ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-714/2022 от 01.07.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

1 июля 2022 года г. Тула

Судья Центрального районного суда г. Тулы Власова Ю.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кочановой Л.В., представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Ковтун И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кочановой Л.В. на постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочанова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Кочанова Л.В. получила ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанным постановлением, ДД.ММ.ГГГГ Кочанова Л.В. обратилась в суд с жалобой, путем направления ее почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, считая его незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению. В обоснование жалобы с учетом последующих дополнений, ссылаясь и цитируя разъяснения, содержащиеся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что она не является субъектом административного правонарушения, так как на неё, как на генерального директора ООО «ЛВК Лигал Групп» возложена обязанность лишь за организацию бухгалтерского учета, а не за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Считает, что для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета. Однако, данный вопрос мировым судьей исследован не был, является ли предоставление налоговой отчетности служебной обязанностью Кочановой Л.В. не установлено. Она надлежащим образом исполнила обязанности руководителя ООО «ЛВК Лигал Групп», установленные ч.7 ст. 7 Закона РФ «О бухгалтерском учете», возложив ведение бухгалтерского учета на должностное лицо организации – ФИО, которая, в силу заключенного с ней трудового договора и дополнительного соглашения к нему, предоставляет в уполномоченные органы бухгалтерскую и налоговую отчетность ООО «ЛВК Лигал Групп», а также документы и (или) иные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля; а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, указанных в трудовом договоре, несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Отсутствие у ФИО электронной цифровой подписи на момент совершения правонарушения, не исключает наличие у последней административно-хозяйственных функций по предоставлению налоговой отчетности. Также, заявитель жалобы полагает, что поскольку она является работником организации, отнесенной в силу действующего законодательства к субъектам малого предпринимательства, то в силу положений ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют законные основания для привлечения её к административной ответственности в виде штрафа.

При рассмотрении дела Кочанова Л.В. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Ковтун И.В. с доводами жалобы не согласилась, просила суд постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения заявителя Кочановой Л.В., представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Ковтун И.В., свидетеля ФИО, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кочановой Л.В. к административной ответственности) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.

Налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, в случае, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений – территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Как усматривается из материалов дела, при осуществлении мероприятий налогового контроля в отношении ООО «ЛВК Лигал Групп» выявлено нарушение установленного п. 2 ст. 230 НК РФ срока предоставления в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 1 квартал (3 месяца). Квартальный 2021 год. Срок предоставления расчета – ДД.ММ.ГГГГ, дата фактического предоставления первичного расчета – ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для привлечения мировым судьей генерального директора ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном должностным лицом Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, выводы о непредставлении генеральным директором Общества в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 1 квартал 2021 года.

Между тем, с решением мирового судьи о назначении генеральному директора ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В. административного наказания по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч. 3 ст. 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч.ч.7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч.7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2.1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные ч. 9 ст. 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, ст.ст. 15.4-15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в ст.2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При этом, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст.ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Положениями ч.ч. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанной частью.

Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета.

При рассмотрении данного дела лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кочановой Л.В. приводились доводы о том, что она не является субъектом вмененного административного правонарушения. Аналогичные доводы приведены ею в поступившей в суд жалобе на постановление мирового судьи.

Однако указанные доводы не получили надлежащей оценки мирового судьи, в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ исследован не был, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащем исполнении генеральным директором ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В. своих служебных обязанностей не установлено.

При этом, как следует из приложенных к жалобе Устава ООО «ЛВК Лигал Групп» генеральный директор Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия не отнесенные Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» или настоящим Уставом к исключительной компетенции участника Общества.

Согласно штатному расписанию ООО «ЛВК Лигал Групп», в дирекции Общества предусмотрены четыре должности, из которых: генеральный директор – 1 единица, секретарь руководителя – 1 единица, аудитор – 3 единицы, помощник аудитора – 1 единица.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на аудитора ФИО возложено исполнение обязанностей по сдаче бухгалтерской (финансовой) отчетности; и по сдаче налоговой отчетности, документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В связи с изданием данного приказа в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ООО «ЛВК Лигал Групп» и ФИО, были внесены дополнения, оформленные дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, которым трудовой договор дополнен п. 3.4, согласно которому работник (ФИО) обязуется осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета ООО «ЛВК Лигал Групп», в том числе предоставлять в уполномоченные органы бухгалтерскую и налоговую отчетность ООО «ЛВК Лигал Групп», а также документы и (или) иные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к трудовому договору подписаны генеральным директором ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В.

Возложение на ФИО перечисленных выше обязанностей согласуется с положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таким образом, ведение бухгалтерского учета и налоговой отчетности в Обществе возложено на аудитора ФИО

Будучи допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО подтвердила, что ведение бухгалтерского и налогового учета ООО «ЛВК Лигал Групп», в том числе обязанность предоставлять в уполномоченные органы бухгалтерскую и налоговую отчетность ООО «ЛВК Лигал Групп», а также документы и (или) иные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля входит в её должностные обязанности с ДД.ММ.ГГГГ. Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 1 квартал 2021 года был предоставлен в налоговый орган с нарушением установленного срока по её вине, поскольку она забыла предоставить сведения по указанной форме.

Оценивая показания свидетеля ФИО в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд придает им доказательственное значение пол делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, подтверждаются письменные документами, а потому оснований не доверять им у суда не имеется.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что генеральным директором ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В. предприняты надлежащие меры по организации своевременного представления в налоговые органы налоговой отчетности общества путем возложения соответствующих обязанностей на аудитора, в связи с чем вывод мирового судьи о виновности Кочановой Л.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

жалобу Кочановой Л.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора ООО «ЛВК Лигал Групп» Кочановой Л.В. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ю.В. Власова