ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-71/16 от 30.12.2016 Михайловского районного суда (Рязанская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Михайловского районного суда Рязанской области Вагин И.В.,

при секретаре Бендасовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе ФИО1 ФИО7 в интересах ФИО1 ФИО8 на постановление и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ФИО8 по ч. 2 чт. 8.7 и ч. 2 ст. 8.8 КРФоАП,

установил:

Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по рязанской и Тамбовской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 и ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа с применением частей 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КРФоАП в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица ФИО3 в интересах ФИО2, считая его незаконным и необоснованным, обратился в Михайловский районный суд Рязанской области с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей по ч. 2 ст. 8.7 и ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом. Полагает, что постановление вынесено должностным лицом с нарушением норм КРФоАП процессуального характера, в связи с чем подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием события правонарушения. Полагает, что по делу проведено административное расследование до возбуждения дела об административном правонарушении и, без вынесения определения о производстве административного расследования, которое лицу не вручалось. Протокол об административном правонарушении составлен не надлежащим лицом.

Дело рассматривается в отсутствие заявителя ФИО2 на основании ст. 25.1 ч. 2 КРФоАП.

Представители ФИО2, ФИО3 по доверенности и ФИО5 по ордеру, в судебном заседании жалобу поддержали по указанным в ней основаниям.

Проверив материалы дела, полагаю, что постановление отмене не подлежит, а жалобу следует оставить без удовлетворения, по следующим основаниям:

Частью 2 ст. 8.7 невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в виде административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, частью 2 ст. 8.8 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом в виде административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 101 – ФЗ от 16.07.1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 28.1 ч. 1 п. 2 КРФоАП предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КРФоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

В соответствии пунктами 12, 13 Правил взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора).

В срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления от органа муниципального земельного контроля копии акта проверки, указанного в пункте 12 настоящих Правил, структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора) обязано в пределах своей компетенции рассмотреть указанную копию акта, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или в случае невозможности направления в форме электронного документа - на бумажном носителе.

Согласно п. 2, 4, 5 Приложения к Постановлению Правительства Рязанской области от 29 декабря 2014 года № 417 муниципальный земельный контроль на территории Рязанской области осуществляется в отношении расположенных в границах сельских поселений и на межселенной территории объектов земельных отношений - органами местного самоуправления муниципальных районов.

В рамках муниципального земельного контроля в соответствии с настоящим Порядком органы муниципального земельного контроля осуществляют деятельность по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами (далее - юридические лица), индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Рязанской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Рязанской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования).

При организации и осуществлении муниципального земельного контроля органы муниципального земельного контроля взаимодействуют с органами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора (далее - органы государственного земельного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23.15 КРФоАП Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.18, статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и применении пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли), частями 2 и 2.1 статьи 8.8, статьями 10.1 - 10.3, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), статьями 10.12 - 10.14, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), их заместители.

В силу ч. 1 ст. 28.3 КРФоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 КРФоАП при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В силу ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КРФоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением долей каждого из собственников в праве собственности или без определения таких долей.

Статьей 247 ГК РФ предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящемся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, при не достижении соглашения – в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Судом установлено, что на основании распоряжения администрации МО – Михайловский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, было поручено провести ДД.ММ.ГГГГ внеплановую выездную проверку земельного участка с кадастровым номером , назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, для ведения крестьянского хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес местоположения: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ФИО8 (доля в праве ?) (л.д. 5).

Распоряжение о внеплановой проверке было вынесено на основании сообщения Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Право долевой собственности на вышеуказанный земельный участок ФИО2 подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 – 9).

Согласно уведомления о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и почтового уведомления о вручении, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был извещен о проведении внеплановой проверки (л.д. 4, 6).

Согласно акта проверки органа муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что вышеуказанный земельный участок принадлежащий ФИО2 не используется, не пашется, не окашивается, зарос многолетней сорной травой: пижма – 40%, цикорий - 40%. К акту проверки прилагается фототаблица (л.д. 3).

ДД.ММ.ГГГГ материал проверки был направлен администрацией МО – Михайловский муниципальный район <адрес> в Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям для принятия решения о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством РФ (л.д. 1).

Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям рассмотрев предоставленный акт проверки уведомило ФИО2 письмом от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в отдел земельного надзора для дачи объяснений (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 составлен протокол которым ему вменено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, то есть по ч. 2 ст. 8.7 и ч. 2 ст. 8.8 КРФоАП. Протокол составлен в присутствии ФИО2 Согласно протоколу права ему разъяснены о чем свидетельствует его подпись в протоколе (л.д.21 – 23).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заявлено ходатайство о проведении повторного осмотра, которое рассмотрено и удовлетворено определением должностного лица административного органа (л.д. 42, 43).

Из протокола осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного с участием ФИО2 следует, что на земельном участке произведено перепахивание на 80% площади, 20% под сенокос (л.д. 44).

Согласно определения должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ дело было назначено для рассмотрения на ДД.ММ.ГГГГ на 11 часов, которое было получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 50).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в отношении ФИО2 было вынесено постановление /з которым, он признан виновным в совершении административных правонарушений предусмотренных ч. 2 ст. 8.7 и ч. 2 ст. 8.8 КРФоАП, которое было им получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51 – 52).

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что вина ФИО2 в совершении вышеуказанных административных правонарушениях полностью подтверждается выше приведенными доказательствами.

Доводы изложенные заявителем в жалобе, не нашли своего объективного подтверждения, опровергаются материалами дела, существенных процессуальных нарушений, а также нарушений норм материального права, влекущих отмену постановления, должностным лицом административного органа не допущено и судом не установлено.

При этом заявителем не представлено каких-либо доказательств в подтверждение приведенных доводов, не обрабатываемый земельный участок, находится не в границах принадлежащего ему земельного участка.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием административным органом норм КРФоАП и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Дело рассмотрено компетентным должностным лицом, в рамках его полномочий, в соответствии с требованиями КРФоАП и иными нормативно правовыми актами.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КРФоАП, нарушений прав ФИО2 административным органом не допущено, все ходатайства надлежащим образом разрешены, доказательствам дана надлежащая оценка, назначенное наказание ФИО2 является справедливым и постановлено в пределах санкций инкриминируемых ему статей с применением положений ч. 2 ст. 4.4 и ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КРФоАП.

Оснований к иной оценке доказательств суд не находит.

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КРФоАП соблюден.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не имеется.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены постановления и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям и удовлетворению жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление /з, вынесенное и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ФИО8 по делу об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 8.7 и ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья И.В. Вагин