ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-714/2021 от 12.11.2021 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-714/2021

Решение

г. Звенигово 12 ноября 2021 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении
№ 012/04/7.32-702/2021 от 11 августа 2021 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.32-702/2021 от 11 августа 2021 года глава администрации Звениговского муниципального района ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 23755 рублей 82 копейки.

Не согласившись с принятым решением, ФИО3 обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Подробное обоснование доводов приведено в письменной жалобе.

Защитник Геронтьевак В.Е. по доверенности ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

ПредставительУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, ходатайств о его отложении не заявил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующее лицо, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что администрацией Звениговского муниципального района в единой информационной системе 04 сентября 2020 года размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы – для переселения граждан в п. Суслонгер Звениговского района Республики Марий Эл , подписанное электронной цифровой подписью работника контрактной службы, начальная максимальная цена контракта 809 590 рублей 33 копейки.

Документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» – для переселения граждан п. Суслонгер Республики Марий Элутверждена распоряжением главы Администрации от 04.09.2020 №498 (далее - документация на приобретение жилого помещения в п. Суслонгер).

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частьюэтой документации.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15 сентября 2020 года на участие в электронном аукционе подана единственная заявка с идентификационным № от ООО «<.....>» (ИНН , <адрес>), которая признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Установлено, что между администрацией и ООО «<.....>» 28 сентября 2020 года заключен муниципальный контракт по цене 809590 рублей 33 копейки на приобретение благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» – для переселения граждан в <адрес> Республики Марий Эл (далее – муниципальный контракт ), предметом которого является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>Эл, <адрес> на 1 этаже 3-х этажного жилого дома, состоит из 1 комнаты, общей площадью 27,7 кв.м., с кадастровым номером 12:14:7601007:592.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии спунктом 25 части 1 статьи 93Закона о контрактной системе в порядке, установленномстатьей 83.2Закона о контрактной системе.

В соответствии с положениями частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а также включения представленной участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара).

В силу части 1 статьи 34, пункта 1 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке.

В нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе приложение к муниципальному контракту , подписанному электронной цифровой подписью главы администрации, не соответствует приложению к проекту муниципального контракта в составе документации на приобретение жилого помещения; приложение к муниципальному контракту (форма акта приема-передачи жилого помещения), которое в соответствии с пунктом 10.1 контракта является его неотъемлемой частью, отсутствует.

Таким образом, 28 сентября 2020 года администрацией заключен муниципальный контракт, не соответствующий проекту контракта, являющемуся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Также администрацией Звениговского муниципального района в единой информационной системе 14 сентября 2020 года размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы – для переселения граждан в <адрес> Республики Марий Эл , подписанное электронной цифровой подписью работника контрактной службы ФИО1, начальная максимальная цена контракта составила 1565991 рубль 70 копеек.

В извещении установлено ограничение об осуществлении закупки: только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» – для переселения граждан в г. Звенигово Республики Марий Эл утверждена распоряжением исполняющего обязанности главы администрации ФИО2 от 14 сентября 2020 года № 519 (далее - документация на приобретение жилого помещения).

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24 сентября 2020 года на участие в электронном аукционе подана единственная заявка с идентификационным от ООО «<.....>» (ИНН , <адрес>), которая признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Между администрацией Звениговского муниципального района и ООО «Жилищная управляющая компания» 05 октября 2020 года заключен муниципальный контракт по цене 1565991 рубль 70 копеек на приобретение благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» – для переселения граждан в г. Звенигово Республики Марий Эл (далее – муниципальный контракт ), предметом которого является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Эл, <адрес> на 5 этаже 5-ти этажного жилого дома, состоящее из 2 комнат, общей площадью – 44,9 кв.м., с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии спунктом 25 части 1 статьи 93Закона о контрактной системе в порядке, установленномстатьей 83.2Закона о контрактной системе.

В соответствии с положениями частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а также включения представленной участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара).

В силу части 1 статьи 34, пункта 1 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке.

В нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе приложение № 1 к муниципальному контракту № 0108300014020000042, подписанному электронной цифровой подписью главы администрации, не соответствует приложению № 1 к проекту муниципального контракта в составе документации на приобретение жилого помещения; приложение № 2 (форма акта приема-передачи жилого помещения) к муниципальному контракту, которое в соответствии с пунктом 10.1 контракта является его неотъемлемой частью, отсутствует.

Таким образом, 05 октября 2020 года администрацией заключен муниципальный контракт, не соответствующий проекту контракта, являющемуся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Муниципальные контракты по закупкам , заключены со стороны заказчика главой администрации Звениговского муниципального района ФИО3

Решением собрания депутатов Городского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл седьмого созыва от 20 ноября 2019 года ФИО3 назначен на должность главы администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл.

При таких обстоятельствах действия главы администрации Звениговского муниципального района ФИО3 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного ФИО3 административного правонарушения полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 012/04/7.32-702/2021 от 28 июля 2021 года, документацией об аукционах в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы – для переселения граждан в п. Суслонгер Звениговского района Республики Марий Эл, утвержденной главой администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл 04 сентября 2020 года и в г. Звенигово Республики Марий Эл, утвержденной и.о. главы администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл 14 сентября 2020 года, актом контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных Администрацией Звениговского муниципального района Республики Марий Эл за 2-ое полугодие 2020 года» от 26 марта 2021 года; протоколом о рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе в электронной форме от 15 сентября 2020 года, муниципальным контрактом на приобретение благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы – для переселения граждан в п. Суслонгер Звениговского района Республики Марий Эл от 28 сентября 2020 года; муниципальным контрактом на приобретение благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы – для переселения граждан в г. Звенигово Республики Марий Эл от 05 октября 2020 года, а также иными материалами дела.

Наказание в виде административного штрафа назначено ФИО3 в установленные сроки давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО3 о малозначительности административного правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам его совершения.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья (иное лицо, рассматривающее дело) может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ регулирует в настоящее время отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в том числе части, касающейся определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при закупках, эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности государственных и муниципальных органов в сфере закупок.

Несоблюдение требований законодательства при отборе участников аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.

Таким образом, несоблюдение антимонопольного законодательства существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения и поэтому не может рассматриваться как малозначительное правонарушение.

С учетом приведенных выше требований оснований для применения в отношении ФИО3 положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в данном случае отсутствие вредных последствий административного правонарушения не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает необходимости наступления каких-либо последствий.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов административного органа, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.

В связи с этим постановление о назначении ФИО3 административного наказания отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.32-702/2021 от 11 августа 2021 года о назначении ФИО3 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Тарасов

Постановление05.01.2022