязательным контролем, согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ, понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КПК, направляя сообщения в уполномоченный орган, признал операции, совершенные их клиентами, подлежащими обязательному контролю. Кооператив обладал всей необходимой информацией как по продавцам, так и по покупателям недвижимого имущества, так как копии договоров содержали все необходимые для составления сообщения сведения (ФИО, данные паспорта, адрес - по физическим лицам, наименование, ИНН, КПП и так далее - по юридическим лицам), независимо от того, являлись ли эти лица заемщиками во взаимоотношениях с КПК или нет.

Следовательно, у КПК и у его должностных лиц возникла обязанность представить в уполномоченный орган полную и достоверную информацию о совершенных операциях.

Таким образом, если КПК стало известно о совершенной сделке своего клиента с недвижимым имуществом, у него возникла обязанность документально зафиксировать сделку и направить сообщение в уполномоченный орган.

Из представленных КПК документов видно, что КПК обладал информацией о сделках (у КПК имелись копии договоров о проведении их клиентами сделок с недвижимым имуществом, причем документы имелись с отметкой государственного органа, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию таких сделок).

Должностное лицо КПК само признало данные сделки с недвижимостью, как подлежащие обязательному контролю и приняло решение направить сведения в уполномоченный орган по коду ...

Таким образом, ФИО4 был обязан направить достоверные сведения о сделках с недвижимым имуществом, указав в сообщении данные продавцов и покупателей, проходящих по соответствующим сделкам. Должностное лицо КПК, направляя сообщения, фактически подменяло (смешивало) сведения о сделках с недвижимым имуществом, совершенных клиентами КПК со сделками по выдаче займов (данные сделки осуществлялись между КПК и их клиентами).

Таким образом, он имел возможность исполнить свою обязанность по отправке достоверных сведений по коду ... но не выполнил требование законодательства и нормативных актов Банка России: неверно указаны стороны сделки, даты совершения и выявления сделки, кроме того были допущены отдельные нарушения в указании адреса и паспортных данных (отсутствие номера квартиры, неверный месяц в дате выдачи паспорта). В итоге, по тем данным, которые были направлены должностным лицом КПК в уполномоченный орган, нельзя было идентифицировать сами сделки из-за недостоверных сведений.

Вина ФИО3 подтверждается совокупностью представленных доказательств, его действия квалифицированы верно по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ - действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток

Согласно пункту 2 примечания к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 15.27 КоАП РФ, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

Наказание ФИО4 назначено минимальное в виде предупреждения.

Учитывая характер совершенного правонарушения, оснований для признания совершенного деяния малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, не установлено.

С учетом изложенного постановление и.о. управляющего Отделением –Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО5 от ** ** ** года о привлечении ФИО4 к административной ответственности ч.2 ст.15.27 КоАП РФ- следует оставить без изменения, а жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. управляющего Отделением –Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ ФИО5 от ** ** ** о привлечении ФИО4 к административной ответственности ч.2 ст.15.27 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней с момента вручения.

Судья Н.Е. Колосова