№ 12-719/2021
66RS0001-01-2021-005881-39
РЕШЕНИЕ
20 августа 2021 года г. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Молчанова П.О. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО2,
установил:
постановлением заместителя руководителя Свердловского УФАС России ФИО3 от 24.05.2021 № главному инженеру публичного акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод" ФИО2 (далее – ПАО "СУМЗ") по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе защитник Молчанов П.О. просит отменить постановление о назначении административного наказания и прекратить производство по делу.
Выслушав в судебном заседании объяснения защитника Молчанова, поддержавшего доводы жалобы, проверив и изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона № 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Пунктом 5 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с данным Федеральным законом. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Согласно п. 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты) под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Пунктом 3 Стандартов установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 4 Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
В силу п. 10 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 данного документа, на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации для раскрытия информации об инвестиционных программах указанных субъектов рынков электрической энергии, ежегодно, не позднее 1 апреля.
Субъекты рынков электрической энергии, за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта субъектов рынков электрической энергии, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 данного документа, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (пп. "к" п. 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации (п. 24 Стандартов).
Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 № 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области", от 27.12.2019 № 274-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2020 - 2024 годы" ПАО "СУМЗ" утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, общество является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает ПАО "СУМЗ" раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
Информация о наличии официального сайта ПАО "СУМЗ" в сети "Интернет" по адресу: <иные данные> содержится в постановлениях Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.10.2018 № 159-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях" (вместе с "Информацией о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год"), от 28.10.2019 № 127-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях" (вместе с "Информацией о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год", "Информацией о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год).
Как установлено административным органом в ходе осмотра 30.09.2020 всего официального сайта общества в сети "Интернет", отсутствует информация, предусмотренная пп. "а" пункта 12, пп. "к" пункта 19 Стандартов. Сведения об отсутствии и причинах отсутствия вышеуказанной информации на официальном сайте общества в установленные сроки также не раскрыты.
Факт нарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении от 21.01.2021 №, скриншотами официального сайта, актом осмотра интернет-сайта от 30.09.2020, приказом директора общества от 29.06.2020 №, согласно которому ответственным за размещение сведений по пп. "к" пункта 19 Стандартов является отдел главного энергетика, в том числе главный инженер ФИО2.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава вмененного правонарушения являются необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 18 Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, сетевые организации и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, инвестиционные программы которых утверждают Министерство энергетики Российской Федерации и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала, размещают на официальном сайте системы (Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", отчеты о реализации инвестиционных программ за предыдущий квартал.
Таким образом, ПАО "СУМЗ" обязано раскрыть информацию по пп. "а" п. 12 Стандартов в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 15 Стандартов на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) не позднее 1 апреля за 2019 год.
Срок для раскрытия информации по пп. "к" п. 19 Стандартов, Стандартами не установлен.
В пункте 5 Стандартов указано, что фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода, а прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Далее указано, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, в зависимости от характера информации, то есть прогнозная или фактическая, не более календарного года.
Информация по пп. "к" п. 19 Стандартов не относится ни к фактической, ни к прогнозной, то есть пункт 5 Стандартов не применим к пп. "к" п. 19 Стандартов.
На официальном сайте Общества в разделах "Бизнес" - "Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии в соответствии с пунктом 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" в файле "19к" - "2019 год" - "2018 год" раскрыта информация для направления заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, где указано наименование организации, почтовый адрес, местонахождение офиса и раскрыты сами формы заявок на технологическое присоединение. При этом не раскрыты сведения о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения именно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации, как предусматривает пп. "к" п. 19 Стандартов.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Вопрос о наличии вины должностного лица в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина ФИО2 выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
Доказательств того, что должностным лицом ПАО "СУМЗ" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не представлено. У ФИО2 имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предпринял все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о его вине.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемой ситуации суд считает возможным признать вменяемое деяние малозначительным исходя из того, что нарушения закона имели место, но ущерба жизни и здоровью граждан не нанесено, в настоящее время ПАО "СУМЗ" устранило нарушение.
Таким образом, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Также суд принимает во внимание, что решением арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2021 по делу № № совершенное обществом аналогичное правонарушение, предусмотренное ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано малозначительным.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении отклоняются, поскольку в материалы дела административным органом представлены доказательства надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Уведомления должностного лица Свердловского УФАС России по Свердловской области о составлении 21.01.2021 протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела 24.05.2021, направлялись ФИО2 по почте, которые были возвращены отправителю с пометкой "истек срок хранения" (ШПИ №№
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем извещении не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Свердловского УФАС России ФИО3 от 24.05.2021 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера публичного акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод" ФИО2, отменить, жалобу защитника - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить ФИО2 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья