Дело № 12 - 71 /2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 января 2016 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми г. Перми И.В.Шерстюков,
при секретаре Никитиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» Самонова А. А., проживающего по Адрес, по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Дата было возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении, по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» Самонова А.А., в протоколе об административном правонарушении указано, - Дата административное правонарушение выразилось в нарушении лицензионных требований, - ООО «Жилищная управляющая компания» осуществляет управление многоквартирным домом Адрес на основании договора управления от Дата. С указанной даты и по настоящее время ООО «Жилищная управляющая компания» не заключило договор о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления собственникам (пользователям) помещений в указанном многоквартирном доме коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, нарушив статью 162 ЖК РФ, подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года № 1110, протокол об административном правонарушении был направлен мировому судье судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Перми.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата производство по делу в отношении Самонова А. А. в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края начальником отдела административного делопроизводства ФИО1 подана жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата, в котором содержится просьба постановление мирового судьи от Дата отменить, дело направить на новое рассмотрение. В жалобе должностное лицо привела следующие доводы. При вынесении постановления мировой судья посчитал, что состав административного правонарушения отсутствует, так как между ООО «Жилищная управляющая компания» и ООО «...» заключен договор № ... поставки тепловой энергии в горячей воде от Дата, данный договор действует до Дата и считается ежегодно продленным на следующий год, если за месяц до окончания срока договора не последует заявление от одной из сторон об отказе от настоящего договора или пересмотре его условий, следовательно, на Дата договор № ... от Дата является действующим. С данным выводом Инспекция государственного жилищного надзора не согласна, ссылаясь на информацию, представленной ООО «...» от Дата, исх. № ... с Дата, в которой указывается о расторжении договора управления многоквартирного дома жителями многоквартирного дома и управляющей организацией с Дата, ресурсоснабжающая организация приступила к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Далее приведены ссылки на правовые нормы. В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно, в частности, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Приведены ссылки на положения части 2 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предусматривающих в пунктах 13,31 обязанность управляющей организации предоставлять потребителю коммунальные услуги и заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры о приобретении всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (границы ответственности управляющей организации), Инспекцией установлено, что на Дата договоры с ресурсоснабжающими организациями ООО «ЖУК» не заключены, полагает, что мировым судьей допущены нарушения требований статей 24.1,26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Самонов А.А., защитник Любимов С.Б., извещены в судебное заседание не явились.
Государственный орган – Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края извещен, представитель с судебное заседание не явился, дополнительного гос. орган извещен факсограммой, полученной согласно отчета Дата в 17 час. 07 мин.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в строгом соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, Правилами содержания общего имущества и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Согласно ч.2ст.162 ЖКРФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Лицензионные требования к лицензиату установлены частью1 статьи193 Жилищного кодекса РФ. Дополнительные лицензионные требования установлены пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28октября 2014года №1110, к которым отнесены, в том числе, соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирными домами, определённых ч.2ст.162 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч.2.3ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 14.02.2015 г) исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, -
Лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края относительно обязанности управляющей организации заключить договор на поставку коммунального ресурса обоснованы, при неисполнении указанной обязанности управляющие организации, должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Судебная практика, действительно, подтверждает указанное.
Вместе с тем, из данного дела об административном правонарушении не следует, что управление многоквартирным домом осуществлялось без заключения договора с ресурсоснабжающей организацией.
Протоколом об административном правонарушении от Дата № ... в вину должностному лицу в вину должностному лицу – директору общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» Самонову А.А. постановлено следующее Дата административное правонарушение выразилось в нарушении лицензионных требований, - ООО «Жилищная управляющая компания» осуществляет управление многоквартирным домом Адрес на основании договора управления от Дата. С указанной даты и по настоящее время ООО «Жилищная управляющая компания» не заключило договор о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления собственникам (пользователям) помещений в указанном многоквартирном доме коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению», то есть в вину должностному лицу Самонову А.А. поставлено отсутствие за период управления многоквартирным домом договора на поставку именно коммунального ресурса – «отопление и горячее водоснабжение». В жалобе на постановление указывается на не заключение договоров ООО «ЖУК» с ресурсоснабжающими организациями, т. е в множественном числе, по иным видам коммунальных ресурсов. При наличии договора ООО «Жилищная управляющая компания» и ООО «...» на поставку тепловой энергии от Дата (в редакции с учетом протокола разногласий) № ..., который не был в установленном законом порядке расторгнут, признан недействительным, прекращен, оснований для вывода о том, что управление многоквартирным домом Адрес на основании договора управления от Дата « с указанной даты и по настоящее время» ООО «Жилищная управляющая компания» не заключило договор о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления собственника (пользователям) помещений в указанном многоквартирном доме коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению», не имеется.
К протоколу об административном правонарушении от Дата согласно сопроводительного письма от Дата №...,описи документов (л.д.5) были приложены: копия лицензии, сопроводительное письмо о направлении протокола от Дата № ..., извещение о составлении протокола, распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки от Дата № ..., требование о принятии участия в проверке № ... от Дата, должностной регламент консультанта – государственного жилищного инспектора. Иных документов, материалов проверки, переписки с ООО «...» Инспекцией жилищного надзора Пермского края мировому судье не направлялось, письмо от Дата № ... ООО «...», на которое ссылается в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, мировому судье не представлялось, к материалам дела об административного правонарушения и протоколу от Дата указанное письмо не приложено. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении и его защитник, имеют право знакомиться с материалами дела, объемом предъявленного обвинения. Представление должностным лицом государственного органа, составившем протокол (который, по сути является обвинительным актом) дополнительных доказательств после составления протокола об административном правонарушении и направления протокола на его рассмотрение, доказательств, увеличивающего объем предъявленного обвинения, иным образом, ухудшающего положение лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, нормами КоАП РФ не предусмотрено и нарушает принцип правовой определенности.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Жилищная управляющая компания» ( ОГРН ...) находится в стадии ликвидации, уведомление ... о принятии решения о ликвидации юридического лица принято Дата, запись № .... Согласно сведений официального сайта «...», многоквартирный дом Адрес, с Дата по Дата, осуществлялось управление ООО «Жилищная управляющая компания». Вопреки информации ООО «...», на которую в жалобе ссылается должностное лицо Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом АдресДата, архив управления многоквартирным жилым домом Адрес, содержащийся на сайте «...» не содержит.
ООО «Жилищная управляющая компания» и общество с ограниченной ответственностью «...» Дата заключили договор поставки № ... поставки тепловой энергии в горячей воде, в котором определены объемы поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, определены объемы поставки, объекты, график поставки, в том числе в графике указан объект – дом Адрес, поставка тепловой энергии осуществляется через ТС ..., ЦТП .... Сторонами в разделе 10 «срок действия договора» согласован срок действия договора – до Дата. Договор считается ежегодно продленным на следующий год, если за месяц до окончания срока договора не последует заявление от одной из сторон об отказе от настоящего договора или пересмотре его условий. Согласно пункта 9.2 договора (согласованного путем подписания протокола разногласий к договору, - « пункт 9.2 изменить и изложить его в следующей редакции:9.2. С момента перехода от покупателя третьему лицу функций по управлению многоквартирным домом (объектом настоящего договора) обязательства сторон по настоящему договору в части поставки тепловой энергии на указанный многоквартирный дом считаются прекращенными. Покупатель в течение 5 дней с момента перехода функций по управлению многоквартирным домом уведомляет об этом поставщика». Согласно пункта 9.2 договора разрешение вопросов связанных с заключением, изменением, расторжением договора (в редакции согласованной сторонами в протоколе согласования разногласий) предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок, при не достижении согласия – в Арбитражном суде.
Порядок расторжения договоров определен главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, связанные с заключением договора на поставку тепловой энергии, установлены мировым судье при рассмотрении дела об административном правонарушении. Согласно ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В публичной сфере, к которой относится производство по делу об административном правонарушении, обязанность доказывания возложена на должностное лицо, государственный орган. Суд, являясь органом правосудия, не выполняет функций органа, осуществляющего преследование, суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и от 27 мая 2008 г. N 8-П).
Действия госоргана не могут быть произвольными, обвинения в нарушении обязательных требований юридических лиц, должностных лиц не могут носить предположительный характер.
Должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности при наличии его вины и только по тому обвинению, которое предъявлено, в пределах предъявленного обвинения.
Доказательств того, что ООО «Жилищная управляющая компания», его руководителем Самоновым А.А. был расторгнут договор № ... поставки тепловой энергии в горячей воде с ООО «...», либо направлено предложение о расторжении договора, либо подписано соглашение о расторжение договора в период управления многоквартирным домом, либо Самоновым А.А. направлено исковое заявление в Арбитражный суд о расторжении договора поставки тепловой энергии и иск был удовлетворен, Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края не представлено. В протоколе об административном правонарушении от Дата № ... в вину должностному лицу Самонову А.А. поставлено не заключение договора на поставку коммунального ресурса по отоплению и горячему водоснабжению ООО «ЖУК» за период управления многоквартирным жилым домом с Дата («с указанной даты по настоящее время»), тем самым государственный орган Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края пришел к выводу о том, что договор с ресурсоснабжающей организацией ООО «ЖУК» вообще не заключался, что не соответствует действительности и фактическим обстоятельствам дела. В представленных Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края вообще не дается какая то либо оценка договору № ... поставки тепловой энергии в горячей воде с ООО «...», между тем, отсутствие информации у надзорного органа о наличии договора, не свидетельствует о том, что данный договор не существует, либо не существовал вообще. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимых документов, что предусмотрено п. 8 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Запрос при проведении проверки по распоряжению не направлялся.
В соответствии с ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, в случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку. Выездная проверка не проводилась.
Правового акта о расторжении, прекращении действий договора № ... поставки тепловой энергии в горячей воде ООО «Жилищная управляющая компания» с ООО «...», оформленного и принятого в период действия договора управления многоквартирным домом, в порядке, предусмотренном законодательством, не представлено, таким образом выводы мирового судьи о том, что договор являлся действующим, не опровергнуты.
Информация, содержащаяся в письме от Дата № ... ООО «...» не опровергает указанное, поскольку законом и договором определен порядок изменения и расторжения договора. К тому же, если договор на управление между собственниками многоквартирного жилого дома и управляющей организацией расторгнут, то и обязанность у управляющей организации по управлению домом и, соответственно, заключения договора с ресурсоснабжающими организациями, отсутствует.
В том случае, если имелись иные нарушения Правил предоставления коммунальных услуг, не соблюдения условий договора № ... поставки тепловой энергии в горячей воде с ООО «...», самоустранения управляющей организации от исполнения обязанностей по данному договору, нарушения по поставке коммунального ресурса тепловой энергии для горячего водоснабжения и отопления, собственникам и жильцам многоквартирного жилого дома по Адрес, в том числе, связанные с нарушением лицензионных требований, выявленные в ходе внеплановой документарной проверки по рассмотрению обращения от Дата № ...(к материалам дела копия обращения госорганом не представлена) согласно распоряжения от Дата № ..., Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края не была лишена возможности указать об этом в протоколе об административном правонарушении, дав соответствующую правовую оценку и надлежащую квалификацию. Иного, кроме того, что управление многоквартирным домом осуществлялось без заключения договора на поставку коммунального ресурса, в вину должностному лицу руководителю юридического лица Самонову А.А. в протоколе об административном правонарушении, не поставлено. Мировой судья рассмотрел дело об административном правонарушении в пределах обвинения, указанного в протоколе об административном правонарушении. Нарушений процессуальных требований, мировым судьей не допущено, оснований для отмены и возвращения дела для нового рассмотрения мировому судье, при установленных обстоятельствах, не усматривается. Процессуальных нарушений, которые в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену решения мирового судьи, по делу не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского судебного района Зориной О.В. от Дата по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» Самонова А. А. оставить без изменения, жалобу должностного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО1 без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья И.В.Шерстюков