ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-717/16 от 04.10.2016 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-717/16

Р Е Ш Е Н И Е

04 октября 2016 года Санкт-Петербург

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,

с участием защитника ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» И.И.Маковской,

рассмотрев жалобу защитника ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Инспекции – заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Тратникова Е.И. в отношении юридического лица

ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района», <данные изъяты>,

привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Инспекции – заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Тратникова Е.И. ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного по ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

При этом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной проверки по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> выявлены нарушения «Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 г. №1334 (далее – Правила), а именно:

<адрес>, с 10-00 до 10-05

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-05 до 10-10

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-10 до 10-15

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-15 до 10-20

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-25 до 10-30

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-30 до 10-35

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-35 до 10-40

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-45 до 10-50

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

<адрес>, с 10-50 до 10-55

- не обеспечена уборка снега, снежных шапок с крыш, допущено свисание снега, сосулек с кровли дома, меры, обеспечивающие безопасность пешеходов, не приняты (п. 5.13 Правил),

В жалобе, поданной в Петроградский районный суд защитник ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» А.Н.Демина просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что нарушены сроки проведения проверки, кроме того, в деле отсутствуют документы, раскрывающие, в чем заключалось нарушение п.5.6 Правил, какие виды кровель имеют многоквартирные дома.

Решением Петроградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. При этом указано, что районным судом не проверена правильность квалификации действий юридического лица.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, жалоба возвращена в Петроградский районный суд на новое рассмотрение.

В судебное заседание защитник ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» И.И.Маковская явилась, доводы жалобы поддержала, пояснив, что постановление инспекции подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях «Жилкомсервис №2 Петроградского района» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд находит жалобу ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Допрошенный с судебном заседании свидетель <ФИО>1, ведущий специалист-юрисконсульт Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, показал, что действия ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» были квалифицированы по ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», потому что, хотя юридическое лицо и действует на основании лицензии, но непосредственно выявленные нарушения связны именно с договорными отношения по содержанию многоквартирного дома и несоблюдением «Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга».

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, элементов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи.

Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из содержания приведенных норм следует, что законодателем установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.

ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района», как организация ведущая деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляет ее на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ.

Мероприятия по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства проведены жилищной инспекцией согласно акту ДД.ММ.ГГГГ.

При этом проведена проверка крыш и внутридворовых территорий многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» на основании, в том числе, вышеуказанной лицензии.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Таким образом, поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договоров управления (государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ), которые предусматривают, в том числе, работы по очистке крыш от снега и наледи, вывоз снега, сброшенного с крыш (приложение №3) и ведутся на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п.7. ч.1 ст.193, ч.2.3 ст.161 ЖК РФ), а потому осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).

Согласно правовой позиции, выраженной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.3 КоАП РФ, имеют иной родовой состав, чем предусмотренный ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», и их рассмотрение подведомственно только суду.

Таким образом, переквалифицировать действия ООО Жилкомсервис №2 Петроградского района» с ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» на ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ настоящим решением суда не представляется возможным.

В силу п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Инспекции – заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Тратникова Е.И. в отношении ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» подлежит отмене, поскольку в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного с ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», а производство по делу прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Инспекции – заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Тратникова Е.И. о привлечении ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» к административной ответственности по ч.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» удовлетворить.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья Е.В.Медведева