Судья Захаров А.В. дело № 21-630/2019
(№ 12-71/2019)
РЕШЕНИЕ
26 августа 2019 года г. Симферополь
Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «КУБ» Арсланбекова Р.А. на постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г.Алушты Управления экологического надзора Южно-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КУБ» (далее – ООО «КУБ», общество),
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г.Алушты Управления экологического надзора Южно-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, оставленным без изменения решением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года, ООО «КУБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник ООО «КУБ» Арсланбеков Р.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, с которой поставил вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда, считая их незаконными и необоснованными.
Законный представитель ООО «КУБ», будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Защитник общества ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, просил её удовлетворить.
Заслушав пояснения защитника, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения составляют действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела в ходе проведения рейдовых обследований земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке в нарушение требований статей 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ООО «Куб» осуществляло размещение отходов землеройных работ – грунта, то есть на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества протокола об административном правонарушении № и ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «КУБ» должностным лицом административного органа вынесено постановление № об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе и обжалуемом постановлении выводы о принадлежности грузовых автомобилей, осуществлявших отсыпку грунта на земельный участок, ООО «КУБ», вследствие чего должностное лицо административного органа пришло к выводу о размещении ООО «Куб» отходов V класса – грунта на земельном участке, не предназначенном для этих целей, что является нарушением вышеприведенных требований законодательства.
Судья городского суда с указанными выводами должностного лица административного органа согласился, признав правомерность привлечения общества к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения.
Между тем в ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом отрицался (л.д.33-39), при этом указывалось, что согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией г.Алушты Республики Крым и ООО «Союз-Алушта», земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 51084 кв.м, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – гостиничное обслуживание, расположенный по адресу: <адрес>, передан во временное владение и пользование ООО «Союз-Алушта» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в материалах дела имеется договор оказания услуг по приему и складированию насыпного грунта от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ООО «Союз-Алушта» и ООО «Перспектива», согласно которому ООО «Союз-Алушта» оказывает услуги ООО «Перспектива» по приему и складированию насыпного грунта на строительной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, а ООО «Перспектива» обязуется оплатить эти услуги.
Также в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу защитником ООО «Куб» был представлен договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ООО «Индустрия развития» и ООО «Куб», согласно которому ООО «Куб» приняло на себя обязательства по осуществлению работ по разработке грунта на объекте строительства жилого комплекса по адресу: <адрес>, в объем которых входят: разработка котлована с вывозом грунта на временный отвал на расстояние 1 км в пределах строительной площадки с обратной засыпкой на расстояние 1 км в пределах строительной площадки и с вывозом грунта на расстояние 10 км в пределах строительной площадки.
Защитником общества было указано, что ООО «Куб» осуществляло лишь транспортирование грунта на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в пользовании ООО «Союз-Алушта», при этом размещение грунта общество не осуществляло, поскольку на основании заключенного договора по приему и складированию насыпного грунта данные услуги оказывало именно ООО «Союз-Алушта».
Изложенные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом административного органа оставлены без внимания. Судья городского суда также надлежащую правовую оценку указанным обстоятельствам не дал.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
При этом частью 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации установлены права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, то есть лицами, не являющимися собственниками земельных участков.
Как следует из протокола и постановления должностного лица административного органа, вынесенных по настоящему делу в отношении ООО «Куб», обществу вменено непосредственно размещение грунта на земельном участке, который не находится в пользовании общества, при этом каких-либо нарушений, допущенных при транспортировании или ином обращении с отходами, обществу в вину не ставится, следовательно, в указанных актах по делу не в полной мере отражены обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение которого вменяется обществу.
Доказательств того, что обществом было допущено нарушение требований законодательства по обращению с отходами, материалы дела не содержат, доказательства виновности общества в совершении вменяемого административного правонарушения в материалы дела не представлены, оценка доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу, не дана.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Изложенное в совокупности подтверждает недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты о привлечении ООО «Куб» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г.Алушты Управления экологического надзора Южно-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года, вынесенные в отношении ООО «КУБ» по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «КУБ» Арсланбекова Р.А. удовлетворить.
Постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г.Алушты Управления экологического надзора Южно-Крымского региона государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КУБ» отменить, производство по делу - прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова