ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-71/2018 от 02.06.2018 Усинского городского суда (Республика Коми)

№ 12-71/2018

РЕШЕНИЕ

<...> 22 июня 2018 года

Усинский городской суд Республики Коми в составе судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре судебного заседания Шестопал А.Ю.,

с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - ФИО1 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2018 года в г. Усинске Республики Коми жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление Управления Росприроднадзора по Республике Коми № от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах и лицензировании предприятиями нефтедобывающего комплекса Республики Коми, в ходе которой установлено в частности, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в дд.мм.гггг. году допущены отклонения от установленных лицензионными соглашениями, а также техническими проектами показателей разработки ... участка недр (лицензия в части объемов добычи нефти (отклонение составило 44,7 % при допустимых 30 %), в части закачки в пласт рабочего агента воды (предусмотрено 225 тыс. м?, фактически 307,45 тыс. м?), а также в части показателя сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа (сжигание составило 34,3 % при допустимых 5 %) и других месторождений. Информация, полученная и изученная в ходе названной проверки, направлена в Управление Росприроднадзора по Республики Коми для принятия мер в рамках компетенции.

дд.мм.гггг. года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Коми ... составлен протокол № об административном правонарушении в отношении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Постановлением начальника отдела геологического надзора и охраны недр, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Коми ... от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление по делу об административном правонарушении и снизить размер административного штрафа, назначив ниже низшего размера, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, считает назначенный размер административного штрафа чрезмерным, не соответствующим требованиям справедливости и разумности, без учета конкретных обстоятельств административного дела. По мнению Общества, последним предпринимаются все возможные меры по соблюдению условий рационального природопользования, правонарушение в значительной мере стало возможным не по его вине. Отклонение фактических показателей по добычи нефти и закачке рабочего агента воды в пласт от проектных связано с проведением высокоэффективных геолого-технических мероприятий и более благоприятной динамикой обводнения по скважинам месторождения (по проекту – 58,9 % фактический показатель составил 37,9 %, проектный уровень среднего дебита нефти действующих скважин – 13,8 т/сут, фактический показатель составил 29,7 т/сут). Формирование системы поддержания пластового давления начато 2013 году. Фактически за период 2013-2017 введено в эксплуатацию 5 нагнетальных скважин (по проекту – 9). Однако в связи с организацией приконтурной закачки, оттока в законтурную область 40 % закаченного агента, увеличен объем закачки в нагнетальные скважины. Для сохранения благоприятной динамики обводнения нагнетальный фонд переведен в циклическую эксплуатацию. Данные мероприятия позволили обеспечить рост забойных давлений и динамических уровней в добывающих скважинах, находящихся в зоне влияния от нагнетания. Проведение оптимизаций на данных скважинах со средним приростом по нефти от данных мероприятий составило 17,9 т/сут с дополнительной добычей за год 9,9 тыс.т. Таким образом, в 2017 году была обеспечена оптимальная выработка запасов и достижение проектного коэффициента извлечения нефти. Обществом планируется защита дополнений к технологической схеме ... месторождения, в котором будут актуализированы основные показатели разработки. В соответствии с Правилами разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 №356, отклонение закачки в пласт рабочего агента не регламентируется. Невыполнение установленного уровня утилизации попутного нефтяного газа обусловлено отсутствием производственных мощностей инфраструктуры по приему и подготовке ПНГ. В марте 2017 года введена в эксплуатацию установка аминовой очистки газа от сероводорода с дожимной компрессорной станцией, которая позволило обеспечить утилизацию ПНГ не менее 95 %.

Общество считает, что в данном случае отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, какие-либо неблагоприятные последствия не наступили, ущерб окружающей среде не причинен и имеются основания для снижения размера назначенного штрафа.

В судебное заседание не явился представитель Управления Росприроднадзора, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ходатайствует о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя, просит оставить постановление без изменений, жалобу Общества без удовлетворения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ФИО1, действующая в интересах Общества на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее, Закон) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно требованиям ст. 7, 11 Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцам заранее оговоренных условий.

На основании ст. 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

В ст. 22 Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий установленных лицензией на пользование недрами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08 ноября 2012 года № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующих при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5 % объема добытого попутного нефтяного газа.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» предоставлено право пользования недрами ... участка для целей разведки и добычи нефти. Лицензия на право пользования недрами ... выдана ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча в пределах ... участка недр на территории Усинского района Республики Коми с изменениями, сроком действия дд.мм.гггг.. В соответствии с п. 7 Лицензии уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.

Разработка ... нефтяного месторождения осуществляется на основании Технического проекта разработки ... нефтяного месторождения (Протокол заседания Северо-Западной нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.11.2013 за №906). Проектным документом в дд.мм.гггг. году предусмотрено: объем добычи нефти – 65.1 тыс.тонн, объем добычи жидкости – 158,4 тыс тонн, закачка в пласт рабочего агента (вода) – 225 тыс.м?, использование растворенного газа – 95%. Согласно государственной статистической отчетности Общества по форме №1-ЛС «сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья за дд.мм.гггг. год» по ... нефтяному месторождению - в отчетном году объем добычи нефти составил – 117,9 тыс.тонн, отклонение от проектного на 81 % допускается в 30 %, объем добычи жидкости - 190,01 тыс.тонн, вместо 158,4 тыс.тонн, фактический уровень закачки в пласт рабочего агента (воды) составил 307,45 тыс.м?, вместо установленных проектом 225 тыс.м?, показатель использования растворенного газа в дд.мм.гггг. году составил – 65,7 % показатель сжигания – 34,3%.

Из объяснения представителей Общества следует, что отклонение фактического показателя по добычи нефти от проектного связано с более низкой обводнённостью продукции. Не достижению установленного уровня утилизации в годовом выражении по лицензионным участкам (...) послужило отставание в выполнении проекта реконструкции ГПЗ, в связи со сменой подрядной организации для завершения строительно-монтажных работ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протокол об административном правонарушении № от дд.мм.гггг.; копией заключения о выполнении проектных показателей по ... месторождению, копией лицензии ... с изменениями, копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», зарегистрированном до 01.07.2002; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в отношении российской организации ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», копией распоряжения Министерства природных ресурсов РФ о предоставлении права пользования недрами ... участка, информацией Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры, копией объяснений и пояснений представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», копией заключения, копией отчета по форме № 1-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке, добыче углеводородного сырья» за ... год, копией «Технический проект разработки ... нефтяного месторождения» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Содержащийся в обжалуемом постановлении вывод о совершении Обществом административного правонарушения основан на всесторонне и полно исследованных доказательствах, предусмотренных статьей 26.2 КоАП РФ, полученных без нарушения требований закона, анализ которых подробно приведен в постановлении.

Таким образом, действия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Допустимость и достоверность доказательств, на основе которых сделан данный вывод, сомнений не вызывает, их совокупность являлась достаточной для признания Общества виновным в совершении указанного правонарушения. Общество не обеспечило выполнение в дд.мм.гггг. году утверждённых технологических показателей действующего проектного документа ««Технический проект разработки ... нефтяного месторождения» в части уровня использования попутного нефтяного газа, объемов добычи нефти и жидкости, закачки в пласт рабочего агента (вода).

Административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, соответствует общим правилам назначения административного наказания, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, его характера, имущественного и финансового положения юридического лица. Оснований для снижения размера штрафа нет.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Обжалуемое постановление вынесено правомочным должностным лицом.

При таких обстоятельствах, оснований для изменения постановления от дд.мм.гггг. года № в части назначенного размера административного наказания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7. 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Оставить постановление Управления Росприроднадзора по Республике Коми № от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья- Т.М. Брагина