ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-717/2023 от 09.10.2023 Благовещенского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0004-01-2023-006519-15

Дело № 12-717/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Н.И.,

с участием ФИО1, защитника Жуковой О.В., представителя УФК по амурской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 23 июня 2023 года № 23-19-18/2023-393 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее – УФК по Амурской области) от 23 июня 2023 года № 23-19-18/2023-393 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении исполнительного директора некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» (далее – НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области») ФИО1 прекращено на основании ст. 2.9 КоАП, в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявлено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением, исполнительный директор НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований, отмечая, что субъективная сторона административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом, указала, что постановление нарушает ее права, так как устанавливает ее вину в совершении административного правонарушения, которое она не совершала. Как следует из доводов жалобы и дополнений к ней конкурс «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных организаций» не являлся самостоятельным мероприятием в направлении расходования субсидии федерального бюджета, а являлся частью мероприятия регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года», утвержденного в установленном порядке дополнительной сметой. Мероприятие было проведено за счет средств областного бюджета, а в конце 2021 года были утверждены уточненная смета и направления расходования бюджетных средств. Проведение конкурса в рамках номинации «Лучший проект социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей» согласовано в установленном порядке и утверждено в направлении расходования бюджетных средств, не противоречит целевой аудитории, полностью соответствует целям последнего и, следовательно, не влечет использования денежных средств на его проведение не по целевому назначению. Включение конкурса «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных организаций» в мероприятие «Лучший проект социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей» подтверждено самим УФК по Амурской области: при анализе этих двух мероприятий, в т. ч. сметы расходов по ним не признано нецелевое использование бюджетных средств общие расходы на проведение мероприятий оформление зала, ведущие трансляция, кофе-брейк и т.д.

По факту оплаты услуг по размещению геоконтексной рекламы в электронном справочнике «2ГИС» (далее – 2ГИС) указала, что на момент принятия решения о предоставлении поддержки и заключения договоров на получение услуги все получатели являлись СМСП. Так, ООО «Рубикон-Амур» прошел скоринг в системе *** 18 апреля 2022 года, заявка № 2779154, где установлен факт нахождения ООО «Рубикон-Амур» в реестре СМСП. ИП ИС прошел процедуру прескоринга в системе системе *** 27 сентября 2022 года, заявка № 6819323, на данную дату находился в реестре СМСП. ООО «Профишоп» прошел скоринг в системе *** 13 мая 2022 года, заявка № 3270259, где установлен факт нахождения ООО «Профишоп» в реестре СМСП. ИП РД прошел процедуру скоринга в системе *** 12 апреля 2022 года, заявка № 2743381, на данную дату находился в реестре СМСП. ИП АН прошел процедуру скоринга в системе *** 18 апреля 2022 года, заявка № 2779161, на данную дату находился в реестре СМСП. ООО «Скиф» прошел скоринг в системе *** 26 апреля 2022 года, заявка № 2843267, где установлен факт нахождения ООО «Скиф» в реестре СМСП. В связи с непредоставлением отчетности ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп», ИП АН исключены из реестра. ООО «Скиф» включено в Реестр 10 октября 2022 года, в настоящий момент организации находится в Реестре. При этом процедурами работы организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотрена однократная, максимум двукратная проверка статуса субъекта на момент принятия решения об оказании поддержки. Само же по себе исключение из Реестра с достоверностью не подтверждает, что получатели поддержки потеряли статус субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), установленный ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Организации существенно не изменили численность и доходность и соответствуют критериям отнесения к СМСП. Кроме того, проверяющим органом не был учтен абонентский характер договора с 2ГИС – пакетное предоставление услуг, которое не предполагает дробление услуги по дням. Также при утрате статуса индивидуального предпринимателя или ликвидации общества с ограниченной ответственностью, СМСП, исходя из презумпции добросовестности, лицо должно уведомить своих кредиторов о прекращении предпринимательской деятельности. При подаче заявки в 2ГИС получатель поддержки дает отдельное обязательство уведомлять организацию о прекращении статуса коммерческой организации. Данные нарушения произошли в результате неуведомления получателями услуг ни заказчика, ни исполнителя, следовательно, вина НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» в данном случае отсутствует.

Срок подачи жалобы заявителем не пропущен.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник настаивали на доводах жалобы и представленных дополнений.

В судебном заседании представитель УФК по Амурской области просила суд отказать в удовлетворении жалобы, поддержала доводы письменных пояснений по делу, указала, что обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив жалобу и материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Амурской области от 11 января 2023 года № 3 «О назначении плановой выездной проверки НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» и п. 2 Плана контрольных мероприятий УФК по Амурской области на 2023 год, УФК по Амурской области в период с 16 января 2023 года по 13 марта 2023 года в отношении НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года, по результатам которой УФК по Амурской области выявлены нарушения, выразившиеся в том, что исполнительным директором НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» ФИО1 не соблюдены требования п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), п. 1.1, 4.3.2, 4.3.12 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16 июня 2021 года № 40-2021-01234 (с учетом дополнительных соглашений), п. 1.1, 2.1, 4.3.3, 4.3.13 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 23 марта 2022 года № 40-2022-000562, п. 1.1, 4.3.3, 4.3.13 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 23 марта 2022 года № 40-2022-000567, тем самым допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия):

1. В размере 169466,67 руб., выразившееся в оплате НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» ИП АВ на основании договора от 16 ноября 2021 года № 267 расходов по оказанию услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения конкурса «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных организаций», при отсутствии в направлении расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра «Мой бизнес» в 2021 году, а именно:

1) услуги съемки, монтаж презентационных роликов, транспортные расходы на сумму 120000 руб. (8 роликов?15000 руб.);

2) изготовление статуэток на сумму 10000 руб. (18750/15?8 шт.);

3) дизайн, печать дипломов, рамки для дипломов на сумму 3200 руб. (6000/15?8 шт.);

4) подарочные сертификаты номиналом 3000 на сумму 24000 руб. (45000/15?8 шт.);

5) цветочные букеты на сумму 12266,67 руб. (23000/15?8 шт.).

2. В размере 40735,35 руб. и 95836,47 руб., выразившееся в оплате НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» услуг по размещению геоконтекстной рекламы в 2ГИС, оказанных лицам, не являющимся СМСП, а именно:

1) ООО «Рубикон-Амур» (договор от 22 апреля 2022 года № 87) за период с 11 июля 2022 года по 31 октября 2022 года в сумме 27823,35 руб. (июль – 5125,35 руб. (7566 руб./31?21), август-октябрь – 22698 руб. (7566?3), которое после 10 июля 2022 года СМСП не являлось;

2) ИП ИС (договор от 22 апреля 2022 года № 88) за период с 21 сентября 2022 года по 31 октября 2022 года в сумме 12912 руб. (сентябрь – 3228 руб. (9684 руб./30?10), октябрь – 9684 руб., который прекратил деятельность 20 сентября 2022 года;

3) ИП РД (договор от 15 апреля 2022 года № 43) за период с 28 июня 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 28294,60 руб. (июль – 1300,60 руб. (13006 руб./30?3), июль-сентябрь – 26994 руб. (13006+6994+6994), который прекратил деятельность 27 июня 2022 года;

4) ИП АН (договор от 21 апреля 2022 года № 77) за период с 11 июля 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 26774,19 руб. (июль – 6774,19 руб. (10000 руб./31?21), август-сентябрь – 20000 руб. (10000?2), который после 10 июля 2022 года СМСП не являлся;

5) ООО «Профишоп» (договор от 31 мая 2022 года № 194) за период с 11 июля 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 31779,68 руб. (июль – 8547,68 руб. (12618 руб./31?21), август – 12618 руб., сентябрь – 10614 руб., которое после 10 июля 2022 года СМСП не являлось;

6) ООО «Скиф» (договор от 29 августа 2022 года № 388) за период с 1 сентября 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 8988 руб., которое на дату заключения договора и оказания услуг СМСП не являлось.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении исполнительного директора НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» ФИО1 дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ, и последующего прекращения дела в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявления устного замечания.

В соответствии с п. 2 ст. 78.1 БК РФ в федеральном законе о федеральном бюджете, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями) утвержден национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утвержден Минэкономразвития России (далее – Национальный проект).

В структуру Национального проекта, сроком реализации с 15 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года, входят федеральные проекты: «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»; «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»; «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов СМСП и самозанятыми гражданами».

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 316 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В структуру Государственной программы от 15 апреля 2014 года № 316 включено направление «Развитие малого и среднего предпринимательства», в рамках которого реализовываются мероприятия национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В приложении № 10 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» приведены правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации (Правила Приложение № 10 к Государственной программе № 316).

Данные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения в 2019-2020 годах субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Как следует из с п. 3 Правил Приложения № 10 к Государственной программе № 316 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при реализации: а) федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; б) федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; в) федерального проекта «Популяризация предпринимательства».

В приложении № 35 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» приведены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации (Правила Приложение № 35 к Государственной программе № 316).

Правила в Приложении № 35 к Государственной программе № 316 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения начиная с 2021 года субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В силу с п. 3 Правил Приложения № 35 к Государственной программе № 316 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов в рамках следующих федеральных проектов: а) федеральный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», включающий мероприятие, направленное на достижение целей, показателей и результатов соответствующего регионального проекта; б) федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», включающий мероприятия, направленные на достижение целей, показателей и результатов соответствующих региональных проектов; в) федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», включающий мероприятия, направленные на достижение целей, показателей и результатов соответствующих региональных проектов.

Исходя из положений пп. «а» п. 9 Правил Приложений № 10 и № 35 к Государственной программе № 316 одним из условий предоставления субсидии субъектам Российской Федерации является наличие государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, в которой региональный проект, соответствующий федеральному проекту, обособлен в виде отдельного структурного элемента, включающей перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 445 утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», целью которой является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Амурской области.

Государственная программа включает в себя 8 подпрограмм, в частности, подпрограмму «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области», сроком реализации 2014-2025 годы, целью которой является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области.

Решение задач, поставленных указанной подпрограммой, обеспечивается посредством реализации мероприятий, объединенных в основные мероприятия, к которым, в том числе отнесены: «Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Региональный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация (вовлечение))».

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса относительно вменяемого ФИО1 нарушения п. 2 ст. 78.1 БК РФ, п. 1.1, 4.3.2, 4.3.12 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16 июня 2021 года № 40-2021-01234 (далее – Соглашение № 40-2021-01234), суд приходит к следующему.

Как подтверждается материалами дела размер денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (в части поддержки начинающих предпринимателей, (на развитие центров «Мой бизнес»)) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии № 139-09-2021-134 от 25 декабря 2020 года первоначально в 2021 году составил 5 809 200 руб. С 9 ноября 2021 года размер денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в указанной части в 2021 году составил 19809200 руб.

Предоставление субсидий НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления субсидии некоммерческим организациям на создание и (или) развитие центров «Мой бизнес», утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 7 мая 2019 года № 235 (далее – Порядок № 235).

Согласно п. 2 Порядка № 235 субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета – Министерством экономического развития и внешних связей Амурской области (далее – Минэкономразвития и Внешних Связей АО) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минэкономразвития и Внешних Связей АО на предоставление субсидии.

16 июня 2021 года между Минэкономразвития и Внешних Связей АО и НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии № 40-2021-01234, в целях достижения результатов федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также создания и (или) развития центров «Мой бизнес», обеспечивающих организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн и онлайн-форматах физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, СМСП, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (раздел I Соглашения).

Согласно п. 2.1 Соглашения № 40-2021-01234, на дату его заключения субсидия была представлена в размере 5 988 865,98 руб.

Во исполнение п. 4.1.2, 4.3.1, 4.3.1.1 Соглашения № 40-2021-01234 Минэкономразвития и Внешних Связей АО были утверждены сведения о направлениях расходования целевых средств на 2021 год, п. 5 которых на дату их согласования не предусматривал финансирование на проведение региональных этапов всероссийских мероприятий.

Услуги по организации и проведению торжественной церемонии награждения регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года» и конкурса «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных организаций» на основании договора от 16 ноября 2021 года № 267, заключенного с ИП АВ были оплачены НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» в сумме 554795 руб. за счет средств областного бюджета, в том числе и спорные 169466,67 руб.

При этом п. 6.2 Положения о региональном конкурсе «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных учреждений» закреплено, что победители конкурса в каждой номинации получают почетные дипломы, призы и ценные подарки; виды специальных призов, а также их денежный эквивалент утверждается руководителем Организационного комитета в рамках сметы Конкурса.

В то же время, в утвержденную смету расходов (Приложение № 2 к договору от 16 ноября 2021 года № 267) включены расходы, в том числе по оплате услуг съемки, монтажа презентационных роликов, транспортных расходов, изготовлению статуэток; дизайну, печати дипломов, рамок для дипломов, подарочных сертификатов номиналом 3000 руб., цветочных букетов.

В результате дополнительного финансирования НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» было проведено возмещение расходов, выделенных из областного бюджета на проведение мероприятия «Региональный этап конкурса «Лучший социальный проект 2021», включая конкурс «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных учреждений».

Пунктом 7 Правил Приложения № 35 к Государственной программе № 316 предусмотрено, что Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) определяет перечень и формы документов, а также сроки и порядок представления документов субъектом Российской Федерации в Минэкономразвития России для рассмотрения (согласования) мероприятий (пункт «б»); осуществляет экспертизу комплектов документов, представляемых субъектами Российской Федерации, при этом может привлекать к работе экспертов из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, независимых представителей общественных, деловых объединений и иных организаций (далее – экспертная группа) (пункт «в»); формирует экспертную группу, утверждает ее состав и определяет порядок ее работы (пункт «г»).

Таким образом, Минэкономразвития России наделено полномочиями по запросу у субъектов Российской Федерации документов, для рассмотрения (согласования) мероприятий, проводимых в целях реализации региональных проектов, а также по проведению проверки, предоставляемых субъектом Российской Федерации документов, в частности, посредством проведения заседаний экспертной группы.

Приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 года № 769 создана экспертная группа, привлекаемая Минэкономразвития России для осуществления экспертизы комплектов документов, представляемых субъектами Российской Федерации в целях предоставления субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации (далее – Приказ № 769).

Пунктом 5 Приказа № 769 предусмотрено, что экспертная группа представляет в Минэкономразвития и Внешних Связей АО заключения и рекомендации по представленным субъектами Российской Федерации комплектам документам, в частности, по следующим направлениям: а) соответствие мероприятий, предлагаемых субъектами Российской Федерации в рамках реализации региональных проектов за счет субсидии, направлениям (мероприятиям) федеральных проектов, в том числе количественным и качественным показателям и результатам, предусмотренным указанными федеральными проектами, а также нормативным правовым актам Минэкономразвития и Внешних Связей АО; в) полнота и качество обоснования субъектом Российской Федерации целесообразности реализации мероприятий региональных проектов.

Исходя из п. 12 Приказа № 769 заседания экспертной группы проводятся по мере необходимости и проходят в очной или заочной форме. Решение о проведении заседания и его форме принимает председатель экспертной группы.

Из материалов дела следует, что Минэкономразвития России, в связи с увеличением федерального финансирования, была представлена возможность направить в срок до 3 декабря 2021 года предложения по внесению изменений в направления расходования субсидии федерального бюджета, в частности, в рамках реализации федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», что отражено в письме от 30 ноября 2021 года № Д13и-37781.

НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» письмом от 2 декабря 2021 года № 375 были направлены соответствующие документы в Минэкономразвития и Внешних Связей АО, в частности, смета с расшифровкой отдельных статей, в том числе в части п. 5 направления расходования. Указанные документы письмом Минэкономразвития и Внешних Связей АО от 3 декабря 2021 года № 9436-12 были направлены в Минэкономразвития России. В п. 5 раздела «Мероприятия» направления на 2021 год, указано мероприятие «проведение региональных этапов всероссийских и международных мероприятий (конкурсов, премий и т. п.)», на которое заложена сумма 554 795 руб. В расшифровке сметы, являющейся неотъемлемым документом для согласования, в п. 5 указана тема мероприятия – «Региональный этап конкурса «Лучший социальный проект 2021 года», в которое включен конкурс «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных учреждений» (дата проведения – 17 ноября 2021 года).

На заочном заседании экспертной группы, привлекаемой Минэкономразвития России для осуществления экспертизы комплектов документов, представляемых субъектами Российской Федерации в целях предоставления субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, экспертной группой был рассмотрен вопрос о согласовании изменений в направлениях расходования субсидии из федерального бюджета в рамках соглашений 2021 года по федеральному проекту «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» («Вовлечение»), что отражено в п. 3.2 Протокола от 10 декабря 2021 года № 6.

Экспертной группой было принято решение согласовать изменения в направлениях расходования субсидии федерального бюджета в рамках соглашений 2021 года по федеральному проекту «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» («Вовлечение») в соответствии с Приложением № 1 к протоколу графа № 4 (п. 4.2. Протокола от 10 декабря 2021 года № 6). Согласно Приложению № 1 к протоколу от 10 декабря 2021 года № 6 (графа № 4) размер средств субсидии для Амурской области на реализацию федерального проекта «Вовлечение» в 2021 году составил 19 809 200 руб.

Таким образом, в установленном порядке было принято решение о выделении на реализацию федерального проекта «Вовлечение» в 2021 году средств субсидии в размере 19 809 200 руб., были согласованы и утверждены уточненные направления на 2021 год, п. 5 раздела «Мероприятия», которых содержит мероприятие «проведение региональных этапов всероссийских и международных мероприятий (конкурсов, премий и т. п.)», на которое заложена сумма 554 795 руб.

Включение конкурса «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных учреждений» в мероприятие – «Региональный этап конкурса «Лучший социальный проект 2021 года» подтверждается расшифровкой к смете, при учете которой принималось решение Минэкономразвития России о согласовании изменений в направлениях расходования субсидии федерального бюджета на 2021 год.

На основании изложенного, конкурс «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных учреждений» был правомерно включен в мероприятие – «Региональный этап конкурса «Лучший социальный проект 2021 года», проведение которого в сумме 554 795 руб. в установленном порядке согласовано в направлениях расходования на 2021 год. Средства субсидии на оплату услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения по договору от 16 ноября 2021 года № 267, в части суммы 169466,67 руб., были израсходованы в соответствии с целями их предоставления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данной части в действиях ФИО1 состав вменяемого правонарушения отсутствует.

Относительно вменяемого ФИО1 нарушения п. 2 ст. 78.1 БК РФ, пунктов 1.1, 2.1, 4.3.3, 4.3.13 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 23 марта 2022 года № 40-2022-000562 (далее – Соглашение № 40-2022-000562), п. 1.1, 4.3.3, 4.3.13 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 23 марта 2022 года № 40-2022-000567 (далее – Соглашение № 40-2022-000567), суд приходит к следующему.

Как подтверждается материалами дела, НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» за счет средств субсидии, полученной по Соглашению № 40-2022-000562, предоставляемой в целях достижения результатов федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в частности, были оплачены услуги ООО «ДубльГИС-Благовещенск» по размещению геоконтекстной рекламы в 2ГИС, оказанные получателям поддержки:

– ООО «Рубикон-Амур» по договору от 22 апреля 2022 года № 87 за период с 1 мая 2022 года по 31 октября 2022 года в сумме 45396 руб.;

– ИП ИС по договору от 22 апреля 2022 года № 88 за период с 1 мая 2022 года по 31 октября 2022 года в сумме 58104 руб.

Также НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» за счет средств субсидии, полученной по Соглашению № 40-2022-000567, предоставляемой с целью достижения результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», были оплачены услуги ООО «ДубльГИСБлаговещенск» по размещению геоконтекстной рекламы в 2ГИС, оказанные получателям поддержки:

– ИП РД по договору от 15 апреля 2022 года № 43 за период с 1 мая 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 53006 руб.;

– ИП АН по договору от 21 апреля 2022 года № 77 за период с 1 мая 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 50000 руб.;

– ООО «Профишоп» по договору от 31 мая 2022 года № 194 за период с 1 июня 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 48468 руб.;

– ООО «Скиф» по договору от 29 августа 2022 года № 388 за период с 1 сентября 2022 года по 30 сентября 2022 года в сумме 8988 руб.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Закон № 209-ФЗ, который также определяет понятия СМСП, инфраструктуры поддержки СМСП, виды и формы поддержки.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ в Единый реестр СМСП вносятся сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМСП, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Согласно ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ к таким условиям отнесены: 2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМСП: а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек); 3) доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (микропредприятия – 120 млн. руб.; малые предприятия – 800 млн. руб.).

В силу п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ содержащиеся в Едином реестре СМСП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из Единого реестра СМСП 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что критерием для оказания (получения) поддержки является соответствие условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в части среднесписочной численности работников и дохода от осуществления предпринимательской деятельности, а не само по себе нахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя в Едином реестре СМСП.

При этом на момент принятия решения о предоставлении поддержки и заключения договоров на получение услуги по размещению геоконтекстной рекламы в 2ГИС все получатели поддержки прошли скоринг (оценку) и процедуру прескоринга в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 года № 142, где все хозяйствующие субъекты находились в Едином реестре СМСП и соответствовали критериям закона и условиям предоставления поддержки, за исключением ООО «Скиф».

Согласно сведениям ЕГРЮЛ и Единого реестра СМСП, ООО Рубикон-Амур» был исключен из Единого реестра СМСП 10 июля 2022 года и включен в Единый реестр СМСП с 10 июля 2023 года; ИП ИС прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 20 сентября 2022 года; ИП РД прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 27 июня 2022 года; ИП АН был исключен из Единого реестра СМСП 10 июля 2022 года; ООО «Профишоп» исключен из Единого реестра СМСП 10 июля 2022 года и включен в Единый реестр СМСП с 10 июля 2023 года; ООО «Скиф» в Едином в реестре СМСП с 10 августа 2016 года по 10 июля 2022 года, с 10 октября 2022 года.

Как установлено решением Арбитражного суда Амурской области от 28 сентября 2023 года по делу № А04-5799/2023 и не оспаривается сторонами по настоящему делу, ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп» и ИП АН были исключены из Единого реестра СМСП, в связи с непредставлением указанными лицами отчетности, что следует из ответа УФНС России по Амурской области от 8 июня 2023 года № 22-11/026520@. В отношении ООО «Скиф» указано, что общество 10 октября 2022 года включено в Единый реестр СМСП и в настоящее время находится в нем. ИП ИС и ИП РД исключены из Единого реестра СМСП, так как сняты с учета в качестве индивидуальных предпринимателей (20 сентября 2022 года и 27 июня 2022 года соответственно). Из ответа УФНС России по Амурской области от 27 сентября 2023 года № 22-09/1/044575@ на запрос Арбитражного суда Амурской области о представлении сведений среднесписочной численности работников и дохода от осуществления предпринимательской деятельности получателей поддержки следует, что ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп» и ООО «Скиф» соответствуют установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ условиям.

С учетом изложенного, поскольку ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп» и ООО «Скиф» соответствуют критериям отнесения их к СМСП, так как их среднесписочная численность работников и доход, не превышают установленные законом пределы, следовательно, ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп» и ООО «Скиф» имели право на получение поддержки.

Средства субсидии, израсходованные получателям поддержки ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп», ООО «Скиф» не могут быть признаны нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку, фактически, были израсходованы на оказание услуг лицам, соответствующим критериям отнесения к СМСП.

Относительно получателя поддержки ИП АН, учитывается, что на момент подачи заявки 18 апреля 2022г. ИП АН также прошел процедуру скоринга в системе ***, на данную дату находился в реестре СМСП. Суд полагает, что административным органом не представлено доказательств того, что на момент получения поддержки из бюджетных средств среднесписочная численности работников данного ИП и доход от осуществления предпринимательской деятельности превысили установленные значения для отнесения его к СМСП.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом, бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

В данном случае виновность ФИО1 в нецелевом использовании бюджетных средств, в части оплаты Фондом услуг по размещению геоконтекстной рекламы в электронном справочнике 2ГИС, оказанных ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп», ООО «Скиф», ИП АН, не доказана.

Таким образом, постановление по делу подлежит изменению путем исключения из него выводов о виновности ФИО1 в нарушении пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, условий Соглашений о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16 июня 2021 года № 40-2021-01234, от 23 марта 2022 года № 40-2022-000562, от 23 марта 2022 года № 40-2022-000567, выразившихся в оплате Фондом ИП АВ на основании договора от 16 ноября 2021 года № 267 расходов по оказанию услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения конкурса «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных организаций», при отсутствии в направлении расходования субсидий федерального бюджета и бюджета субъекта РФ на финансирование центра «Мой бизнес» в 2021 году; а также выразившихся в оплате Фондом услуг по размещению геоконтекстной рекламы в электронном справочнике 2ГИС, оказанных лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп», ООО «Скиф», ИП АН

При этом суд соглашается с выводами административного органа в части факта нецелевого расходования бюджетных средств на оплату услуг по размещению геоконтекстной рекламы в 2ГИС ИП РД и ИП ИС, так как данные лица с момента прекращения деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей не могли являться получателями соответствующей поддержки.

Неуведомление указанными лицами НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» о прекращении деятельности ИП не исключает противоправный характер вменяемого ФИО1 правонарушения. Руководитель НО «Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области» ФИО1 имела реальную возможность по недопущению направления денежных средств субсидии на оказание поддержки лицам, которые утратили право на ее получение, поскольку оплата услуг по размещению геоконтекстной рекламы в 2ГИС проводилась ежемесячными платежами, что позволяло ФИО1 убедиться в том, что на момент оплаты то или иное лицо, получатель поддержки, не прекратило свою деятельность и не исключено из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП.

В данной части постановление по делу подлежит оставлению без изменения.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного должностное лицо – руководитель УФК по Амурской области исходил из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения и оценки конкретных обстоятельств его совершения, на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободил виновное лицо от административной ответственности и ограничился устным замечанием. При этом применение должностным лицом положений о малозначительности надлежащим образом им мотивировано, оснований для переоценки указанных выводов должностного лица по результатам рассмотрения жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление руководителя УФК по Амурской области от 23 июня 2023 года № 23-19-18/2023-393 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» ФИО1 изменить.

Исключить из постановления по делу выводы о виновности ФИО1 в нарушении пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, условий Соглашений о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16 июня 2021 года № 40-2021-01234, от 23 марта 2022 года № 40-2022-000562, от 23 марта 2022 года № 40-2022-000567, выразившихся в оплате Фондом ИП АВ на основании договора от 16 ноября 2021 года № 267 расходов по оказанию услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения конкурса «Лучшие воспитатели и педагоги негосударственных образовательных организаций», при отсутствии в направлении расходования субсидий федерального бюджета и бюджета субъекта РФ на финансирование центра «Мой бизнес» в 2021 году; а также выразившихся в оплате Фондом услуг по размещению геоконтекстной рекламы в электронном справочнике 2ГИС, оказанных лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении ООО «Рубикон-Амур», ООО «Профишоп», ООО «Скиф», ИП АН

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Благовещенского

городского суда Т.А. Коршунова