Дело № 12-718/17
РЕШЕНИЕ
02 ноября 2017 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Мальцева О.А., рассмотрев жалобу должностного лица ОАО «Алтайский завод агрегатов» ФИО2 на постановление государственного инспектора по надзору за металлургическими и коксохимическими производствами Сибирского управления Ростехнадзора от 10.08.2017 №№ УИН: № по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела по надзору за металлургическими и коксохимическими производствами Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ УИН: № должностное лицо ФИО4» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ УИН: №, при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте: «Участок литейный» рег. номер А63-00301-0001, расположенном по адресу .... принадлежащем ФИО5» выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 час. в области промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
1) сварочные технологии используемые на опасном производственном объекте «Участок литейный», рег. номер №, ФИО6», при ремонте и монтаже технических устройств не аттестованы в соответствии с приложением № Положения о Системе аттестации сварочного производства на объектах подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, по группе Металлургическое оборудование;
2) на предприятии не определен порядок утверждения инструкций, содержащих требования по промышленной безопасности, ведению технологических процессов, техническому обслуживанию и ремонту оборудования (согласно приказа «77/1 от ДД.ММ.ГГГГ, определен только порядок пересмотра данных инструкций);
3) опасная зона для нахождения людей возле металлургических агрегатов опасного производственного объекта «Участок литейный» рег. номер №, не определена проектной документацией;
4) удаляемые пылегазовоздушные смеси установки индукционной системы для плавки чугуна модель FS 60 Twin Power участка литейного, перед выбросом в атмосферу не подлежат очистке;
5) траверсы барабанных ковшей, эксплуатируемых на участке литейном не защищены кожухами от воздействия лучистого тепла;
6) на предприятии отсутствует технологическая инструкция по подготовке металлолома перед загрузкой в агрегат. В представленной технологической инструкции по эксплуатации вагранок, в разделе «Шихтовые материалы, топливо, их подготовка и контроль» указаны только требования по контролю металлолома. Требований по подготовке металлолома, указанных в разделе «Требования безопасности при подготовке лома и отходов черных и цветных металлов для переплава» ФНП «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», в представленной инструкции не предусмотрено;
7) на предприятии отсутствует технологическая инструкция, отражающая продолжительность нахождения залитых металлом форм в зоне активной вентиляции (в представленной выдержке из технологического процесса по изготовлению отливок К295М.201,данная информация отсутствует);
8) на предприятии не создана (отсутствует) служба контроля взрывобезопасности металлолома и не назначен ответственный специалист по контролю, а также не организован визуальный контроль металлолома и контроль сопровождающего документа, удостоверяющего взрывобезопасность каждой партии металлолома;
9) на предприятии отсутствует проект, определяющий способ теплоизоляции площадок печных, разливочных, литейных пролетов, расположенных в зоне выпуска расплавленных и раскаленных продуктов из печей и вагранок, а также балок, колонн, несущих и не несущих конструкций зданий и сооружений цеха, подвергающихся тепловому воздействию.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство прекратить. В обоснование указывает, что привлечение к административной ответственности должностного лица возможно лишь в том случае, если установлено нарушение обязательных норм и правил в области промышленной безопасности собственником опасных производственных объектов – юридическим лицом. В данном случае юридическое лицо ФИО7» к административной ответственности не привлечено. Полагает, что вывод проверки об отсутствии аттестации сварочного производства неправомерным, поскольку ФИО8» не осуществляет сварку, пайку, наплавку и прихватку элементов технических устройств и сооружений. При необходимости, общество обращается к специализированным организациям, с которыми заключаются соответствующие договора подряда. Также указал, что вопреки указанному в постановлении, на предприятии в 2015 году в связи с введением в действие ФНП был издан приказ, который устанавливает порядок утверждения всех документов, разрабатываемых на предприятии в области промышленной безопасности, в том числе инструкции. Указал, что проектной документации на опасный производственный объект действительно не имеется, поскольку он построен задолго до принятия ФЗ «О промышленной безопасности», следовательно, вывод проверки о том, что опасная зона для нахождения людей возле металлургических агрегатов опасного производственного объекта «Участок литейный» не определены проектной документацией, не может быть правомерным. Вместе с тем, обществом проведены экспертизы промышленной безопасности и здания, в котором расположен опасный производственный объект. Индукционная система для плавки чугуна, а также стальные канаты и цепи грузоподъемных устройств на момент проверки не эксплуатировались, следовательно, данные нарушения отсутствуют. Лицензия на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов у общества имеется, следовательно, оснований для повторной проверки не имелось.
Полагает, что при проведении проверки были допущены нарушения, а именно юридическое лицо не было уведомлено органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение плановых проверок юридических лиц эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется в отношении опасных производственных объектов 3 класса опасности не чаще, чем один раз в течение трех лет. Проверяемые объекты относятся к 3 классу опасности. Последний раз проверка ОАО «АЗА» состоялась в ноябре – декабря 2014 года. С момента окончания данной проверки ДД.ММ.ГГГГ до момента начала проверки в мае 2017 не прошло три года. На составление протокола об административном правонарушении заявитель не уведомлялся.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В судебном заседании установлено, что на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2017 год Сибирским управлением Ростехнадзора издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении плановой выездной проверки ОАО «Алтайский завод агрегатов».
Предметом настоящий проверки являлось соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ), других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
Определены сроки проведения проверки: Участок литейный рег. номер №, дата рег. ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности 3 – 30 рабочих дней, к проведению проверки приступить с ДД.ММ.ГГГГ, окончить не позднее ДД.ММ.ГГГГ; сеть газораспределения рег. Номер №, дата рег. ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности 3 – 20 рабочих дней, к проведению проверки приступить с ДД.ММ.ГГГГ, окончить не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжение о проведении плановой выездной проверки получено ФИО9 -ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№, а также вынесено оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ УИН: № которым должностное лицо ФИО10» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Оспаривая наличие состава и события правонарушения, ФИО2 ссылается на незаконность проведенной проверки и, как следствие, недопустимость использования составленного по ее результатам акта в качестве доказательства по делу.
Как следует из ч.ч.2, 3 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 настоящей статьи, начиная со дня: в) окончания проведения последней плановой проверки.
Согласно п. 5.1 этой же статьи Закона проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью: б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.
Исходя из буквального содержания п.5.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки может являться основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок.
Материалами дела подтверждается, что проверка была проведена в отношении объектов: участок литейный рег. номер А63-00301-0001, дата рег. 30.05.2000, сеть газораспределения рег. Номер А63-00301-0003, дата рег. 20.11.2003, относящихся к 3 классу опасности.
В данном случае проверка проводилась в целях установления соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2015 признано недействительным предписание Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что Управление проводило проверку с целью соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности и принятие предусмотренных законодательством РФ мер и (или) устранению последствий выявленных нарушений в результате которой выявлены нарушения на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, в качестве проверяемых объектов указаны: а) участок литейный (получение, транспортирование и использование расплавов чугуна и алюминия и сплавов на основе этих сплавов) (.... – рег. № А63-00301-0001); б) сеть газопотребления (.... – рег. № А653-00301-0003).
Принимая во внимание, что в Ежегодном плане проверок на 2014 год не отражены сведения о лицензии общества, в распоряжении указано на то, что проверяемыми объектами являются участок литейный и сеть газопотребления (ОПО с присвоенными им регистрационными номерами), в предписании указано на то, что выявлены нарушения в области промышленной безопасности (с указанием ОПО в пунктах с 5 по 33 участок литейный), с наименованием ОПО – участок литейный регистрационный номер А63-00301-0001 в оспариваемом постановлении также указано на то, что вменяется нарушение требований промышленной безопасности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (предусматривающей два состава: нарушение требований промышленной безопасности и лицензионных требований). В связи с чем Управлением фактически проводилась проверка в отношении соблюдения Обществом требований промышленной безопасности на ОПО: участок литейный и сеть газопотребления.
При этом, судьей установлено, что указанная выше проверка окончена в декабре 2014 года.
С учетом положений указанных выше норм п.5.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч.2 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановая проверка общества подлежала включению в ежегодный план проведения проверок не ранее истечения этого срока, то есть не ранее декабря 2017 года. До указанной даты у административного органа отсутствовали основания для включения проверки в план ежегодных проверок.
Вместе с тем, настоящая проверка проведена в июне 2017 года.
Таким образом, проведение проверки было включено в ежегодный план, распоряжение о ее проведении вынесено, и проведение проверки назначено до истечения срока, указанного в п.5.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч.2 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то есть при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований и с нарушением периодичности проведения проверок.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора отдела по надзору за металлургическими и коксохимическими производствами Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ УИН: № по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО11» ФИО1 подлежит отмене, производство по настоящему делу об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела по надзору за металлургическими и коксохимическими производствами Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ УИН: № по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня получения через Центральный районный суд г. Барнаула.
Судья О.А. Мальцева