ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-715/2013 от 13.11.2013 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

материал №12-715/2013

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 13 ноября 2013 года

Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кукеева Р.Х.,

с участием: защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 – Демченко Е.В. и ФИО2, действующих на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по месту регистрации по адресу: <адрес>,

на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 26 июля 2013 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО4 в отношении должностного лица уполномоченного органа – заведующей сектором запроса котировок цен Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1, по ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

09 июля 2013 года специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) ФИО5 в отношении должностного лица уполномоченного органа – заведующей сектором запроса котировок цен Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1, был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что заведующей сектором запроса котировок цен Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1 допущено нарушение ст.43 и ст.44 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о размещении заказов) при размещении уполномоченным органом на официальном сайте заказа путем запроса котировок цен №, выразившееся в установлении к участникам размещения заказа в составе котировочной заявки требования о представлении документов и сведений, не предусмотренных нормами ст.ст.43, 44 указанного Закона.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО4 от 26 июля 2013 года № по делу об административном правонарушении ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

С данным постановлением лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, не согласилась, просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку изложенные в постановлении выводы Тюменского УФАС России основаны на неправильном толковании норм Закона о размещении заказов и Гражданского кодекса РФ, а включение в извещение о запросе котировок п.13 о подтверждении полномочий представителей участников размещения заказа доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией, соответствует ч.3 ст.8 Закона о размещении заказов и согласуется с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом ст.ст.43, 44 Закона о размещении заказов не содержат запрета на указание каких-либо дополнительных сведений в форме котировочной заявки. Кроме того, п.13 извещения о запросе котировок, носит информационный характер, так как не включен в раздел «Требования к форме котировочной заявки», а вынесен в отдельный пункт, следовательно, участникам размещения заказа не предъявлялись требования, не установленные ст.44 Закона о размещении заказов, в связи с чем, извещение о запросе котировок соответствует указанному Закону. Полагает, что ее вина в совершении административного правонарушения должностным лицом не установлена, материалами дела не доказана, поскольку типовую форму бланка котировочной заявки, в который включен п.13, она не утверждала, не подписывала, не согласовывала и не визировала, а лишь выполняла обязанности, возложенные на нее должностным регламентом. В жалобе указывает, что штраф наложен на нее как на должностное лицо согласно статье 2.4 КоАП РФ, однако она должностным лицом не является. Вместе с тем, статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, положения которой могут быть применены в настоящем случае, поскольку допущенное нарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло каких-либо ущемлений прав участников размещения заказа. Жалоба ЗАО <данные изъяты>, послужившая поводом для проведения Тюменским УФАС России проверки в Управлении, решением Комиссии Тюменского УФАС России признана необоснованной.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1

Защитники лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1 – Демченко Е.В. и ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель Тюменского УФАС России ФИО3 полагала, что постановление № о назначении административного наказания от 26 июля 2013 года вынесено в отношении должностного лица уполномоченного органа – заведующей сектором запроса котировок цен Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1 законно и обоснованно, в удовлетворении жалобы следует отказать.

Исследовав представленные в суд материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвовавших лиц, обсудив доводы жалобы, судья находит постановление от 26 июля 2013 года № о назначении административного наказания заведующей сектором запроса котировок цен Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1 законным и обоснованным.

Из обстоятельств дела об административном правонарушении следует, что в Тюменское УФАС России ДД.ММ.ГГГГ поступила жалоба ЗАО <данные изъяты> на действие котировочной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области (далее – уполномоченного органа) при проведении запроса котировок № на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган признан нарушившим ст.ст.43, 44 Закона о размещении заказов при проведении вышеуказанного запроса котировок цен № на оказание услуг.

На основании решения Комиссии Тюменского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу № представленные уполномоченным органом материалы жалобы переданы уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц заказчика и уполномоченного органа.

Согласно п.1.2. Положения об управлении государственных закупок Тюменской области №20-п (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 06 февраля 2006 года, Управление является координирующим и единственным уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков для государственных нужд Тюменской области.

В соответствии с п.п.3.5, 3.11 Положения уполномоченный орган определяет сроки и способы размещения заказов для государственных нужд Тюменской области путем принятия решения о размещении заказа, в том числе, путем запроса котировок цен.

Порядком взаимодействия уполномоченных органов и государственных заказчиков, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2010 года №2100-рп. «О мерах по реализации Закона о размещении заказов» регулируется взаимодействие государственных заказчиков и уполномоченного органа и определено, что извещение о проведении запроса котировок цен разрабатывает и размещает на Официальном сайте сети Интернет уполномоченный орган.

В соответствии с п.п.1.1, 3.6 Положения о секторе запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области, утвержденного начальником Управления 01 августа 2011 года (далее – Положение о секторе), сектор запроса котировок цен является структурным подразделением отдела размещения государственного заказа Управления, создан с целью обеспечения исполнения требований законодательства по организации размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тюменской области.

В соответствии с п.3.4 Положения о секторе в основные функции сектора запроса котировок цен входит, в том числе, подготовка извещений о проведении запросов котировок цен, размещение информации о государственном заказе на поставку товаров (работ, услуг) на общероссийском официальном сайте, в электронной системе «АЦК-Госзаказ», электронной площадке.

На основании заявки заказчика ГБУ Тюменской области <данные изъяты> уполномоченным органом на официальном сайте объявлено о размещении заказа путем запроса котировок цен № на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Статьями 43 и 44 Закона о размещении заказов установлены перечни сведений, которые должны содержать запрос котировок и котировочная заявка. Котировочная заявка, направляемая участником запроса котировок цен, должна соответствовать требованиям ст.44 Закона о размещении заказов, устанавливающей исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в форме котировочной заявки участника запроса котировок, то есть при проведении запроса котировок уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Вместе с тем, согласно ч.3 ст.8 Закона о размещении заказов участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Согласно ч.1 ст.182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия лица могут быть основаны как на доверенности, так и на указании закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Однако, в нарушение требований закона, помимо перечисленных в ст.44 Закона о размещении заказов необходимых сведений, к участникам размещения заказа предъявлено требование (п.13 извещения запроса котировок) о подтверждении полномочий представителя доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенная копия, не предусмотренное ст.44 Закона, поскольку гражданское законодательство наделяет некоторых субъектов выступать в гражданском обороте без доверенности.

Согласно п.4 Положения о секторе, сектор запроса котировок наделен правом вносить предложения на рассмотрение начальником Управления по вопросам, относящимся к компетенции сектора, подписывать и визировать документы, в пределах своей компетенции.

В соответствии с п.5 Положения о секторе заведующий сектором обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на сектор, организует и осуществляет подготовку извещения о проведении запроса котировок цен.

В соответствии с п.6 Положения заведующий сектором несет персональную ответственность за выполнение возложенных на сектор задач и функций за визируемые и подписываемые им документы. 01 августа 2011 года ФИО1 была ознакомлена с Положением о секторе.

Согласно ч.4 ст.7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к участникам размещения заказов, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений.

Согласно ст.62 Закона о размещении заказов, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом Управления государственных закупок по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе государственного служащего на иную должность государственной гражданской службы ФИО1 переведена на должность заведующего сектором запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области.

Согласно должностному регламенту заведующего сектором запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области от 27 апреля 2012 года в обязанности заведующего сектором входит, в том числе, контроль за исполнением специалистами сектора своих должностных обязанностей, осуществление своевременного формирования в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов извещений о запросе котировок цен, организация и осуществление размещения информации о государственном заказе на поставку товаров (работ, услуг) на общероссийском официальном сайте, в электронной системе «АЦК-Госзаказ» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть заведующая сектором запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1 является должностным лицом, ответственным за организацию и осуществление подготовки извещения о проведении запроса котировок цен № на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств посредством установления требований к участникам размещения заказа, соответствующих законодательству о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ подтверждается: протоколом № от 09 июля 2013 года, извещением о проведении запроса котировок цен № на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, согласно которому к участникам размещения заказа в составе котировочной заявки установлено требование подтвердить полномочия представителей доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией; протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок по № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому котировочные заявки ЗАО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>, ООО СК <данные изъяты>, ОАО <данные изъяты> по причине несоответствия заявки п.13 извещения запроса котировок; приказом №14-ОД от 12 марта 2013 года об утверждении типовой формы документов, применяемых при размещении запроса котировок.

Кроме того, в силу ч.2 ст.15 Федерального закона №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2012 года) гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Так, ФИО1, будучи заведующей сектором запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области, не предприняла никаких мер с целью устранения нарушений законодательства в сфере размещения заказов, зная, либо в силу наделенных должностных обязанностей должна была знать, что типовая форма котировочной заявки, утвержденная начальником Управления, не соответствует требованиям статей 43 и 44 Закона о размещении заказов, вследствие включения п.13, в результате ее противоправного действия (бездействия) были отклонены котировочные заявки ЗАО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>, ООО СК <данные изъяты>, ОАО <данные изъяты> по причине несоответствия заявок указанному пункту.

На основании изложенного, судья полагает, что виновность ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по обеспечению соблюдения требований ст.ст.43, 44 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа для государственных нужд Тюменской области путем проведения запроса котировок цен должностным лицом – заведующей сектором запроса котировок цен ФИО1 имеет место, поэтому факт административного правонарушения и его состав судья считает установленными.

Доводы ФИО1 об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, поскольку требования ст.ст.43,44 Закона о размещении заказов ей нарушены не были, п.13 в извещение запроса котировок включен в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и Гражданского кодекса Российской Федерации, она необоснованно привлечена к ответственности как должностное лицо, поскольку таковым не является, были проверены при рассмотрении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы ФИО4, им дана должная оценка.

Судом данные доводы также не могут быть приняты во внимание, так как опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Заявленный в судебном заседании довод защитника Демченко Е.В. о необоснованности привлечения ФИО1 по результатам рассмотрения жалобы ЗАО <данные изъяты> Тюменским УФАС России, также является несостоятельным, поскольку в силу ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) уполномоченного органа котировочной комиссии. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.

В соответствии с ч.12 ст.17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения внеплановой проверки факта совершения уполномоченным органом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Судья полагает, что виновность ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении, и она обоснованно привлечена к административной ответственности как должностное лицо.

Таким образом, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.7.30 КоАП РФ сомнений не вызывает, ее действия должностным лицом квалифицированы правильно. Вывод должностного лица о нарушении ФИО1 требований ст.ст.43, 44 Закона о размещении заказов является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Наказание в виде административного штрафа, который применен к ФИО1 за совершение административного правонарушения, назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом всех обстоятельств дела, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

В своей жалобе ФИО1 просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью и ограничиться устным замечанием, поскольку ущемления прав участников запроса котировок и охраняемых общественных отношений не наступило.

Судья считает, что указанный довод ФИО1 является необоснованными, поскольку ответственность за совершение данного правонарушения наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, несоблюдение порядка размещения заказа с нарушением требований, установленных Законом о размещении заказов, влечет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, судья пришел к выводу, что постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 26 июля 2013 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО4, в отношении заведующей сектором запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1, вынесено с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленные в постановлении обстоятельства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не имеется, оснований для отмены указанного постановления не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 26 июля 2013 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО4 в отношении заведующей сектором запроса котировок цен отдела размещения государственного заказа Управления государственных закупок Тюменской области ФИО1 по ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 на указанное постановление – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Тюмени.

Судья ______________ Р.Х. Кукеева